Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Непраздничная Пасха во врангелевском Крыму

Интересный рассказ обретается в воспоминаниях генерала П.Н. Врангеля о том, как Белый Крым встречал Пасху в 1920 году. Пасха в том трагическом году пришлась на 29 марта старого стиля, то есть - на 11 апреля по новому календарю.







"Приближались дни Светлого Праздника. Как мало напоминали они такие же дни минувших годов тихой русской жизни; весна была в полном разгаре, церкви полны молящихся, но не было обычного предпраздничного радостного ожидания. Цены страшно росли, продуктов не доставало, все жили под гнетом грозного будущего. В страстную пятницу я исповедывался, на следующий день приобщился. После заутрени в соборе, разговлялся в офицерском собрании лейб-гвардии Казачьего полка, несшего гарнизонную службу в городе. Полк этот был один из немногих, где сохранился старый офицерский состав. Большинство сотенных командиров командовали сотнями еще в германскую войну.

В первый день праздника 29-го марта я принимал поздравления представителей иностранных миссий и высших чинов, а вечером на яхте командующего флотом "Лукулл" вышел в Ялту. Я наметил посетить ряд городов, чтобы на месте ознакомиться с нуждами населения.

Мы прибыли в Ялту 30-го утром. На дебаркадере приветствовали меня целый ряд депутаций от сената, городского самоуправления, Красного Креста, прессы и т. д. Приняв депутации, я проехал в городской собор, где, прибывший со мной, епископ Вениамин отслужил молебствие, затем в гостиницу "Россия", где в большом зале присутствовал на торжественном заседании сената, после чего принимал целый ряд лиц. Тут же в гостинице "Россия" обществом помощи чинам Добровольческой армии был устроен завтрак. Днем я осматривал расположенные в Ялте лазареты и санатории.

На следующее утро я вернулся в Севастополь" (конец цитаты).

_____________________________________________

Что обращает на себя внимание в этом рассказе? Во-первых, как и при своём вступлении в должность, Врангель как истинный христианин ищет себе моральной поддержки в духовной жизни, в Церкви, в Таинствах. Несмотря на массу обязанностей, свалившихся ему на голову вместе с новым назначением, несмотря на бедственное положение, в котором оказалась армия, загнанная в разорённый войной Крым и лишившаяся поддержки союзников, Врангель находит время не просто посетить храм, а полноценно отговеть, исповедаться и причаститься в Страстную Субботу, а затем - ещё и отстоять ночную Пасхальную службу. Вряд ли у него было много времени на сон - но Пасхальной ночью он предпочёл пренебречь отдыхом ради того, чтобы славить Воскресшего Господа. Врангель понимал, вопреки распространённому мнению, что его армия сражается не в последнюю очередь за веру, а раз так - он, как главнокомандующий, обязан подавать пример в вере. И силы черпать тоже в вере. 

Видим мы также и другое: видим, что у большинства сограждан и единоверцев Врангеля, у тех, кто оказался в Белом Крыму под защитой Вооружённых Сил Юга России, да и у многих бойцов белой армии столь горячей веры, как у Врангеля, не было, почему и праздник вышел каким-то непраздничным. Над пасхальной радостью превалировала тревога - и, положа руку на сердце, тревожиться было о чём. Уверенности в том, что армия сумеет устоять, предотвратить захват Крыма большевиками, не было ни у кого, даже Врангель, как мы помним, был убеждён, что дальнейшая борьба обречена, и ехал в Крым лишь для того, чтобы разделить с армией горечь поражения. В случае же крушения фронта всех, кто собрался 29 марта (11 апреля) 1920 года в храмах, ожидал беспощадный красный террор и, вероятнее всего, - смерть. Священству пришлось бы особенно туго: ни покинуть Крым, спасая свои жизни, оно не имело права, ни защищаться, оставался только один путь - мученичество.

Это если мы говорим об "идейных белых". Простых же обывателей волновал рост цен на товары первой необходимости и наплыв в Крым изголодавшихся и оборванных военных, грозивших резко сократить и без того скудные запасы продовольствия в Крыму. Можно, конечно, сказать, что люди обмирщились, можно увидеть в этом "скрытую причину" революции, но мы не были в той ситуации. Гражданская война обернулась неслыханной разрухой и неслыханными же социальными бедствиями, множество народа буквально голодало, и в таких условиях сложно кого-то осуждать за отсутствие духовной радости. Люди волновались о насущном.

И примечательно, что Врангель, сам черпавший свои силы в богослужениях и Таинствах, ни единым словом не осуждает этих людей. Более того: едва затихли звуки Пасхальной службы, а Врангель уже занялся делами, даже не допраздновав до конца Светлое Воскресение. Он ездит по городам, общается с населением, чтобы знать его нужды, посещает и контролирует лазареты для раненых. В общем, делает всё, чтобы эти испуганные люди, которых он видел ночью на пасхальной службе, не ощущали себя брошенными. Что ж, видимо, благодать Христовых Таин помогала Врангелю не только не отчаяться самому, но и не впадать в грех осуждения. Чему бы стоило у него поучиться. 

Tags: Белые, Врангель, Гражданская война, История Отечества, Пасха
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments