Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

100 лет со дня рождения украинского аса

8 июня 2020 года исполнилось 100 лет со дня рождения одного из величайших лётчиков-асов Второй Мировой войны, самого результативного лётчика-истребителя Антигитлеровской коалиции Ивана Никитовича Кожедуба.




Кожедуб Иван Никитович, трижды Герой Советского Союза


Иван Кожедуб родился в селе Ображиевка Черниговской губернии (ныне - в Сумской области Украины) в украинской крестьянской семье. В школьные годы Иван увлекался гимнастикой и силовыми видами спорта, что, по собственному признанию, очень пригодилось ему в дальнейшем, в его военной службе. «Резкие снижения с большой высоты на малую, минутные перегрузки, от которых порой темнеет в глазах, – писал он, - все это легко переносит физически закаленный человек. Иногда в бою, выполняя каскад фигур, на мгновение теряешь сознание. Придешь в себя, сейчас же включаешься в боевую обстановку и снова действуешь на любой высоте, при любой скорости, в любом положении. Это умение выработалось у меня благодаря спортивной тренировке. Даже во фронтовой обстановке я старался найти время, чтобы сделать зарядку». Учась в старших классах, Иван приобрёл и первый трудовой опыт, проработав два года в школьной библиотеке и получая зарплату в 100 рублей. «Работа в библиотеке дала мне много, – вспоминал Кожедуб. – Я полюбил мир книг, газет, журналов. Они стали моими настоящими друзьями, вооружали меня знаниями». Окончив 9 классов средней школы, Кожедуб поступил в Шосткинский химико-технологический техникум.

Параллельно Иван Никитович окончил Шосткинский аэроклуб - увлечение авиацией в 30-е годы ХХ века было массовым, страна с замиранием сердца следила за подвигами лётчиков - Чкалова, Гризодубовой, Ляпидевского, Водпьянова, Каманина... Не миновало это увлечение и молодого украинца Ивана Кожедуба: романтика военной службы с детства привлекала Ивана Никитовича, и когда он заметил в техникуме двух третьекурсников в ладно пригнанных гимнастёрках и с безукоризненной армейской выправкой, он не удержался и заговорил с ними. Они и рассказали Кожедубу об аэроклубе. «Совмещать учение в техникуме и в аэроклубе оказалось нелегко, - вспоминал Кожедуб. - С девяти до трех шли занятия в техникуме, а с пяти – в аэроклубе. Но ни одной лекции в техникуме, ни одного занятия в аэроклубе я не пропустил. По-прежнему оформлял стенгазету в техникуме. На домашнюю подготовку оставались выходные дни, поздний вечер, раннее утро». Тем не менее, Иван Никитович освоил управление самолётом По-2, совершил несколько прыжков с парашютом, и в армию пошёл, уже имея лётную подготовку.



Иван Никитович Кожедуб - курсант лётной школы.



В феврале 1940 года Ивана Никитовича призывают в ряды вооружённых сил, в январе 1941 он окончил Чугуевскую военно-авиационную школу пилотов. освоив самолёты УТ-2, УТИ-4 и И-16. Успехи молодого курсанта были столь замечательными, что Кожедуба оставили при школе лётчиком-инструктором. Осенью 1941 года, когда Украине угрожала полная оккупация, школу эвакуировали в тыл, в Казахстан, где Кожедуб продолжил готовить личный состав для советских ВВС, сражавшихся на фронте. Это был период, когда вражеская авиация безраздельно господствовала в воздухе, превосходя советские военно-воздушные силы как по количеству самолётов, так и по их техническим характеристикам, и по уровню подготовки лётного состава. Потери в боях советской авиации были огромны, их приходилось восполнять ускоренными темпами. Кожедуб трудился над этой задачей, не покладая рук - и всё же рвался в действующую армию. Осенью 1942 года ему, наконец, удалось добиться своего.

В ноябре 1942 года Кожедуба вызывают в Москву и направляют в действующую армию. Иван Никитович попал в 240 истребительный авиационный полк, в составе которого прошёл путь от лётчика до командира эскадрильи. В первом же бою Кожедуб едва не погиб: заметив возвращающиеся на свой аэродром вражеские бомбардировщики, Кожедуб в одиночку атаковал их - и попал под огонь вражеского истребителя. А затем получил ещё и три снаряда от немецких зениток. Чудом ему удалось удержать самолёт в воздухе и вернуться на свой аэродром. Пришлось осознать, что в бою лётное мастерство - это ещё не всё. Что в воздушном бою многое зависит и от взаимопомощи лётчиков, и от трезвой оценки соотношения сил своих и противника, и от чёткости выполнения приказов, и многое ещё от чего.


Иван Никитович Кожедуб в 1943 году. На фоне своего самолёта.


Свой боевой счёт он открыл в период Курской битвы, где истребители 240-го полка прикрывали от вражеских бомбардировщиков наземные цели. 6 июля 1943 года, на второй день битвы, Кожедуб сбил свой первый самолёт - юнкерс Ю-87. Бои были трудными - немцы бросили лучшие авиационные части на Белогородско-Курское направление, приходилось делать по несколько вылетов за день. Через два дня Кожедуб впервые возглавил вылет четвёрки истребителей. Четвёрка Кожедуба подверглась в воздухе атаке возвращавшихся со "свободной охоты" немецких асов, завязался бой. В ходе его Иван Никитович уничтожил ведущий самолёт немецкой авиагруппы, сбив первый в своей боевой биографии истребитель.

По окончании Курской битвы Иван Никитович принимал участие в Белгородско-Харьковской и Сумско-Прилукской операциях, в Битве за Днепр. За 1943 год Кожедуб выполнил 173 боевых задания, из которых 64 были связаны с прикрытием наземных войск Красной Армии, 88 - с сопровождением бомбардировщиков и штурмовиков, 13 - с разведкой, 5 - с перехватом самолётов противника и 3 - с патрулированием. Из этого списка видно, каким образом у нас использовалась истребительная авиация. Советское командование уделяло гораздо больше внимание эффективному взаимодействию родов войск, нежели личному счёту уничтоженных самолётов. "Свободная охота", обычная для немецких асов, в Красной Армии не приветствовалась. Тем не менее, Кожедуб за 1943 год сбил 25 самолётов противника. За эти достижения 4 февраля 1944 года Кожедуб удостоился первой "звёздочки" Героя Советского Союза.


Иван Кожедуб в кабине своего самолёта
вскоре после присвоения звания Героя Советского Союза.



Иван Кожедуб на фоне своего самолёта Ла-5ФН. Ориентировочно май - июль 1944 года.
С этим самолётом связана своя история. Его на собственные деньги построил
колхозник-пчеловод Василий Конев из Сталинградской области.
Таким образом старик хотел почтить память земляка и однофамильца,
погибшего в декабре 1942 года.


Не менее насыщенным стал для лётчика и 1944 год. Он принимал участие в Кировоградской, Корсунь-Шевченковской и Уманско-Ботошанской операциях, дрался в небе Молдавии, прикрывал переправы через Южный Буг и плацдармы на Днестре. Вторая "звёздочка" Героя засверкала на его мундире 19 августа того же 1944 года.

Тогда же, в августе 1944 года Иван Кожедуб получил назначение заместителем командира 176-го гвардейского истребительного авиаполка, сражавшегося на 1-м Белорусском фронте. Перед отправкой к новому месту службы Кожедуб прошёл переподготовку на новый самолёт - прежде ему доводилось воевать на истребителях Ла-5, 176-й же полк дрался на более "продвинутых" самолётах Ла-7. В составе 176-го полка Кожедуб начал вылетать на "свободную охоту" - выслеживать и уничтожать вражеские самолёты далеко впереди линии фронта. В сентябре 1944-го года Ивана Никитовича временно командировали на 3-й Прибалтийский фронт в порядке обмена опытом. Воинам 3-го Прибалтийского понадобился его опыт "свободной охоты". За время пребывания на этом фронте (в ходе Рижской операции) Кожедуб во главе группы истребителей уничтожил 8 самолётов противника, три из которых были на личном счету командира группы. Благодаря этим действиям Кожедуба немецкие асы порядком "приуныли": стало заметно, что они всё чаще уклоняются от боя, немецкие "свободные охотники" почти перестали залетать на территорию, контролируемую советскими войсками.

В октябре 1944 года Кожедуб возвращается на 1-й Белорусский фронт, в составе которого участвует в Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. 12 февраля 1945 года Кожедуб во главе шестёрки советских истребителей принял бой с 30-ю вражескими истребителями "Фокке-Вульф". Немцы потеряли восемь машин и отступили. Потери советских лётчиков - 1 человек. 24 февраля 1945 года Кожедуб, находясь на свободной охоте, впервые в истории советской авиации сбил реактивный истребитель - немецкий мессершмитт Me-262. Последние свои воздушные победы Кожедуб одержал 17 апреля 1945 года в небе над Берлином. В этом бою два советских истребителя вынудили к отступлению сорок истребителей врага, а сбитые Кожедубом машины упали на развалины Берлина.


Кожедуб сбивает реактивный истребитель Ме-262

Пожалуй, самое известное фото Кожедуба. Сделано вскоре после вручения
третьей медали Героя Советского Союза.
На лётчике - повседневная форма майора авиации - на момент
Победы 1945-го Иван Никитович был гвардии майором.




Всего за годы Великой Отечественной войны Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях и уничтожил 64 самолёта противника. Сам же Иван Никитович отличался бережностью к технике и, неоднократно будучи подбит, всегда сажал свой самолёт. 18 августа 1945 года Иван Никитович удостоился третьей медали Героя Советского Союза.

Примечательно, что на излёте Великой Отечественной войны Кожедуб сбил два американских истребителя, которые приняли его за немца и атаковали. Так Иван Никитович стал своеобразным провозвестником нового мирового противостояния - Холодной войны. С американскими асами ему ещё пришлось сойтись в бою - в 1950 году он принял участия в вооружённом конфликте в Корее в качестве "военного советника" северокорейских вооружённых сил. Американские ВВС применяли тактику ковровых бомбардировок, массово гибли мирные жители. Советским лётчикам, командовал которыми Кожедуб, была поручена задача прикрытия городов и промышленных объектов на территории Кореи. И с этой задачей Кожедуб успешно справился.


Иван Кожедуб в период Корейской войны


Генерал Иван Кожедуб на фоне реактивного истребителя.



Иван Кожедуб был женат. Его избранницу звали Вероникой Николаевной. Познакомились молодые люди в подмосковной электричке в 1946 году. Незнакомый офицер-украинец поначалу не произвёл на девушку впечатления, тем более, что Иван был невысокого роста. Но Кожедуб оказался настойчив - и пригласил Веронику на новогодний бал в гарнизонном клубе. Пока они шли к клубу, Веронику поразило, что Ивану отдают честь даже старшие по званию офицеры. Каков же был шок девушки, когда Иван снял свой реглан, и она увидела на его кителе три "звёздочки" Героя Советского Союза! 1 января 1947 года, в самый день Новогоднего праздника, Иван и Вероника поженились. В семье было двое детей - дочь Наталья и сын Никита.

Иван Никитович продолжал свою военную службу до глубокой старости, дослужился до чина маршала авиации. Скончался прославленный ас-украинец в Москве 8 августа 1991 года, когда Советский Союз уже трещал по швам.


Увы, в нынешней Украине имя Ивана Кожедуба практически неизвестно молодёжи и абсолютно не авторитетно для неё. У "незалежной" совсем другие герои - как раз те, против кого воевал Иван Никитович Кожедуб.


Памятник Ивану Кожедубу в Киеве


__________________________________________________
При написании статьи использованы:
1) Статья об Иване Кожедубе на сайте "Герои страны"
2) Статья об Иване Кожедубе на сайте Министерства Обороны РФ
3) Глава о личной жизни Кожедуба из биографической книги о нём.
Tags: Битва за Берлин, Браття-українці, Великая Отечественная война, Вечная память, История Отечества, Корсунь-Шевченковская операция, Курская битва
Subscribe

Posts from This Journal “Браття-українці” Tag

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments