
Североамериканская индеанка
Удивлены? Приключенческие романы и фильмы об индейцах, столь популярные среди советских школьников 70-х - начала 80-х годов прошлого века, приучили российского обывателя видеть в индейской женщине всецело зависимое и безгласное существо, мнением которого абсолютно никто не интересовался, а круг занятий ограничивался детьми, шитьём одежды и приготовлением пищи. Д. Браун и М. Стингл в своих монографиях, а впоследствии - Вячеслав Кондратьев своими статьями пытались развеять это недоразумение, однако, не преуспели в этом, так как к середине 1980-х годов популярность индейской темы в массах сошла на нет. Между тем, реальность была куда сложнее, особенно - в лесных племенах, населявших северо-восток территории нынешних США. Вот история только одной замечательной женщины, показавшаяся мне более, чем любопытной.
Нонэлима (Не Мужчина) (ок. 1720 - 1786), женщина-воин, была видным лидером индейцев шауни в период между Франко-индейской войной и Американской революцией.
В 1764 году Нонэлима участвовала в сражении у Буши-Ран. Она и её брат Кукурузный Стебель поддерживали мир с молодыми Соединёнными Штатами. В 1774 году она принимала участие в мирных переговорах шауни с поселенцами Вирджинии. Вполне вероятно, что Нонэлима участвовала и в других переговорах, хотя её участие в них не было подтверждено документально, поскольку британские и колониальные власти преуменьшали авторитет индейских женщин в деле дипломатии.
Нонэлима была женщиной 6 футов и 6 дюймов ростом, за что некоторые называли её «Женщиной-гренадёром» — под стать рослым гренадёрам XVIII века. Она была замужем трижды: сначала за неизвестным индейцем щауни, затем — за солдатом Континентальной армии Ричардом Батлером и, наконец, за вождём шауни Молунтой.
В 1777 году Нонэлима перебралась в форт Рэндольф в Западной Вирджинии, где исполняла обязанности переводчицы и посредницы в мирных переговорах. Летом того года она предупредила американцев, что часть племени шауни отправилась в форт Детройт, чтобы присоединиться к британцам. Неоднократно Нонэлима предупреждала белых поселенцев о готовящихся атаках враждебных индейцев. Патрик Генри настолько доверял дипломатическим способностям Нонэлимы, что часто посылал её к вождям других племён с приглашением на мирные переговоры.
Осенью 1777 года Кукурузный Стебель, его сын и ещё двое индейцев были убиты в форте Рэндольф в отместку за смерть американского ополченца, погибшего от рук неизвестных индейских воинов. Патрик Генри настаивал на привлечении убийц Кукурузного Стебля к ответственности, но, поскольку никто из американских солдат не стал свидетельствовать против них, виновные были оправданы. Несмотря на убийство брата и племянника, Нонэлима оставалась сторонницей мира с поселенцами. Так в том же году она предупредила поселенцев в форте Рэндольф и в форте Доннелли о готовящемся нападении. Филипа Хэммонда и Джона Прайора она переодела в индейские одежды, и они, пройдя 160 миль, добрались до форта Доннелли с этой важной новостью. За это британцы и пробритански настроенные индейцы уничтожили всё поголовье домашнего скота Нонэлимы. После этого она со своими сторонниками переселилась в Кошоктон, под защиту вождя ленапе Белые Глаза. В 1780 году она выступила проводницей и переводчицей Огюстена де ла Бальма во время его похода в Иллинойс.
В 1785 году она подала прошение в Конгресс о предоставлении ей земельного гранта в 1000 акров в Огайо в качестве вознаграждения за её заслуги во время революции и возмещения убытков от потери скота во время войны. Вместо этого Конгресс предоставил ей пенсию в виде ежедневного продуктового рациона и ежегодной выдачи одежды.
В 1786 году вождь Молунта, давний сторонник мира, был обвинён в нападении на поселение белых и казнён. Нонэлима и их дети были арестованы. За время заключения Нонэлима составила шауни-английский словарь. Она умерла в декабре 1786 года — вскоре после освобождения или в заключении — неизвестно.

Надгробный памятник Нонэлиме.
К сожалению, изображений этой выдающейся женщины не осталось
Journal information