Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

"Козьма Минин" на фронтах Великой Отечественной

Сегодня - день, когда вся Россия вспоминает подвиг Нижегородского ополчения К. Минина и Д. Пожарского, освободившего в 1612 году Москву от польско-литовских захватчиков, а Россию - от Великой Смуты. Подвиг героев Нижегородского ополчения логично вдохновлял защитников Отечества и в период Великой Отечественной войны. В частности, в Нижнем Новгороде был построен бронепоезд "Козьма Минин".



Бронепоезд "Козьма Минин" на вечной стоянке в Нижнем Новгороде.


Бронепоезд со столь священным для каждого русского названием был построен в октябре 1941 - феврале 1942 гг. рабочими нижегородских паровозных и вагонных депо на собственные деньги и в сверхурочное время. Так уже на начальном этапе тружениками тыла была повторно реализована краеугольная идея мининского ополчения: полное самоотречение во имя спасения Родины. Созданием бронепоезда руководил инженер Леонид Дмитриевич Рыбенков. Поскольку опыта строительства бронепоездов рабочие нижегородских депо не имели, Горьковский обком ВКП(б) обратился за помощью к к командованию ремонтной базы № 6, дислоцированной в Богородске. По согласованию с главным автобронетанковым управлением Народного Комиссариата Обороны ремонтная база передала нижегородским железнодорожникам чертежи на бронепаровоз и бронеплощадку ПЛ-42. 21 февраля 1942 года бронепоезд "Козьма Минин" был полностью готов.
В состав бронепоезда входили бронепаровоз, две крытые бронеплощадки, оснащённые 76,2-миллиметровыми пушками (по две на каждую бронеплощадку) в башнях от танков Т-34 и пулемётами ДТ (по одному, спаренному с каждой пушкой, и по четыре бортовых пулемёта на каждую бронеплощадку), и две открытые артиллерийские площадки, оснащённые зенитными пушками и установками РСЗО.





Бронепоезд "Козьма Минин"




Командиром бронепоезда был назначен старший лейтенант Тимофей Петрович Белов. О боевом пути "Козьмы Минина" достаточно подробно можно прочитать здесь. Приведём основные вехи. Первые бои "Козьмы Минина" пришлись на февраль 1943 года. Бронепоезд поддерживал огнём наступление частей 242-й, 12-й гв. стрелковых дивизий, 5-й отдельной лыжной бригады и 116-й отдельной морской стрелковой бригады в районе Волхова и Мценска, отвлекая на себя огонь немецкой артиллерии. В дальнейшем этот бронепоезд успешно использовался в Курской битве, для огневой поддержки наступление 61-й армии. В феврале 1944 г. бронепоезд участвовал в ликвидации немецкого плацдарма на левом берегу Днепра в районе Жлобина (Украина). В июле 1944 года бронепоезд поддерживал огнём операции советских и польских войск, освобождавших украинский город Ковель. Бронепоезд "Козьма Минин" - и во взаимодействии с поляками! Поистине неисповедимы пути Господни! Бывшие враги теперь действовали сообща: патриотический порыв заставил их объединиться, забыв прошлые обиды.


В августе - сентябре 1944 года бронепоезд оказался под Варшавой. Здесь его личный состав занимался восстановлением железнодорожных путей к переднему краю, а также обстреливал из пулемётов позиции гитлеровских войск, чем содействовал наступлению советских войск и действиям АКовских партизан в Варшаве. За период с 12 по 15 сентября бронепоезд "Козьма Минин" в составе Особого Горьковского дивизиона бронепоездов совершил 41 артиллерийский налёт на позиции гитлеровцев, в ходе чего были уничтожены 12 артиллерийских и миномётных батарей неприятеля, 6 отдельных орудий, 21 пулемёт. Фашистским захватчикам был нанесён урон в живой силе.




Бронепоезд "Козьма Минин" и члены его экипажа на фронте Великой Отечественной.




В октябре 1944 года бронепоезд "Козьма Минин" поддерживал наступление 234-й стрелковой дивизии РККА севернее Варшавы, где разгромил (совместно с другим бронепоездом - "Илья Муромец") 5 артиллерийских батарей неприятеля и уничтожил 23 пулемётные точки.

В январе 1945 года бронепоезд принял участие в форсировании Вислы и освобождении Варшавы. В дальнейшем, победной весной 1945 года "Козьма Минин" занимался охраной тылов Красной Армии в Германии, в районе Франкфурта-на-Одере.

6 мая 1946 г. Горьковский дивизион бронепоездов был расформирован. А бронепоезд "Козьма Минин" поставлен на вечную стоянку в Нижнем Новгороде, в районе Московского вокзала, на видном месте. Сегодня возле этого примечательного памятника нередко проводятся встречи школьников с ветеранами войны.
Tags: Блокада Ленинграда, Варшавское Антифашистское восстание, Великая Отечественная война, История Отечества, Курская битва, Минин и Пожарский, Мой любимый город
Subscribe

Posts from This Journal “Мой любимый город” Tag

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments