Румянцев атакует турок.
У Румянцева при Рябой Могиле было в общей сложности 38 тысяч человек. Турки и татары имели численное превосходство: их армия насчитывала 70 тысяч бойцов при 44 орудиях. Правда, на стороне русских была лучшая организация и лучшая дисциплина, но история русско-турецких войн знала примеры, когда отлично вышколенная русская армия терпела поражения от иррегулярных турецких орд. Так что никаких гарантий победы Румянцеву никто не давал.
Фельдмаршал Пётр Александрович Румянцев.
Генерал Н.В. Репнин, участник Битвы при Рябой Могиле
Поле битвы, как оказалось, представляло из себя очень сильно пересечённую местность с большим количеством высоток, холмов, оврагов и речушек, не считая реки Прут. Действовать на таком поле единым армейским каре, как это делал фельдмаршал Миних в прошлую русско-турецкую войну, было решительно невозможно - неровности рельефа наверняка нарушили бы русский строй, чем непременно воспользовался бы Каплан-Гирей, большую часть войска которого составляла конница. К тому же плохое состояние дорог не позволяло быстро перебросить всю армию единым кулаком. А время не терпело. И Румянцев принял неожиданное полководческое решение, которое облёк в форму афоризма: "Врозь идти - вместе драться". Армия делилась на несколько отрядов, которые выдвигались к месту боя самостоятельно и самостоятельно же строились в каре против кавалерии. Это не только повышало оперативность переброски войск (передовой отряд Баура соединился с Репниным уже 15 июня, о чём донёс Румянцеву, а 16-го уже имел бой с турками, наступление которых совместными силами с корпусом Репнина отразил), но и давало возможность скрытно для турок подвести войска, используя особенности рельефа. А также атаковать противника одновременно с нескольких сторон.
Чтобы ускорить движение армии, Румянцев принял решение отказаться от рогаток. Рогатки представляли собой полевые защитные сооружения из линии скрещённых пик, соединённых поперечными балками. Дл иррегулярной конницы крымских татар они представляли серьёзное препятствие, однако это громоздкое сооружение обрекало русскую пехоту на оборонительные действия на поле боя, к тому же тащить его в походе было достаточно тяжело. Румянцев же полагался не столько на полевые укрепления, сколько на внезапность атаки и манёвренность своих войск.
Рогатки. Вот и представьте себе, каково было тащить на своём горбу
эти громоздкие сооружения - точнее, запчасти к ним.
Чтобы усилить ошеломляющий эффект, в глубокий обход туркам по противоположному берегу Прута Румянцев направил кавалерийскую дивизию под командованием недавно произведённого в генералы Г.А. Потёмкина - будущего светлейшего князя Таврического. Потёмкин рвался отличиться - не только потому, что ему было свойственно обычное для военных XVIII века честолюбие, не только потому, что его отец в битвах вырос и состарился, и даже не только потому, что стремился утвердить за Россией Северное Причерноморье (новороссийские проекты Григория Александровича были ещё впереди). Потёмкин был романтически влюблён в императрицу Екатерину. И искренне надеялся, что о его подвигах доложат императрице. Встречается мнение, что Потёмкин сам предложил этот обходной манёвр Румянцеву. Документальные подтверждения этому мне неизвестны, но так или иначе, он с большими силами конницы перешёл Прут и двинулся по его правому берегу в обход турецко-татарской армии.
Карта сражения у Рябой Могилы
Григорий Александрович Потёмкин
Когда 15 июня турки заметили присоединившийся к остаткам корпуса Репнина авангард Баура, они решили, что Румянцев медлит, опасаясь инфекции. При Бауре было всего 9 пехотных батальонов, 12 эскадронов кавалерии и 14 пушек. 16 июня они попытались атаковать русский авангард, но были отбиты. А на следующий день армия Румянцева, скрытно подошедшая к месту сражения, атаковала турок одновременно с нескольких сторон при поддержке артиллерии, пусть немногочисленной, но бившей слаженно и точно.
Корпус Баура имел приказ атаковать турецкие войска в лоб, основные же силы Румянцева обрушились на правый фланг турецкой позиции. Потрёпанный в предыдущих боях, но всё же боеспособный корпус Репнина имел задачу обойти правый фланг неприятеля и выйти ему в тыл. Левый же фланг турецко-татарской армии, как мы помним, по правому берегу Прута обходил Потёмкин, Румянцев, таким образом, разделив свои и без того немногочисленные силы (что было рискованным шагом), создавал для турок угрозу окружения. Турки же, в силу внезапности, о численности его армии знать не могли - поэтому угроза окружения неизбежно породила бы в их рядах панику.
Русская пехота времён Битвы при Рябой Могиле
Егерями в русской армии второй половины XVIII века называли лёгких пехотинцев,
действовавших в рассыпном строю и преимущественно огнём.
Туда отбирали лучших стрелков.
Каплан-Гирей никак не ожидал, что русский полководец подойдёт так быстро. А главное - он никак не ожидал, что русские, не имея превосходства в численности, атакуют его с нескольких сторон. Поэтому атака Румянцева его изрядно дезориентировала. Татары и турки бестолково заметались по полю битвы. А когда, в довершение этой атаки, из-за Прута с громовым "Ура!" ринулись кавалеристы Потёмкина, татары побежали, увлекая за собой и турецкие войска.
Стоит отдать должное Каплан-Гирею - крымский хан попытался организовать хоть что-то, напоминающее стройное отступление. Многочисленной коннице его армии было приказано атаковать Репнина, отбросить его с пути отхода турецко-татарского войска и прикрыть отступление артиллерии и обозов. Однако Репнин контратаковал татар силами находившихся в его распоряжении гусарских полков, а Румянцев приказал своей артиллерии вести огонь по татарской коннице. Противник не выдержал этого удара и обратился в бегство. Ханская гвардия, попытавшаяся хоть как-то прикрыть это бегство, была сметена русской кавалерией. Довершила разгром турок тяжёлая кавалерия графа Салтыкова, брошенная Румянцевым в преследование. Турки и татары бежали в Бессарабию и заняли новые позиции у реки Ларга. А укреплённый лагерь Каплан-Гирея заняли гренадеры Баура.
Русские гусары времён Сражения при Рябой Могиле
В бою у Рябой Могилы русские потеряли всего 46 солдат и офицеров. Потери турецко-татарской армии были значительнее - около 400 человек. Правда, Каплан-Гирею в итоге удалось избежать полного разгрома, он занял позиции при Ларге, где стал ждать подкреплений и нового боя. Однако Румянцев умелыми манёврами своей армии добился захвата крупного укреплённого лагеря и нанёс поражение превосходящим силам противника, обратив его в беспорядочное бегство и подорвав тем самым моральный дух вражеской армии. Корпус Репнина, и без того понёсший тяжёлые потери из-за эпидемии, был сохранён от разгрома ценой крайне малых потерь.
Важное значение имело сражение при Рябой Могиле и для развития военного искусства. Впервые в европейской военной истории Румянцев применил дивизионные каре, чем повысил манёвренность своей армии и получил возможность наносить удары по вражеской коннице одновременно с нескольких сторон, впервые же Румянцев отказался от использования громоздких, стеснявших движение армии рогаток, используя вместо полевых укреплений массированный огонь артиллерии. Корпуса и дивизии, направляемые Румянцевым в обход и в авангард, должны были одновременно на походе вести разведку и своевременно сообщать командарму о результатах своих наблюдений за неприятелем, что позволило Румянцеву лучше спланировать операцию. Наконец, Румянцев умело использовал пересечённый рельеф местности и ночное время суток, чтобы скрытно сосредоточить свои силы перед нанесением решающих ударов и утаить от противника их численность. Результатом стала победа.
Впереди у Румянцева и его чудо-богатырей была новая встреча с Каплан-Гиреем - сражение при Ларге.
___________________________________
При написании статьи использованы:
1) Материал о Битве при Рябой Могиле на "Топваре"
2) Статья Габриэля Цобехия на сайте "Почта полевая"
3) Материал о полководческом мастерстве Румянцева на "Студбуке".
Journal information