Юбилейный год подходит к концу, а с ним и длинная серия моих заметок, посвященных 1812 году. Несмотря на имеющийся у меня интерес к предметам воинственным, я не такой энтузиаст изучения эпохи Отечественной войны, чтобы продолжать эту серию до 1814, а то и 1815 года.
А чем лучше всего закончить виртуальную войну в ЖЖ? Разумеется, угадайкой и последующей раздачей орденов. Предлагаю посвятить последнюю из угадаек последнему месяцу войны 1812 года.
В прошлой заметке речь шла об отступлении армии Бонапарта от Москвы до Березины и о роли холодов в ее разгроме. Хотя мы все хорошо помним многочисленные изображения замерзающих французов, реальность была куда сложнее этого карикатурного образа. При отступлении Бонапарта к Смоленску холода были еще не очень сильны – морозные дни перемежались с потеплениями.
А вот как раз и изображение воинов Великой армии, одетых не-пойми-во-что (по крайней мере, один из них одет очень характерно).
Картина Богдана Виллевальде. Бегство французов к Березине.

Или вот - картина Ян Хойнка ван Папендрехта. Переправа через Березину армии Наполеона Бонапарта.
Опять не пойми во что одеты замерзшие французы.

Точности ради, на последних переходах перед Смоленском начался обильный снегопад, страшно затруднявший движение солдат, непривычных к снежной дороге, но холода только начинались. О последнем свидетельствует то, что лед на Днепре в последний день боев под Красным был настолько тонок, что местные жители не рисковали ходить по нему. Маршал Ней повел через реку 3 тысячи отступающих французов, из которых 2200 утонули, провалившись под лед.
Наполеон переходил Березину по построенным специально для этого мостам 8 дней спустя переправы Нея через Днепр (т.е. 14-17 ноября). Березина к этому времени еще не замерзла, хотя по ней уже шли льдины. Это значит, что холода были еще недостаточо сильны, чтобы сковать реки.
Картина Петера фон Гесса. Переправа через Березину. 1844 год.

Только после переправы через Березину ударили настоящие морозы. Тарле указывает: “28 ноября (16 по ст. стилю – Партизан) начались морозы, достигавшие 20 — 22 — 23 и даже 28 градусов по Реомюру и державшиеся до 12 декабря (30 ноября ст.ст.). По ночам дважды доходило до 30 градусов.” (Напомню, 1 градус Реомюра равен 1,25 градуса Цельсия при том же нуле, т.е. минус 30 по Реомюру это минус 38 градусов Цельсия. И французы, и русские люто мерзли в последний месяц боевых действий.
А это живописная версия переправы через Березину от Януария Суходольского. 1866 год. Обратите внимание на плывущие по реке льдины.

Русский гусарский генерал Левенштерн (я уже приводил его воспоминания в заметке, посвященной анализу роли погоды в поражении Бонапарта) так описывает состояние русской армии в те дни: «После переправы через Березину настали страшные морозы. Я не мог проехать верхом более десяти минут, и так как снег не позволял долго идти пешком, я то садился на лошадь, то слезал с нее и разрешил моим гусарам проделывать то же самое. Я предохранял свои ноги от мороза, засовывая их в меховые шапки французских гренадер, коими была усеяна дорога. Мои гусары страшно страдали... Сумский полк насчитывал не более ста двадцати лошадей, годных идти в атаку... Наша пехота была видимо расстроена. Ничто не делает человека столь малодушным, как холод: когда солдатам удавалось забраться куда-нибудь под крышу, то не было никакой возможности выгнать их оттуда. Они предпочитали умереть. Рискуя сгореть, солдаты забирались даже в русские печи. » (Цитаты опять же из Тарле – Партизан.)
До Вильны добралось меньше одной трети русской армии (27 464 человека и 200 орудий), которая начала преследование Наполеона от Малоярославца (когда армия выходила из Тарутина, в ней было 97112 человек при 622 орудиях). Поэтому «преследовать неприятеля было поручено казакам; русская армия не пошла далее Вильны. Ей необходим был отдых, так как она еле двигалась», писал Левенштерн.
Морозы, несомненно, ускорили агонию Великой армии, но не были ее причиной. Даже внезапно наступившее глобальное потепление вряд ли смогло бы спасти ее. Хотя точное число войск Наполеона перед переправой через Берехину остается неизвестным, поскольку точного подсчета не сделали ни в Смоленске, ни в Орше, все показания сходятся на том, что у Наполеона было около 30 — 35 тысяч годных к бою людей. Эти люди принадлежали больше всего к чисто французским частям. За ними двигались десятки тысяч солдат, потерявших боеспособность.
Краткость ЖЖшной заметки не позволяет и пытаться описывать сражение на Березине и переправу через нее. Вкратце, две русские армии – главная под комадованием Кутузова и 3я под командованием адмирала Чичагова – а также отдельный корпус под командованием Витгенштейна ловили Наполеона, но не поймали; Бонапарту удалось улизнуть. Сегодня, как и двести лет назад, мы по-прежнему не в состоянии объяснить все произошедшие на Березине события, хотя недостатка в версиях не наблюдалось и не наблюдается доныне.
Записной бонапартист объяснит неудачу русских военным гением своего кумира, сумевшим отвлечь главные силы Чичагова к участку реки, на котором никакой переправы не планировалось, построить мосты, перевести на правый берег значительную часть своих войск, отбиваясь от наседающих русских, и сжечь за собой мосты.
Картина Лоуренса Альма-Тадема. "Битва на реке Березина - 1812." 1859 - 1869
Героические (безо всякой иронии) французские саперы наводят мосты, стоя в ледяной воде.

Сторонник же взгляда, что англичанка всегда нам гадит, будет объяснять удачу французов анти-британской позицией Кутузова, не желавшего ловить Бонапарта на радость англичанам ценой большой русской крови в ожесточенных боях с уходящим французом, но здраво решившего уничтожить противника преследованием («параллельным движением»), а Бонапарта отправить обратно в Европу, чтобы голова болела уже у англичан.
Как бы то ни было, Наполеон перешел Березину. Генерал Сегюр, состоявший в эту войну в свите Наполеона, утверждает, что через Березину с Наполеоном переправилось в общем, считая с безоружными, отставшими, ранеными, больными, около 60 тысяч человек. Однако боеспособных войск было мало - от 10 до 20 тысяч. На правом берегу, на переходе от Березины до Молодечно, к ним присоединилось еще до 20 тысяч войск из корпусов, оставшихся на флангах. Из этих 80 тысяч человек половина погибла на пути от Березины до Вильны и почти все - между Вильной и Неманом.
Увы, покинувший свою армию Наполеон продолжал оставаться головной болью и для России тоже; за Отечественной войной последовали кровополитные сражения Заграничного похода. Но это уже другая история. А теперь приступим к угадайке.
Стоит заметить, что, хоть армия Чичагова не смогла нанести решительное поражение Наполеону в бою, но сыграла большую роль в гибели остатков Великой армии тем, что захватила город, в котором французов ожидали богатые продовольственные запасы. Минск. В этом городе (совсем не так, как в Смоленске, где французам не удалось создать достаточных запасов) огромные продовольственные и боевые запасы действительно ждали Наполеона. 16 ноября Минск был занят русскими войсками — авангардом армии Чичагова под начальством графа Ламберта. Вскоре Чичагов занял и Борисов. Удино удалось отбросить войска Чичагова и снова занять Борисов, после чего французы отвлекли внимание Чичагова к ложному месту переправы и сумели отвести бОльшую часть войск на правый берег. Однако Минск остался в руках русских, и все накопленные запасы оказались для французов потерянными. Это обстоятельство несомненно сыграло важнейшую роль в окончательной гибели Великой Армии к западу от Березины.
Любопытное соображение – Наполеон не сделал попыток захватить Минск, хотя силы русских там были невелики. Мне это представляется аргументом в пользу того, что силы французов были уже исчерпаны.
М.И. Кутузов писал старшему протоиерею Казанского собора Иоанну Сирохнову.
“А вы обратите свои молитвы в торжественную песнь благодарности. Воскрес Бог и расточились враги его (все, что написано со строчной в доступной мне цитате, оставляю как в цитате - Партизан)! Всемогущий оказал себя союзником благости и правоты, царствующих над нами в образе Александра, и гордая злоба исчезла, как тень, перед лицом его гнева. Прославьте Подателя победы, но вместе с гимнами радости соедините благословение падшим в славной битве за отчизну. Их гибель – наше спасение. Слава погибших да воспламеняет оставшихся на поприще брани и готовых, подобно им, отдать свою жизнь за Веру, Царя и Отчизну.
Прося вашего благословения себе и нашим храбрым воинам, честь имею быть покорным слугою
Князь Михаил Кутузов-Смоленский
24 декабря 1812 года.
В Вильне.»
Письмо это прилагалось к дорогому подарку – Кутузов послал Казанскому собору 40 пудов серебра, отбитого у французов казаками. Этим серебром был впоследствии облицован иконостас собора....
А чем лучше всего закончить виртуальную войну в ЖЖ? Разумеется, угадайкой и последующей раздачей орденов. Предлагаю посвятить последнюю из угадаек последнему месяцу войны 1812 года.
В прошлой заметке речь шла об отступлении армии Бонапарта от Москвы до Березины и о роли холодов в ее разгроме. Хотя мы все хорошо помним многочисленные изображения замерзающих французов, реальность была куда сложнее этого карикатурного образа. При отступлении Бонапарта к Смоленску холода были еще не очень сильны – морозные дни перемежались с потеплениями.
А вот как раз и изображение воинов Великой армии, одетых не-пойми-во-что (по крайней мере, один из них одет очень характерно).
Картина Богдана Виллевальде. Бегство французов к Березине.

Или вот - картина Ян Хойнка ван Папендрехта. Переправа через Березину армии Наполеона Бонапарта.
Опять не пойми во что одеты замерзшие французы.

Точности ради, на последних переходах перед Смоленском начался обильный снегопад, страшно затруднявший движение солдат, непривычных к снежной дороге, но холода только начинались. О последнем свидетельствует то, что лед на Днепре в последний день боев под Красным был настолько тонок, что местные жители не рисковали ходить по нему. Маршал Ней повел через реку 3 тысячи отступающих французов, из которых 2200 утонули, провалившись под лед.
Наполеон переходил Березину по построенным специально для этого мостам 8 дней спустя переправы Нея через Днепр (т.е. 14-17 ноября). Березина к этому времени еще не замерзла, хотя по ней уже шли льдины. Это значит, что холода были еще недостаточо сильны, чтобы сковать реки.
Картина Петера фон Гесса. Переправа через Березину. 1844 год.

Только после переправы через Березину ударили настоящие морозы. Тарле указывает: “28 ноября (16 по ст. стилю – Партизан) начались морозы, достигавшие 20 — 22 — 23 и даже 28 градусов по Реомюру и державшиеся до 12 декабря (30 ноября ст.ст.). По ночам дважды доходило до 30 градусов.” (Напомню, 1 градус Реомюра равен 1,25 градуса Цельсия при том же нуле, т.е. минус 30 по Реомюру это минус 38 градусов Цельсия. И французы, и русские люто мерзли в последний месяц боевых действий.
А это живописная версия переправы через Березину от Януария Суходольского. 1866 год. Обратите внимание на плывущие по реке льдины.

Русский гусарский генерал Левенштерн (я уже приводил его воспоминания в заметке, посвященной анализу роли погоды в поражении Бонапарта) так описывает состояние русской армии в те дни: «После переправы через Березину настали страшные морозы. Я не мог проехать верхом более десяти минут, и так как снег не позволял долго идти пешком, я то садился на лошадь, то слезал с нее и разрешил моим гусарам проделывать то же самое. Я предохранял свои ноги от мороза, засовывая их в меховые шапки французских гренадер, коими была усеяна дорога. Мои гусары страшно страдали... Сумский полк насчитывал не более ста двадцати лошадей, годных идти в атаку... Наша пехота была видимо расстроена. Ничто не делает человека столь малодушным, как холод: когда солдатам удавалось забраться куда-нибудь под крышу, то не было никакой возможности выгнать их оттуда. Они предпочитали умереть. Рискуя сгореть, солдаты забирались даже в русские печи. » (Цитаты опять же из Тарле – Партизан.)
До Вильны добралось меньше одной трети русской армии (27 464 человека и 200 орудий), которая начала преследование Наполеона от Малоярославца (когда армия выходила из Тарутина, в ней было 97112 человек при 622 орудиях). Поэтому «преследовать неприятеля было поручено казакам; русская армия не пошла далее Вильны. Ей необходим был отдых, так как она еле двигалась», писал Левенштерн.
Морозы, несомненно, ускорили агонию Великой армии, но не были ее причиной. Даже внезапно наступившее глобальное потепление вряд ли смогло бы спасти ее. Хотя точное число войск Наполеона перед переправой через Берехину остается неизвестным, поскольку точного подсчета не сделали ни в Смоленске, ни в Орше, все показания сходятся на том, что у Наполеона было около 30 — 35 тысяч годных к бою людей. Эти люди принадлежали больше всего к чисто французским частям. За ними двигались десятки тысяч солдат, потерявших боеспособность.
Краткость ЖЖшной заметки не позволяет и пытаться описывать сражение на Березине и переправу через нее. Вкратце, две русские армии – главная под комадованием Кутузова и 3я под командованием адмирала Чичагова – а также отдельный корпус под командованием Витгенштейна ловили Наполеона, но не поймали; Бонапарту удалось улизнуть. Сегодня, как и двести лет назад, мы по-прежнему не в состоянии объяснить все произошедшие на Березине события, хотя недостатка в версиях не наблюдалось и не наблюдается доныне.
Записной бонапартист объяснит неудачу русских военным гением своего кумира, сумевшим отвлечь главные силы Чичагова к участку реки, на котором никакой переправы не планировалось, построить мосты, перевести на правый берег значительную часть своих войск, отбиваясь от наседающих русских, и сжечь за собой мосты.
Картина Лоуренса Альма-Тадема. "Битва на реке Березина - 1812." 1859 - 1869
Героические (безо всякой иронии) французские саперы наводят мосты, стоя в ледяной воде.

Сторонник же взгляда, что англичанка всегда нам гадит, будет объяснять удачу французов анти-британской позицией Кутузова, не желавшего ловить Бонапарта на радость англичанам ценой большой русской крови в ожесточенных боях с уходящим французом, но здраво решившего уничтожить противника преследованием («параллельным движением»), а Бонапарта отправить обратно в Европу, чтобы голова болела уже у англичан.
Как бы то ни было, Наполеон перешел Березину. Генерал Сегюр, состоявший в эту войну в свите Наполеона, утверждает, что через Березину с Наполеоном переправилось в общем, считая с безоружными, отставшими, ранеными, больными, около 60 тысяч человек. Однако боеспособных войск было мало - от 10 до 20 тысяч. На правом берегу, на переходе от Березины до Молодечно, к ним присоединилось еще до 20 тысяч войск из корпусов, оставшихся на флангах. Из этих 80 тысяч человек половина погибла на пути от Березины до Вильны и почти все - между Вильной и Неманом.
Увы, покинувший свою армию Наполеон продолжал оставаться головной болью и для России тоже; за Отечественной войной последовали кровополитные сражения Заграничного похода. Но это уже другая история. А теперь приступим к угадайке.
Стоит заметить, что, хоть армия Чичагова не смогла нанести решительное поражение Наполеону в бою, но сыграла большую роль в гибели остатков Великой армии тем, что захватила город, в котором французов ожидали богатые продовольственные запасы. Минск. В этом городе (совсем не так, как в Смоленске, где французам не удалось создать достаточных запасов) огромные продовольственные и боевые запасы действительно ждали Наполеона. 16 ноября Минск был занят русскими войсками — авангардом армии Чичагова под начальством графа Ламберта. Вскоре Чичагов занял и Борисов. Удино удалось отбросить войска Чичагова и снова занять Борисов, после чего французы отвлекли внимание Чичагова к ложному месту переправы и сумели отвести бОльшую часть войск на правый берег. Однако Минск остался в руках русских, и все накопленные запасы оказались для французов потерянными. Это обстоятельство несомненно сыграло важнейшую роль в окончательной гибели Великой Армии к западу от Березины.
Любопытное соображение – Наполеон не сделал попыток захватить Минск, хотя силы русских там были невелики. Мне это представляется аргументом в пользу того, что силы французов были уже исчерпаны.
М.И. Кутузов писал старшему протоиерею Казанского собора Иоанну Сирохнову.
“А вы обратите свои молитвы в торжественную песнь благодарности. Воскрес Бог и расточились враги его (все, что написано со строчной в доступной мне цитате, оставляю как в цитате - Партизан)! Всемогущий оказал себя союзником благости и правоты, царствующих над нами в образе Александра, и гордая злоба исчезла, как тень, перед лицом его гнева. Прославьте Подателя победы, но вместе с гимнами радости соедините благословение падшим в славной битве за отчизну. Их гибель – наше спасение. Слава погибших да воспламеняет оставшихся на поприще брани и готовых, подобно им, отдать свою жизнь за Веру, Царя и Отчизну.
Прося вашего благословения себе и нашим храбрым воинам, честь имею быть покорным слугою
24 декабря 1812 года.
В Вильне.»
Письмо это прилагалось к дорогому подарку – Кутузов послал Казанскому собору 40 пудов серебра, отбитого у французов казаками. Этим серебром был впоследствии облицован иконостас собора....
Journal information