Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Финал "Узника Азкабана": триллер с отсылкой к Библии

И снова доза аналитики по "Гарри Поттеру" от Марии Тасаловой (morskoy_anemon).









Не знаю, как насчёт отсылок к Конан-Дойлю и его "Собаке Баскервилей", на что указывает в своей статье уважаемая Мария (хотя Роулинг, как школьная учительница литературы, наверняка читала это произведение и должна хорошо его знать), но лично для меня "триллерная" концовка "Гарри Поттера и узника Азкабана" прежде всего - отсылка к Святому Евангелию. В финале "Узника Азкабана" ощущение угрозы,тревоги которое действительно нарастает по мере развития сюжета, ощущение "неведомой и непонятной опасности, которая в любую секунду может выскочить из-за угла" действительно разрешается самым неожиданным образом, переворачивая всё с ног на голову: тот, кого читатель вслед за главным героем на протяжении всего романа воспринимает как главный источник опасности, на деле оказывается незримым защитником, а милый домашний питомец Рона Уизли, коего Рон яростно защищает на протяжении всей книги (и даже ссорится с Гермионой), - не только источником опасности, но и чуть ли не главным виновником гибели родителей Гарри. И это, надо сказать, идеально ложится на Евангельскую заповедь о неосуждении.










"Не судите, да не судимы будете!" - учит нас Священное Писание. Святые отцы, в свою очередь, размышляя над этой заповедью, обращают наше внимание на то, что подлинные мотивы людей от нас скрыты - а потому наше осуждающее мнение сплошь и рядом может оказаться ошибочным. В финале "Узника Азкабана" Роулинг очень ярко и красноречиво продемонстрировала нам, насколько оглушительно мы можем ошибаться в своих выводах и насколько обманчивой может оказаться очевидность. Казалось бы, всё указывает на то, что именно Сириус Блэк - опасный убийца. Казалось бы, не вызывает сомнений, что именно Сириус Блэк выдал Вольдеморту Поттеров и что именно Сириус Блэк стремится сейчас любой ценой убить Гарри. И Гарри нисколько не сомневается, и ненависть к Сириусу растёт в его душе по мере развития сюжета. Вообще, история, рассказанная в "Узнике Азкабана" - это история грехопадения, проходящего последовательно через все этапы. А в основе грехопадения Гарри - грех осуждения. Гарри, впервые услышав "официальную" версию истории Сириуса Блэка, ни на минуту в ней не усомнился, получив таким образом прилог греховной страсти человеконенавидения. В дальнейшем, по мере того, как перед глазами мальчика открываются всё новые и новые подробности истории Узника, это чувство к Блэку становится более осознанным - Гарри словно вступает в диалог со своим осуждающим помыслом. Это вторая стадия грехопадения - сочетание. Затем, подслушав разговор министра Корнелиуса Фаджа с Хагридом и мадам Розмертой, Гарри узнаёт страшную тайну, которую изо всех сил пытались от него скрыть его взрослые друзья - супруги Уизли и учителя Хогвартса: оказывается, именно Сириус выдал лорду Вольдеморту тайное убежище Поттеров. В ту же ночь Гарри рассматривает семейные фотографии, замечает на одной из них Блэка - он, как выясняется, был шафером на свадьбе его родителей. И осознав, кто предал его семью, кем приходились Сириусу Поттеры, Гарри впервые чувствует, как безотчётный страх перед бежавшим из тюрьмы зловещим преступником вытесняется из его души сознательной и всепоглощающей ненавистью. Гарри начинает понимать, почему Уизли просили его быть осторожным и не искать встреч с Блэком. Это третья стадия грехопадения - сосложение, то есть подчинение человека греховному помыслу, принятие этого помысла своей свободной волей.






Гарри говорит Гермионе о своём намерении убить Сириуса




После этого, как учат свв. отцы (в частности, Феофан Затворник), остановиться человеку уже практически невозможно. Как только свободная воля человека приняла грех и согласилась с ним, она немедленно начинает искать способа этот грех исполнить. Правда, у Гарри имеется спасательный круг в виде квиддича, в который он должен непременно выиграть, завоевав кубок для своего факультета, и в виде дружбы: ему нужно помочь Хагриду и Гермионе предотвратить несправедливую казнь гиппогрифа Клювокрыла. Эти задачи на какое-то время отвлекают его от собственных чувств к Блэку. Но они же, по воле автора, в итоге становятся причиной встречи Гарри и Блэка лицом к лицу. И здесь Гарри пытается исполнить своё давно выношенное и осознанное греховное намерение.  Но в самый последний момент не может этого сделать. Он пытается заставить себя убить Сириуса, но словно какая-то сила удерживает его. Словно чистая (относительно, конечно - мы только что говорили о грехопадении!) душа мальчика противится столь противоестественному для человека поступку, как убийство (мысль о противоестественности убийства для человеческой природы Роулинг последовательно провела через весь поттеровский цикл). А возможно, в этот момент на помощь Гарри пришла Благодать Божия - не будем забывать, что Гарри крещён во младенчестве, и это уже даёт нам очередной повод заговорить о Промысле Божием. В результате Гарри приходится выслушать версию Сириуса, которая и переворачивает давнюю историю его попадания в Азкабан с головы обратно на ноги. А Гарри неожиданно обретает в лице Сириуса не просто ещё одного доброго наставника, готового поддержать в трудную минуту, но родную душу. И надежду обрести собственный дом и собственную семью, покинув навсегда осточертевшее общество Дурслей.






Сириус и Гарри после объяснения. Все недоразумения между ними улажены,
прошлая ненависть Гарри прочно забыта.





И вот тут очень важный, на мой взгляд, сюжетный поворот - то, что хэппи-энда по факту не происходит. Грех всегда подвергает человека опасности, пусть даже эта опасность самим человеком и не осознаётся. Самая же серьёзная опасность, с которой сталкивается согрешивший человек, - это опасность лично познакомиться с "рогатыми докторами богословия". Именно это происходит с Гарри. Он и Сириус подвергаются атаке дементоров - безликих стражей Азкабана, чья демоническая природа видна, как говорится, невооружённым глазом. То, что дементоры атакуют Сириуса - это понятно: хотя мы и знаем, что Сириус не виновен, но всё волшебное сообщество убеждено, что он - беглый убийца, скрывающийся от правосудия. Однако атаке дементоров подвергается не только Сириус, но и Гарри (что, как мы потом узнаём, приводит в бешенство Дамблдора). Почему стражи Азкабана нападают на ни в чём не повинного мальчика, повергает в недоумение и учителей Хогвартса, и министра Фаджа. А для нас, христиан, выглядит вполне логичным: Гарри, допустивший сосложение с помыслом человеконенавидения, в полном соответствии с Евангелием (см. нагорную проповедь), уже становится убийцей. И в этом качестве он - законная добыча для демонов. То же, что ему удаётся в итоге избежать грозившей ему ужасной участи (дементоры собирались высосать его душу) - прямое следствие как того, что своё грехопадение он не доводит до конца (а раз так - Сириус жив, и Гарри стремится его защитить), так и поистине христианской жертвенной любви, которая присутствует в душе Гарри и которой ничего не могут противопоставить демоны-дементоры. Именно любовь - к Сириусу и к родителям, о которых Гарри ни на минуту не забывал - позволяет мальчику создать мощного патронуса, который и разгоняет всех дементоров.

Вот такие мысли в голову пришли.


Tags: Гарри Поттер, Культурология, Православие, Православное воспитание детей
Subscribe

Posts from This Journal “Гарри Поттер” Tag

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments