В целом с постановкой вопроса уважаемым братом Михаилом я могу только горячо согласиться. Хотя статья получилась и не без полемических преувеличений, по поводу которых считаю необходимым сделать некоторые уточнения.
Действительно, современная западная цивилизация с её культом секса и материального благополучия - это "цивилизация плоти", в то время, как русская культура на её высотах стремилась формировать принципиально иную цивилизацию, как верно отмечает брат Михаил - "цивилизацию духа". Вот только видеть истоки "цивилизации плоти" в католичестве, на мой дилетантский взгляд, всё же слишком поспешно. "Цивилизация плоти" сформировалась не под влиянием католицизма, который не хуже Православия был способен рождать истинных подвижников духа (истинных, разумеется, не в смысле истинности их убеждений, а в смысле бескорыстия их устремлений и готовности к самопожертвованию*), а под влиянием Реформации. Вот протестанты в погоне за "упрощением" и "удешевлением" Христианства (а по факту сплошь и рядом - просто за правом пограбить монастыри и епископов) действительно поставили угождение плоти выше угождения Богу. Протестантам важна была поддержка буржуазии, а в силу этого - необходимо оправдание безоглядного стяжательства. Отсюда - и тот гнилой дух, которому противостоит Россия, чем так злит своих геополитических противников.
Насчёт русских сказок - их тоже не стоит идеализировать. В русском фольклоре часто можно встретить идеализацию именно плутовства - в той же самой сказке про Иванушку-дурачка или в "солдатском" цикле. Не забудем и о том, что во всём многотомье русских сказок нет ни одного положительного образа священника. Ни одного - и это в стране Серафима Саровского, Сергия Радонежского и Иоанна Кронштадтского. Да и "благородных разбойников" у нас хватает - тот же Стенька Разин в фольклоре откровенно идеализирован. Да и с Робин Гудом не всё так просто. Если говорить об изначальном, фольклорном образе Робин Гуда, не искажённом советской пропагандой, то он скорее партизан, нежели рэкетир. Не "благородный разбойник", грабящий богатых ради помощи бедным, а вождь национально-освободительного движения, сражающийся с чужеземными захватчиками - нормандскими феодалами. И грабит он не просто богачей - а завоевателей, в полном осознании, что отбирает у них реально награбленное. Которое и раздаёт в полном смысле слова законным владельцам - местным, англо-саксонским крестьянам и дворянам**.
Но в целом тенденция отмечена верно. Россия - та Европа, какой она могла бы стать, если бы не подножка Реформации. И за это протестантский Запад нас люто ненавидит и стремится любой ценой уничтожить. Хотя и охоту за ресурсами, которую брат Михаил ставит под сомнение, отрицать не приходится. Ведь помимо полезных ископаемых, у нас и лес, и пушнина, и плодородные земли всегда были в избытке. А эти ресурсы манили всевозможных завоевателей задолго до промышленной революции.
В плане этой идеи следует признать очень удачным выбранный братом Михаилом иллюстративный материал. Статья открывается карикатурой из американского журнала, опубликованной в начале ХХ столетия.

Сразу бросается в глаза, что карикатурка-то насквозь пропитана языческой символикой! Уже тогда, в начале ХХ века, когда США формально считались христианским государством. Западная "цивилизация", перед судом которой поставлен бедный русский мужик, олицетворяется некоей бледной фигурой с чертами какого-то не то Зевса, не то Диониса, подчёркнуто андрогинной внешности (респект ЛГБТ-тусовке из прошлого века) и в белой древнеримской тоге. Спору нет, западная цивилизация во многом основывалась именно на идеях, зародившихся в древнем Риме. Но... Римская тога - против русской христоцентричности? Они даже не дали себе труда задуматься, каким эхом отзовутся такие карикатуры в умах религиозно-серьёзных христиан. А отозваться они должны были эхом древнеримских гонений на Церковь. Да и логично.
США - цивилизация идолов, цивилизация, ставящая на первое место свои технические достижения (изделие рук своих!) и свой материальный достаток (пресловутое "их Бог - чрево", о котором грозно предупреждает Апостол Павел). И только естественно, что у нас с этой цивилизацией ничего общего не может быть по определению. Только война на уничтожение. Жалко, что наши власть предержащие этого до сих пор так никак и не поймут.
И весьма примечательно, что Россию на карикатуре олицетворяет собой тёмный мужик, которого вывели со связанными руками, словно на невольничий рынок. Сокровенная мечта "наших дорогих партнёров" - увидеть русских людей своими рабами. В самом буквальном смысле слова. Но они об этих своих мечтах будут молчать до поры. А нас - обвинять в "рабском сознании" за то, что мы не готовы так просто продать свою Родину под их владычество.
Вторая карикатура - из 1900 года, из времён Боксёрского восстания в Китае. Называется "Последняя китайская стена".

Примечателен тот факт, что Россия в той ситуации встала на защиту христиан, подвергавшихся в Китае геноциду. Россия не преследовала никаких захватнических целей, она лишь хотела положить конец варварскому истреблению мирных людей - но "западные демократии" немедленно выстроились против неё. И, заметим, выставили злобным хищником, бешеным медведем, от которого нужно срочно спасать "бедных китайцев". О том, какими бесчеловечными способами эти самые "бедные китайцы" истребляли местных христиан, не разбирая ни пола, ни возраста, помину нет. По-моему, полная аналогия с сегодняшней ситуацией вокруг Украины предельно очевидна.
И да, заметим ещё, что обе эти карикатуры публиковала страна, формально находившаяся в союзе с Россией...
________________________________________
* Здесь очень симптоматичен опыт Антония Падуанского, в весьма юном возрасте отправившегося миссионерствовать на арабский Восток. В тот период, когда Европу потрясали кровопролитные войны с мусульманами, молодой священник Антоний задумал обратить сердца врагов своего народе ко Христу не оружием, а мирной проповедью. Он был убеждён, что непременно станет мучеником - но возвратился с Ближнего Востока, окружённый почитанием самих же мусульман за подвижническую жизнь.
** Стоит ещё отметить, что борьба Робин Гуда могла мотивироваться не только национальными, но и религиозными чувствами. А конкретно - Православием. Об этом я уже писал
Journal information