Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Солдатики, поставившие в тупик своих изготовителей

С вашего позволения, решил я тут немного повспоминать детство. Не в последнюю очередь - в силу того, что с первых дней моего присутствия в блогосфере меня занимает проблема православного и патриотического воспитания детей. И не последнюю роль в этом воспитательном процессе играют игрушки, которые мы своим детям покупаем - частично эту тему я уже затрагивал.

Недавний - незадолго до ухода на карантин - визит в магазин торговой сети "Леонардо" (это магазин для хобби, моя дочка там регулярно приобретает сырьё для рукоделия) побудил меня снова обратиться к данной теме, ибо в этом магазине меня, как выяснилось, поджидал неожиданный привет из лампового детства.  Дело в том, что в отделе стендового моделизма (а я в этом отделе частый гость в связи с моим интересом к униформологии) я неожиданно обнаружил знакомые фигурки солдатиков Донецкого завода игрушек, которых мне когда-то покупали в детстве - в далёком 1985 году, во время очередной поездки на турбазу "Умзово". Уж не знаю, как так получилось, что донецкие "Викинги", "Советские пехотинцы" и "Неандертальцы", которых я никогда не видел в магазинах моего родного Нижнего Новгорода, вдруг оказались в свободной продаже провинциального Сосновского (райцентр в 40 минутах езды от турбазы, я писал об этом посёлке здесь и имею намерение потратить пару дней на серьёзный визит туда и подробную фотоэкскурсию), но факт остаётся фактом: они там были, и я, десятилетний, вцепился в них, как говорится, мёртвой хваткой. Всего было четыре комплекта солдатиков, относящихся к разным историческим эпохам - и фигурки из всех четырёх комплектов, сопровождавших мой отдых на Унзово в далёком детстве, я неожиданно встретил в "Леонардо" в наши дни. А нахлынувшие в душу воспоминания удачно наложились на проснувшийся недавно в моей душе интерес к историко-приключенческим романам Фенимора Купера, поскольку один из этих комплектов как раз посвящён тем самым событиям, о которых повествует пенталогия "Кожаный Чулок" и роман "Шпион". Самое же интересное в этом комплекте было то, что ему до сих пор, несмотря на прошедшие с момента начала их выпуска сорок три года, так и не найдено корректное название.








Вот этот комплект.





Мы, мальчишки середины 1980-х годов, называли этих солдатиков в меховых шапках с хвостами и охотничьих куртках с бахромой "зверобоями" - по прозвищу одного из главных героев популярного немецкого вестерна "Чингачгук - Большой Змей", Натаниэля Бампо, носившего в фильме схожую одежду. Однако вряд ли это название, столь популярное у "целевой аудитории", можно считать корректным. Всё-таки  Натаниэль "Зверобой" Бампо - это конкретная, пусть и вымышленная личность, а не, так скажем, категория людей. Солдатики же из донецкого комплекта имеют ощутимо разные лица, да и какой смысл выпускать набор солдатиков, представляющих из себя клоны одного и того же литературно-киношного персонажа?
Кстати, в этом наборе действительно есть солдатик, которого с высокой долей вероятности можно отождествлять с Натаниэлем Бампо - правда, не из "Чингачгука - Большого Змея", а более поздних времён - из романов "Следопыт" и "Пионеры". На иллюстраицях к этим произведениям Купера Бампо традиционно изображался с бородой.




Так что вот он - Бампо из донецкого набора.



И он же - в представлении иллюстраторов Фенимора Купера.
На голове у него такая же меховая шапка с хвостом,
как у других солдатиков из комплекта





Вернёмся, однако, к донецким солдатикам. Оригинальное название данного комплекта (а он представлял из себя лицензионное переиздание аналогичных американских солдатиков от компании "Льюис Маркс") - "Frontiersmen", то есть "Люди Фронтира". И это название следует признать предельно корректным (почему - я скажу несколько позже). Однако данное название в СССР поставило производителей игрушек в тупик: всё-таки понятие "Фронтир" у нас знали только самые отбитые фанаты индейской темы, вроде вашего покорного слуги в 14 - 15 лет. Фронтир в Америке XVIII столетия - это пограничная территория между землями, хорошо освоенными белыми колонистами, и "западными землями", на которых хозяйничали индейские племена. Как на всякой пограничной территории, на фронтире имели место регулярные стычки между белыми поселенцами, стремившимися продвигать свои владения на запад, на пустующие, с их точки зрения, земли, и индейцами, вовсе не собиравшимися просто так, задарма уступать свои охотничьи угодья. Соответственно, колонистам приходилось выступать не только в роли крестьян-фермеров и охотников, но и в роли воинов, браться за оружие, чтобы отстаивать свои поля и жилища. Но то, что было хорошо знакомо любителям индейской темы, ровным счётом ничего не говорило основной массе советских детей (чьи знания об индейцах ограничивались немецкими фильмами с Гойко Митичем), а уж тем более - их родителям, которым, в конечном итоге, и предстояло раскошеливаться на эту весьма привлекательную для мальчишек игрушку.

Видимо, изготовители попытались перевести "Frоntiersmen" на русский целиком и дословно, но то, что получилось, не устраивало с идеологической точки зрения. Потому что получилось - "Пограничники" (слово "фронтир" в буквальном переводе с английского - "граница"). Пограничники же, как в сознании партийных идеологов, так и в сознании самих мальчишек, могли быть только "наши", советские. И фильмы о подвигах героев-пограничников, как времён Великой Отечественной войны, так и войны Холодной мы не пропускали, смотрели с удовольствием. В результате было найдено близкое по смыслу, но абсолютно никакой сути не отражавшее название для набора - "Дозорные", под каковым он и был выпущен в продажу. И посколько это название не отражало историко-географической специфики, мы очень быстро заменили его своим, некорректным, но исторически конкретным.

Строго говоря, под название "Дозорные" из всего комплекта "Людей Фронтира" подходят только две фигурки. Один - классический солдат на карауле. Правда, в несколько необычной униформе, но это - американский Фронтир XVIII века. Стоит, кстати, обратить внимание на детальную проработку ружейного замка (см. на рисунке ниже).




Солдат на карауле.


Второй боец застыл в очень динамичной позе. Даже видно (и снова предлагаю оценить детальность проработки!!!), как сваливается с его головы хвостатая шапка. Дозорный только что заметил нападающих индейцев и попытался подать сигнал остальным - отсюда поднятая кверху рука. И тут его настигла вражеская стрела.  Очень реалистично, что этот дозорный выпустил из рук ружьё - с простреленным плечом рука становится практически неработоспособна, ибо повреждаются важные сухожилия и нервные окончания.

Лично мне в детстве было очень жаль этого раненого бойца. Даже хотелось отрезать эту стрелу безопасным лезвием, чтобы избавить героя-дозорного от страданий.




Раненый боец




Остальные в название "Дозорные" вписываются слабо. Думаю, именно этим следует объяснять то, что в настоящее время набор изменил своё название и продаётся теперь как "Американские скауты".




Современная этикетка к набору "зверобоев" с новым названием.





Слава Богу, историко-географическая привязка появилась. Хотя название скауты (разведчики), думаю, тут тоже не совсем корректно. На самом деле перед нами так называемые "минитмены" - добровольцы-ополченцы из числа бледнолицых колонистов, которые обязывались по сигналу, в случае опасности от индейцев, французов (в период Семилетней войны) или английских колониальных солдат (в период Войны за Независимость) немедленно собраться в условленном месте и отражать нападение с оружием в руках. Эти добровольцы - своеобразный американский аналог наших казаков - находились в постоянной "минутной готовности" к боевым действиям (то есть, оружие и боеприпасы должны были всегда иметь под рукой), откуда, собственно, и произошло их название.

Одежда этих ополченцев не особо регламентировалась. А для удобства боевых действий в лесу они зачастую носили короткие охотничьи куртки индейского образца. Да-да, те самые, в которых и изображены донецкие солдатики. Эти охотничьи куртки в период Войны за независимость приобрели такую популярность, что проникли даже в обмундирование некоторых регулярных частей Континентальной армии Джорджа Вашингтона. Вооружение минитменов также отличалось большим разнообразием.




Минитмены в бою. Это сражение у Кингс-Маунтин в 1780 году,
некоторые подробности о котором можно прочитать здесь.


Американский минитмен из Виргинии времён Войны за Независимость.
Рисунок Дона Трояни.
На бойце мы видим точно такую же охотничью куртку с бахромой,
что и на донецких "зверобоях". Даже пелерина на месте.



Минитмен на картинке в круглой шляпе - точь-в-точь,
как вот этот солдатик из донецкого набора.


А этот доброволец вместо ружья использует пистолет.
Конечно, кремнёвые ружья были достаточно тяжёлыми и громоздкими,
пистолет таскать с собой куда удобнее. Однако, ружья более дальнобойны.
Да и приклад в ход пустить при случае можно.
Видимо, этот ополченец в прошлом был моряком или офицером,
раз пистолет ему привычнее.



И лишь один боец из этого комплекта в понятие "Минитмены" не вписывается. Это деятель, бросающийся в атаку с охотничьим ножом и держащий в другой руке томагавк. Никаких признаков наличия огнестрельного оружия (например, роговой пороховницы, присутствующей в экипировке остальных бойцов) на нём нет, а стало быть, ни о какой минутной готовности говорить не приходится. Этот боец экипирован на индейский манер и обладает характерным горбатым носом. По этой причине я (и думаю, что не только я) долгое время считал его индейцем. Однако, одет он точно так же, как и остальные ополченцы, в такую же меховую шапку (о том, чтобы индейцы Вудленда носили меховые шапки, мне ничего не известно) и охотничью куртку. Да и буйная "растительность" на груди, не характерная для американоидной расы, позволяет утверждать, что к коренным жителям Америки данный деятель точно не относится.






Странный "дозорный" - "скаут" - "минитмен" без огнестрельного оружия.





Моё объяснение: это не ополченец, а просто фермер, чьё недостроенное "поместье" подверглось неожиданному нападению враждебных индейцев. И он бросается на защиту своего имущества (а возможно - и своей семьи) с тем, что было у него в тот момент под рукой - с охотничьим ножом и топором. Учитывая его искажённое яростью лицо (и снова респект дончанам за детальную проработку!), защищает он именно семью, женщин - жену и дочерей. Ну, или индейцы нападают на него уже не в первый и не во второй раз  и настолько допекли.

Так что самое корректное название данного набора - это именно оригинальное название, "Люди Фронтира". А поскольку это слово (как и термин "минитмены") большинству наших сограждан незнакомо, адекватной заменой мне представляются "американские ополченцы" с пояснениями на этикетке, что речь идёт о Войне за Независимость США.




Солдаты регулярной американской Континентальной Армии
в охотничьих куртках индейского образца.
Рисунки Дона Трояни



Думаю, такой набор станет хорошим подарком мальчику, который увлёкся романами Фенимора Купера. А книги Купера, в свою очередь - неплохое пособие по христианскому воспитанию. Да и по патриотическому тоже.

К слову, изготовители оригинального набора - компания "Льюис Маркс" - выпустила для этих "Фронтирсменов" и подходящего игрового противника. Это, разумеется, "Индейцы" - набор из шести фигур такого же размера и в столь же боевых позах. Фотография набора ниже. Видим, что среди этих индейцев даже присутствует боец, который и нанёс роковую рану "парню, который погибнет первым". Вон он, крайний справа в переднем ряду, снова лук натягивает.


"Большие" индейцы от "Льюис-Маркса". Фото взято отсюда.



Качество проработки этих солдатиков существенно выше, чем "маленьких" индейцев, выпускавшихся в Донецке в количестве 7 штук в наборе. В частности, у лучника закономерно появился колчан со стрелами за спиной (в "маленьком" наборе он почему-то отсутствовал). Конечно, эти вояки мало походят на коренных обитателей американского Вудленда - половина набора (в частности, вождь с копьём, стоящий в середине переднего ряда) больше напоминают воинов прерий, другая половина - племена Юго-Востока (например, упомянутый выше лучник), но вряд ли мальчишки 7 - 11 лет, для которых, собственно, и предназначены эти солдатики, будут вдаваться в такие детали. Для них индейцы - это просто индейцы. Так что мне искренне жаль, что Донецкий завод не выпустил этого набора. Хотелось бы надеяться, что компания "АРК-Модел", взявшаяся перевыпускать донецких солдатиков в наши дни, исправит это упущение.

PS. Пишите в комментариях, стоит ли мне делать подобные посты в дальнейшем. На рынке игрушек ещё много чего есть, что может оказаться, на мой взгляд, хорошим воспитательным подспорьем.

Tags: Война за независимость, История США, Православное воспитание детей, Семилетняя война, Униформология, Фенимор Купер
Subscribe

Posts from This Journal “История США” Tag

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Posts from This Journal “История США” Tag