Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Как русские лётчики накостыляли американским стервятникам в небе Югославии

И это - не 1999-й год, когда российское руководство проявило себя с самой худшей стороны. Это 1944-й, когда США, вроде бы, считались нашими союзниками. И вроде бы, даже не только формально. Вот что сообщает канал "Русская армия. История" на "Яндекс-дзене".






В годы Второй мировой СССР и США активно сотрудничали. Еще не было никакой "холодной войны", противостояния двух военных блоков и пропаганды с обоих сторон. Тем не менее досадные инциденты все же случались. Так в ноябре 1944 года полковник Кларенс Теодор Эдвинсон из 82-й истребительной авиагруппы 15-ой воздушной армии вылетел на задание, чтобы поддержать Советские войска в наступлении недалеко от Ниша (город в Сербии).

"Поддержать" получилось так себе. Полковник дал приказ своей истребительной авиагруппе атаковать именно советскую колонну. Дело в том, что за то время, что американцы собирались провести свой вылет советские войска совершили стремительный бросок вглубь вражеских позиций на 100 км вперед.

Видя колонну американцы решили, что это и есть немцы. На самом деле это был 6-й гвардейский корпус. Говорят, что наши шли с оркестром (годовщина Октябрьской революции) и сперва даже не поняли, что происходит. Когда американцы принялись "утюжить" землю, началось замешательство. Самолеты приняли за немецкие, но потом рассмотрели белые звезды на крыльях.

С земли американцам подавали сигнал, что здесь свои. Кто-то из солдат схватил красное знамя и махал им, чтобы летчики заметили и отменили приказ. Приказ отменять не стали. Американцы притворились, что не замечают (а может и правда не замечали или думали, что их вводят в заблуждение).

На помощь товарищам подняли 866 истребительно авиационный полк состоящий из самолетов Як-9 и Як-3. Сперва советские истребители хотели просто показать американцам, что на земле свои. Зам. ком. полка Дмитрий Сырцов отдал приказ не атаковать американские самолеты.



Советский истребитель Як-9 в воздухе


Но американцы увидев наши самолеты не успокоились, а наоборот - вступили с ними в воздушную дуэль. Ими был сбит один Як. Только после этого советские пилоты решились объяснить американцам "доходчиво". Истребители набрали у земли максимальную скорость и с земли "свечой" рванули вверх разбив уже "вражеские" порядки своих союзников.

С первого захода были сбиты два американских самолета. Еще один был сбит средствами ПВО с земли. Американцы попытались уйти, им на перехват вышли подоспевшие самолеты советского аса Александра Колдунова. Преследуя американцев стороны "обменялись" еще парой самолетов. Советский истребитель зацепил из пушки американский "Лайтнинг", но и сам был выведен из строя другим самолетом.

Все вроде закончилось, когда один из наших самолетов подлетел к командирскому "Лайтнингу" и типичными русскими жестами, понятными во всем мире объяснил тому, что мы все еще союзники. Но на этом ничего не закончилось.

На помощь американцам вылетело еще 40 "Лайтнингов". Они опять начали "утюжить" колонну. Но в дело опять вмешались наши пилоты. Они показали американцам, что здесь свои. Поняв свою ошибку, американцы в этот раз развернулись и ушли восвояси.


Американский многоцелевой истребитель Р-38 "Лайтнинг" -
противник наших "Яков" в небе над Югославией.



Самое интересное, что в итогах воздушной дуэли американцы сообщают о том, что сбили четыре советских самолета, а сами потеряли два. Как будто специально завышая свои "достижения" и гордясь как-бы "воздушной победой". Хотя было бы чем гордится, ведь наши не ожидали подобной выходки от "союзников".

По донесению 866 истребительно авиационного полка они сбили 5 лайтнингов и сами потеряли три самолета. Но эти данные включают лишь воздушную дуэль самолетов. По отступающим американцам "работало" еще и наше ПВО. Политрук югославских партизан Йоко Дрецун с земли внимательно следил с земли за этим воздушным поединком и насчитал ровно 7 выведенных из строя американских самолета. Пять истребителей и два бомбардировщика.

До сих пор идут споры на тему того, была ли эта ошибка случайной или в ней был какой-то намеренный мотив. Впрочем американцы принесли извинения от имени президента Рузвельта и генерала армии Маршалла. В ходе выяснения причин инцидента Советская комиссия удовлетворилась объяснениями, что схема дорог Ниша была похожа на район Скопье, к которому по заданию должны были лететь американцы и поэтому пилоты"все перепутали". Инцидент тогда замяли, но мы-то с вами все помним.

#НеЗабудемНеПростим
Tags: #НеЗабудемНеПростим, Великая Отечественная война, Восток - Запад, История Отечества, О всякой дряни, Холодная война
Subscribe

Posts from This Journal “Восток - Запад” Tag

promo mikhael_mark декабрь 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments