Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Лиенц: предательство или возмездие?

1 июня сего 2020 года исполнилось ровно 75 лет со дня выдачи казаков в Лиенце - события, которое до сих пор, несмотря на почти вековой интервал, вызывает в российском обществе полярные оценки - от злорадного "Поделом!" до неуклюжих, но от этого не менее назойливых попыток не только исторической реабилитации, но и канонизации "жертв  Ялты" в качестве мучеников. Когда-то и я высказывал своё мнение о тех далёких событиях. Считаю необходимым вернуться к этой теме снова, чтобы внести кое-какие важные уточнения.





Пропагандистская картина некоего С. Королькова "Выдача казаков в Лиенце".
Написана в США в 1950-е годы, то есть - в разгар Холодной войны.
Кстати, сам художник в годы Великой Отечественной активно сотрудничал
с нацистскими оккупантами и даже создал памятник-бюст Гитлеру.


Прежде всего - кто кого и кому выдал в Лиенце? Ответ на вопросы "кто" и "кому" очевиден: английское командование выдало казаков, находившихся в Австрии в английской оккупационной зоне командованию СССР, точнее - органам СМЕРШ. Что же это были за казаки и какими судьбами они оказались в Австрии? Прежде всего - это т.н. 15-й казачий кавалерийский корпус СС, формирование с чисто карательными функциями, возглавлявшееся немецким генералом Гельмутом фон Паннвицем. Корпус этот "вырос" из казачьего эскадрона, созданного ещё в 1941 году под командованием офицера-предателя И. Кононова. Эскадрон Кононова в дальнейшем был развёрнут в полк, в 1943 году - в дивизию, а к 1945 году подошёл корпусом. Эти казаки активно использовались гитлеровскими захватчиками в карательных операциях против партизан и мирного населения сперва в Белоруссии, затем - в Югославии. Это о них немецкий генерал Шенкендорф писал своему начальству: "Поведение казаков по отношению к местному населению беспощадное".  Подчёркиваю: не к партизанам, не к красноармейцам, не к большевистской верхушке - к населению. К женщинам, к детям, к инвалидам, многие из которых были нашими братьями и сёстрами по вере. Паннвиц на суде откровенничал: "Зимой 1943--1944 годов в районе Сунья — Загреб по моему приказу было повешено 15 человек заложников из числа югославских жителей... В конце 1943 года в районе Фрушка Гора казаки 1-го кавалерийского полка повесили в деревне 5 или 6 (точно не помню) крестьян. Казаки 3-го, 4-го и 6-го кавалерийских полков в этом же районе учинили массовое изнасилование югославских женщин. В декабре 1943 года подобные же экзекуции и изнасилования были в районе города Брод (Босния). В мае 1944 года в Хорватии, в районе южнее Загреба, казаки 1-го полка сожгли одну деревню..." После капитуляции Германии - подчёркиваю: после! - казаки-эсэсовцы прорвались в английскую зону оккупации в Австрии, где и сложили оружие перед британскими войсками, закономерно опасаясь, что ни бывшие соотечественники, ни сербы церемониться с ними за их "художества" не будут.

Во-вторых, в Лиенце оказался так называемый Казачий Стан, насчитывавший 24 тысячи человек, как военнослужащих коллаборационистских формирований, так и гражданских лиц - в основном членов семей казаков-коллаборационистов. После разгрома немцев под Сталинградом и их отступления с Северного Кавказа коллаборационист (бывший полковник Русской Императорской Армии) С.В. Павлов объединил под своим начальством остатки полицейских и других карательных формирований из казаков, провозгласив создание Казачьего Стана. Вопреки распространённому мнению, боевики Казачьего Стана не были беженцами, спасавшимися от красного террора, это были именно каратели, активно участвовавшие в подавлении Варшавского Антифашистского восстания 1944 года (в ходе которого немцами и их приспешниками были уничтожены десятки тысяч мирных, не причастных к восстанию, варшавян, в том числе и православных), а в дальнейшем - в подавлении итальянского Антифашистского Сопротивления. То есть, Казачий Стан также, как и корпус Паннвица, состоял из международных военных преступников, занимавшихся отнюдь не только "борьбой против безбожного большевизма". Вместе с Казачьим Станом в Лиенц отошли и чины созданного немцами Главного Управления Казачьих Войск во главе с небезызвестным П.Н. Красновым.

Наконец, в окрестностях Лиенца, в Шпитале, оказались формирования Казачьего Резерва, формированием которого занимался бывший белогвардейский генерал А.Г. Шкуро.  Несколько сотен казаков, в основном белоэмигрантов, во главе со Шкуро, прорвались с боем через занятый советскими войсками Юденбург и также сдались англичанам.




Казаки-эсэсовцы в Лиенце. Обратите внимание: несмотря на то, что они уже без оружия,
они сохранили военную выправку и дисциплину.

Таким образом, со всей определённостью можно утверждать, что в Лиенце сосредоточились не беженцы, а самые настоящие преступники. Изменники своего народа и отступники от отеческой веры. Нарушители Божеских заповедей и общечеловеческих нравственных норм. Нарушители писанных и неписанных законов войны. Наконец, нарушители акта о безоговорочной капитуляции Германии, по букве которого они должны были сложить оружие перед частями Красной Армии, а отнюдь не перед англичанами.

Вероятно, каратели рассчитывали, что их услуги ещё могут понадобиться англичанам для борьбы против СССР. Они практически не сомневались, что союз англосаксов с Советами - явление временное и скоро должен закончиться, сменившись новым противостоянием. А вот тогда сохранившие дисциплину части из идейных противников большевизма могут очень даже пригодиться. Однако, они не учли, что англичане считали гитлеровцев не просто врагами, а преступниками, подлежащими уголовному преследованию. И вопрос о выдаче предателей-коллаборантов однозначно решался Британией ещё в 1941 году.

28 мая офицеры коллаборационистских формирований были приглашены в Шпиталь, якобы, на переговоры с английским фельдмаршалом Александером. Этим офицерам, среди которых было около 150-ти немцев, был придан усиленный конвой, который ... и арестовал их немедленно по прибытии. За колючей проволокой оказалось более 2000 офицеров-коллаборационистов, включая 14 генералов. После чего им объявили о предстоящей выдаче в СССР.

После отделения офицеров от рядовых, 1 июня англичане подогнали фургоны и начали загонять в них казаков. Каратели не ожидали такого поворота, перспектива же выдачи Советам рисовала им будущее в самых мрачных красках. Они были убеждены, что немедленно по пересечении демаркационной линии их всех расстреляют. Поэтому - пытались сопротивляться. Самых буйных пришлось усмирять прикладами. Другие в отчаянии кончали с собой: резали себе вены осколками стекла, вешались, бросались с моста в бурную реку Драву, зачастую вместе со своими семьями... Согласитесь: как-то непохоже это всё на поведение христианских мучеников и исповедников: те напротив, радостно шли на смерть и мучения за Христа, прославляя Бога за то, что скоро окажутся в Его Царстве. "Днесь умираю за Тя, да и живу Тобою", как гласит церковное песнопение. Но казаки со свастикой сражались отнюдь не за веру и не за веру погибали, что бы там ни гундосили их сегодняшние апологеты. Исповедничеству они по привычке предпочитали кровопролитие и самоубийство.






Стоит отметить, что советское руководство оказалось далеко не таким кровожадным, как рисовалось в воображении палачам Варшавы и Сербии. Казнены были лишь главные преступники с Паннвицем и Красновым во главе, всего пять человек. Остальные получили от 6 лет до 6 месяцев... ссылки на спецпоселение, где их использовали в качестве рабочей силы под присмотром милиции. СССР очень нуждался в рабочих руках после кровопролитной войны, а власть Сталина после Победы держалась достаточно прочно, чтобы не бояться миловать.

И всё же вопрос о том, как относиться к казакам, выданным в СССР в Лиенце, не так прост, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, у человека нравственно вменяемого, которому узкопартийные интересы ещё не заменили библейских заповедей, казаки-эсэсовцы не могут вызвать не только восхищения, но и простого уважения. Они сражались против собственного государства в рядах иноземных захватчиков, захватчиков, ставивших на повестку дня вопрос не о свержении коммунизма, а об уничтожении вообще всякой русской государственности*. Большинство из них, как я уже говорил, прошло через карательные акции – и не только против «красных» партизан на оккупированных территориях СССР, но и против православных сербов, и против поляков-антикоммунистов. На совести многих были бесчеловечные преступления в отношении мирных жителей – мы все хорошо знаем, какими методами эсэсовцы вели «борьбу с партизанским движением» (а коллаборационисты, по свидетельству историков, удивляли своими зверствами даже эсэсовцев). Не беженцев, не «безвинно пострадавших» англичане выдали большевикам, а военных преступников. П.Н. Краснов – один из тех, кто толкнул казаков в объятия нацистов – в своём открытом письме к союзникам дерзал просить лишь о предании его и его товарищей гласному суду и готов был покориться решению этого суда.



П. Краснов  и А. Шкуро под судом.




Однако чисто по-человечески участь "жертв Лиенца" невольно вызывает сострадание. Оправдать и обелить их нельзя. Но понять и простить, наверное, необходимо. Это люди, на долгие годы оторванные от Родины, от «отеческих гробов», пережившие разрушение всего их многовекового уклада. Многие из них потеряли близких в результате красного террора, лишились имущества, претерпели унижения. Их коллаборационизм – это естественный эмоциональный срыв, и нужно было быть великим праведником и аскетом, чтобы в их ситуации повести себя по-другому. Вспоминается старый латвийский фильм "Долгая дорога в дюнах". Был там такой персонаж - курляндец Рихард Лоссберг. Тоже ведь мужик сотрудничал с нацистами. Но осудить его за это как-то язык не поворачивается.

Несомненна также и духовная близость казаков-белоэмигрантов немецким фашистам. Радикальный консерватизм, бескомпромиссный антикоммунизм и антисемитизм, опора на сильную власть с диктаторскими полномочиями – всё это было им понятно и близко. Да и ключевая идея Гитлера о «полноценных» и «неполноценных» расах падала на благодарную почву: среди казаков мысль о собственной исключительности была ох как популярна!

Подчёркиваю: красновских и шкуринских казаков можно простить, но не реабилитировать, и уж тем более не покаяться. А то уже раздаются голоса о необходимости «покаяния за Лиенц». За что каяться? За то, что покарали преступников? Это неотъемлемое право государства, и «коммунистический террор» тут ни при чём. Перед кем? Перед предателями и убийцами? И, главное, кто должен каяться? Те, кто никакого отношения к событиям в Лиенце не имеет, а скорее всего, даже и не слышал о них? Как тут не вспомнить иеромонаха Романа (Матюшина): «И зовут к покаянью перед вражьим мечом словоблуды». Не в бровь, а в глаз! И конечно же, это прощение должно быть обусловлено чистосердечным раскаянием со стороны самих коллаборационистов. Пока прислужники оккупантов и их потомки продолжают гордиться своими «подвигами», и пока в России остаются люди, считающие их героями, о прощении не может быть и речи. В нём не нуждаются.

И не будем всё-таки забывать, что коллаборационистские формирования использовались нацистами преимущественно как каратели. Немцы не доверяли таким союзникам и не спешили бросить их в бой. Зато кровная обида на большевиков превращала их в идеальных палачей. И если участие белоэмигрантов в войне на территории Советского Союза ещё можно хоть как-то объяснить «борьбой за свержение большевицкого ига», то их участие в карательных акциях в православной Сербии ни оправданию, ни даже простому пониманию не поддаётся. Это уже не просто измена. Это вероотступничество. Язычники-нацисты в союзе с католиками-усташами развернули кампанию настоящего геноцида против Сербской Православной Церкви, к чему недвусмысленно призывал сам Гитлер. И в этой преступной кампании приняли участие наши «православные» казаки и другие белоэмигранты! Это всё равно, как если бы в империи Диоклетиана воины-христиане участвовали бы в избиении своих братьев во Христе, оправдываясь соображениями «послушания». Но церковная история ясно свидетельствует, что воин-христианин в Древнем Риме, получивший подобный приказ, предпочитал исповедать свою веру и принять казнь, но не сквернить своих рук кровью единоверных - вспомним хотя бы житие св. Георгия Победоносца. «Казаки со свастикой» предпочитали обратное…



Паннвиц и его "казаки", которых сегодня кое-кто норовит выставить
"героями Второй Гражданской". Казаки с лицами явных дегенератов...


И когда я слышу, как этих "идеальных карателей" кто-то пытается выставить чуть ли не святыми мучениками, я почему-то всегда вспоминаю сожжённую вместе со всеми жителями Хатынь (и тысячи – !!! – таких же деревень православной Белоруссии). Сталин, при всей бесчеловечности его правления, так всё-таки не поступал. Кстати, 60 % сельского населения СССР в те годы составляли православные верующие. А значит, жарили гитлеровцы на медленном огне не «коммунистическую сволочь», не «богоотступников» и не «цареубийц», а наших с вами братьев во Христе (более того – новоисповедников, не побоявшихся в советской переписи населения назвать себя христианами). Одобрить такое, даже ради пресловутого восстановления храмов (которое действительно часто происходило на оккупированной территории), нет сил. Ибо если истребление миллионов ни в чём не повинных мирных жителей (причём в большинстве своём православных) для нас – не слишком высокая плата за восстановление наших храмов, то куда в таком случае деть заповеданную Богом любовь к ближнему?

В заключение позволю себе ещё немного усложнить проблему. Казаков-коллаборационистов англичане охотно и со всей энергией выдали советским войскам. Выдали, даже не обращая внимания на "нансеновские паспорта", паспорта иностранных государств и английские награды, которые совали им под нос казачьи офицеры. Сопротивлявшихся загоняли в фургоны прикладами, девять человек просто убили при попытке к сопротивлению. Но те же англичане и их канадские сателлиты охотно предоставляли убежище украинским и прибалтийским карателям, на совести которых - куда более серьёзные преступления против человечности и куда больше жертв, чем на совести казаков Паннвица. Но их спрятали. А русских коллаборационистов с чистой совестью выдали на расправу. Такой поступок недвусмысленно характеризует истинные цели Запада в отношении России, хоть большевистской, хоть антибольшевистской, хоть даже нацистской. Россия им просто не нужна ни в каком виде. Россию они планировали расчленить (что в ходе Холодной войны и осуществили) и колонизировать по частям, а отнюдь не освобождать от большевизма, поэтому русские антибольшевики, даже доказавшие свою готовность способствовать оккупации собственной страны, были им категорически не нужны. Стоило ли после этого надеяться, что "заграница нам поможет", или же всё-таки правы были Деникин и Врангель, делавшие ставку исключительно на антибольшевистское движение внутри самой России - вопрос в свете событий в Лиенце полагаю риторическим.

_____________________________________________
* а потому измышления Т. Таболиной о том, что «для многих казаков первая страна рабочих и крестьян не являлась Отечеством» выглядят обычным лукавством
Tags: Великая Отечественная война, Восток - Запад, За порогом Победы, История Отечества, Казачество, Мерзкие лики коллаборационизма
Subscribe

Posts from This Journal “Мерзкие лики коллаборационизма” Tag

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments