Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

А я от Патриарха Кирилла не отрекаюсь

Воскресное обращение Патриарха Кирилла, в котором Святейший призвал воздержаться на время эпидемии от посещения храмов и молиться дома, вызвало на следующий день в православном секторе интернета настоящую истерику. Комментаторы не стесняются в выражениях, наперебой обвиняя Патриарха в измене Православию, в неверии, а то и в сумасшествии. Доходит и до прямых призывов к уходу в раскол. Такое чувство, что повторяются недоброй памяти времена Чумного бунта 1771 года, когда толпа растерзала митрополита Московского Амвросия Зертис-Каменского всего лишь за то, что он распорядился убрать с кремлёвских ворот чудотворную икону, вокруг которой ежедневно собирались толпы перепуганных горожан, молясь об избавлении от морового поветрия... и только усугубляли это поветрие, взаимно друг друга заражая. Порой кажется, что и сейчас найдётся один горластый провокатор, который, как в том роковом 1771-м, крикнет "Богородицу обокрали!" - и двинется по Москве погром, круша православные храмы и истребляя священников, потому что погромщикам, как ни парадоксально... якобы, запретили ходить в эти самые храмы и причащаться у этих самых священников.










Чтобы этого не произошло, давайте остановимся и подумаем трезво, что же всё-таки случилось.

Прежде всего - стоит ознакомиться со "скандальным" обращением Патриарха в подлиннике. Вот его текст. Что мы видим? Патриарх призвал верующих воздержаться от посещения публичных богослужений и  молиться дома. Все ли понимают разницу между словами "призвал" и "приказал"? А если приказа нет, если никакого циркулярного распоряжения о закрытии храмов Патриарх не издавал, а просто выступил с неким призывом, мы, простые верующие, имеем полное право этого призыва не послушать. Нисколько при этом не отказываясь от своей принадлежности к Русской Православной Церкви и от послушания её священноначалию. Храмы работают в обычном режиме. Священники продолжат совершать богослужения. Никто не лишает русский православный народ ни церковных таинств, ни церковного окормления. А стало быть, не приходится говорить и ни о каком "предательстве".
Далее. Как стало известно вечером 29 марта, в Москве с понедельника городские власти ввели режим жёсткой самоизоляции. Это значит, что из домов граждан будут выпускать исключительно в ближайший продуктовый магазин за продуктами, вынести мусор, да выгулять собаку во дворе (не далее, чем на 100 метров от дома). Нарушителей режима ждут огромные штрафы, оплатить которые большинство верующих просто физически не в состоянии. Вероятнее всего, Святейший узнал о таком решении московских властей несколько раньше своих прихожан. Как человек, помнящий советские гонения на веру, сектантский беспредел 90-х и внутрицерковную смуту нулевых (из-за ИНН, Распутина и Ивана Грозного - вспомните, сколько тогда тоже было шепотков об "отступничестве в высших эшелонах церковной власти"!), Патриарх наверняка понял, какое смущение в умах верующих вызовет данное распоряжение. Понял, что призрак ушедших гонений вновь замаячит перед глазами некоторых прихожан. И своей первосвятительской властью "решить и вязать" (а не забыли, что именно такова власть, дарованная Богом священникам?) освободил прихожан от ... Нет, не от обязанности посещать храмы в воскресные и праздничные дни. А от обвинений в вероотступничестве в адрес тех, кто решит соблюдать карантинные мероприятия светских властей и временно (подчёркиваю: временно!) воздержаться от посещения храмов. Патриарх разрешил верующим соблюдать карантинные предписания. Но не приказал этого делать, и уж тем более - не приказал закрыть все храмы в России. Те, кто захочет участвовать в богослужениях, не будут лишены такой возможности.

Более того: при Московской епархии созданы группы священников, готовых круглосуточно (!!!) принимать вызовы от людей и выезжать ко всем, кому потребуются церковные Таинства. Священники будут дежурить в больницах и причащать людей, страдающих от коронавируса, соблюдая необходимые меры предосторожности. Так что без Таинств православные верующие в России не останутся. Нечего нагнетать панику и впадать в любообличительный экстаз. "Овцы, не пасите пастырей", - сказано на все времена.

Отдельно стоит сказать про ссылки Святейшего на прп. Марию Египетскую, которые тоже подверглись разгромной критике.




Святая преподобная Мария Египетская




Да, 29 марта ещё не было седмицей, посвящённой памяти прп. Марии Египетской. Да, прп. Мария Египетская удалилась в пустыню, спасаясь от греха, а не от эпидемии, она думала не о том, чтобы уберечь свою жизнь, а о том, чтобы уберечь свою душу от соблазна, связанного с блудной страстью. Так что, на первый взгляд,  наша современная ситуация с ситуацией преподобной Марии ничего общего не имеет. Но только на первый взгляд. А если обратиться к тексту жития преподобной, то нетрудно заметить, что первопричиной бегства её в пустыню стало то обстоятельство, что Божественная Сила не допустила её в храм вместе с другими паломниками.

Вряд ли кто-то в здравом уме посмеет усомниться, что эпидемии - попущение Божие за наши грехи. И если эпидемия коснулась нашей страны так, что создаёт серьёзные препятствия для посещания храмов, то самое время задуматься: а чем таким мы прогневили Бога настолько, что Он Своею Божественной властью не пускает нас в храмы? Что мы в прежние спокойные годы делали не так, если Господь праздников и постов наших не принимает и публичные богослужения отвергает? Так что размышления об опыте Марии Египетской в контексте эпидемии коронавируса, к которым нас призывает Святейший Патриарх, оказываются очень даже не праздными, тем более, что идёт Великий Пост - самое время усилить покаянные молитвы. Тем более, что мы видим явные признаки Божия гнева в виде эпидемии.

Некоторые православные авторы пустились в рассуждения о том, что мы, дескать, всё никак не решимся запретить аборты, а по поводу коронавируса, от которого гибнет существенно меньше народу, ударяемся в панику. Конечно, аборты - это страшный грех. Но всё же православные в громадном своём большинстве абортов не делают, а законодательный их запрет - дело не рядовых прихожан, а депутатов и министров, которые в число православных христиан явно не входят. А вот что действительно зависело до недавнего времени только от нас - это наше хождение в храмы. Дорожили ли мы этим своим драгоценным правом так, как должен им дорожить христианин? Посещали ли в прошлые спокойные месяцы неопустительно все праздничные и воскресные богослужения? И как мы реагировали на действия всевозможных "общественных активистов", устраивавших массовые акции протеста против строительства наших храмов? Пытались ли противодействовать этим акциям? Собирались ли организованно в защиту своих храмов? И не потому ли теперь наша возможность ходить в Церковь оказалась под угрозой, что прежде далеко не все из нас (и я, увы, в том числе) этой возможностью дорожили?

В свете всего выше сказанного, полагаю, правильным решением будет следующее. Первое. Ни в коем случае от Патриарха Кирилла не отделяться и не осуждать его, ни в мыслях, ни, тем более, публично. Эпидемия пройдёт, пройдёт быстрее, чем вы думаете, храмы откроются вновь для всех желающих, а вот грех раскола не смывается даже мученической кровью. Второе. Призыв Патриарха Кирилла к верующим воздержаться от посещения храмов считать отказом Церкви от противодействия карантинным мероприятиям светских властей, но не воспринимать его как приказ, адресованный непосредственно нам, как христианам. Будь у Святейшего Патриарха действительно желание издать такой приказ, он мог бы этот приказ действительно издать. Он мог бы циркулярным распоряжением закрыть все храмы. Он не сделал ни того, ни другого. А значит, нет никаких оснований полагать, будто Патриарх толкает народ к вероотступничеству. И третье. Усилим наши покаянные молитвы. Это никогда и никому не поздно сделать.

От всей души желаю тем, кто дочитал этот текст до конца, твёрдого покаянного настроя. И, конечно же, возможности выразить свои покаянные чувства участием в Таинстве Исповеди. Да сохранит нас всех Бог!

PS. Только что яндекс-новости принесли сообщение, что в пятницу, 3 апреля, Патриарх Кирилл намерен совершить объезд вокруг Москвы с иконой Божией Матери "Умиление" (той самой, перед которой молился прп. Серафим Саровский), после чего отправится вместе с иконой в Елоховский Богоявленский собор, где совершит утреню в честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы. Объезд начнётся в 16.00, и владыка просил всех в это время молиться у себя дома об избавлении Москвы от эпидемии.



Елоховский Богоявленский собор



Видим, таким образом, что

а) богослужения в храмах Московской епархии продолжаются;
б) Патриарх отнюдь не собирается ни прекращать богослужения, ни закрываться на карантин;
в) Патриарх видит для избавления от коронавирусной напасти вполне традиционное православное средство - молитву перед чудотворной иконой. И намерен лично возглавить объезд с иконой вокруг Москвы, не боясь подцепить коронавирус.

То есть, ни в неверии, ни в отступничестве Святейшего подозревать не приходится. Он остаётся, как солдат на своём посту, принимая на себя все риски, сопряжённые в период эпидемии с его первосвятительскими обязанностями.

Tags: Апологетика, Патриарх Кирилл, Православие
Subscribe

Posts from This Journal “Патриарх Кирилл” Tag

promo mikhael_mark декабрь 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments
"Вряд ли кто-то в здравом уме решится утверждать, что эпидемия- попущение Божие..." По смыслу вроде бы ожидается " вряд ли кто усомнится..." или что-то подобное. Проверьте, пожалуйста.
Как видите, я из дочитавших ). А исправлять- это профессиональное.

Что касается прп.Марии, можно сравнивать и по какому-то одному качеству, признаку, свойству. В данном случае это факт,, что долгое пребывание вне церковного общения не помешало ей достичь духовной высоты. Очевидно, предполагалось, что это нас утешит и подвигнет к усердной молитве- дома.

Posts from This Journal “Патриарх Кирилл” Tag