Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Они наступали на Петроград. Униформа белой Северо-Западной Армии

Отчасти темы обмундирования белой Северо-Западной Армии я уже касался - здесь и здесь. Решил систематизировать всю информацию, которая у меня есть по данной теме, в рамках одного поста - тем более, что Бог не без милости и регулярно ниспосылает мне новые экспонаты для моей коллекции. Вот с такого нового экспоната и начну.











На штабс-капитане Островского добровольческого стрелкового полка парадная фуражка Русской Императорской Армии. Фуражки такой расцветки (с красным околышем и тремя белыми выпушками) носили флигель-адъютанты Его Величества. То, что она оказалась у офицера Островского белогвардейского полка - немудрено: во-первых, армия Юденича была одним из наиболее правых по своей политической ориентации белогвардейских формирований, близость императорской столицы обусловила высокий процент среди офицеров армии бывших чинов Свиты и Лейб-Гвардии. На офицере защитный китель особого "русского" покроя, с воротником как у гимнастёрки - такие были введены в императорской армии в 1916 году. А погоны - по образцу императорских, но свои, белогвардейские, со знаками различия Островского полка. На рукаве офицера виден трёхцветный, под цвет русского национального флага, шеврон углом кверху, под которым - равноконечный белый крест. Это опознавательный знак белой Северо-Западной Армии, его нам сегодня суждено ещё не раз встретить.

Стоящий рядом поручик-балаховец погон на шинели не имеет - видимо, просто не успел пришить. Отряд Булак-Балаховича активно пополнялся добровольцами из мирных жителей и перебежавших красноармейцев. Поскольку число таких добровольцев Балахович предугадать не мог, то и обмундирования на всех не хватало. Так что балаховцы отличались среди бойцов Юденича наибольшей пестротой и оригинальностью своих одежд. На шинели поручика петлицы латышского образца - видимо, шинель подарили от щедрот своих союзники-балты. Но из-под неё выглядывает стоячий воротник русской гимнастёрки. А поверх шинели повязан кавказский пояс с кинжалом.

Униформа третьего бойца - из Балтийского добровольческого полка - один из самых любопытных экспонатов моей коллекции, хотя так по виду и не скажешь. Данный комплект обмундирования собран из элементов трёх различных армий: немецкая каска и амуниция, американская рубашка (у американцев она носилась под мундир, но этот солдат использует её вместо гимнастёрки) и русского образца погоны, штаны и ботинки с обмотками. Стоит обратить внимание, что шеврон у этого бойца не трёхцветный, а чёрно-белый: полк набирался из добровольцев - прибалтов и остзейцев, а Юденич признал под давлением англичан независимость прибалтийских новообразований. По этой же, вероятнее всего, причине буква "Б" ("Балтийский") на погонах - латинская.

Вот ещё одна картинка с чинами Островского полка и ефрейтором-балаховцем.








Островцы здесь - в полевой форме (именно в такой они в большинстве своём и двинулись в наступление на красный Петроград). Обратите внимание на обилие цветных кантов на полевой форме. Эта черта, характерная в императорский период для полков Лейб-Гвардии, широко распространилась в рядах белых армий. А у ефрейтора-балаховца - мундир офицерского образца при солдатских погонах и казачьего образца штаны с лампасами (при том, что сам ефрейтор - явно не казак). Экзотика Гражданской войны...

Кстати, на папахе этого ефрейтора заметна отличительная черта балаховцев - "мёртвая голова" вместо кокарды. Символику мёртвой ("адамовой") головы очень часто использовали в белых армиях в знак готовности умереть - но не склониться перед узурпаторами. И в знак веры в грядущее воскресение мертвых, обетованное Христом (Балахович был истово верующим католиком).

Ну, и ещё один балаховец напоследок. Чтобы вы, так сказать, имели полное представление о пестроте возможных типов мундиров в этой части.  Обратите внимание, что из-под кубанской черкески выбиваются штаны с жёлтыми лампасами - такие же, как у ефрейтора на предыдущей иллюстрации. Кубанцы, если что, лампас не носили. Приборным же цветом у них был красный, а не жёлтый.






Отряд С.Н. Булак-Балаховича изначально возник как партизанский и в таковом качестве просуществовал достаточно долго. К  моменту наступления на Петроград этот бывший партизанский отряд всё же был преобразован в регулярный кавалерийский полк, которому присвоили почётное шефство его основателя. Примечательно, что сам Станислав Никодимович в походе на Петроград участия не принял: в результате интриг генерала А.П. Родзянко он угодил под следствие и едва не был арестован, вследствие чего оказался вынужден покинуть ряды Северо-Западной Армии и с небольшой группой самых верных сторонников занял оборону против большевиков на другом участке фронта, объявив себя вооружёнными силами Белорусской Народной Республики (государственного новообразования, которое на тот момент уже не существовало). В ряды Белого Движения Балахович вернулся только в 1920-м году. Юденич, однако, сохранил за полком именное шефство мятежного подчинённого (не переставая надеяться на возвращение дерзкого, но удачливого военачальника), командовал Балаховским Конным полком во время Похода на Петроград младший брат "батьки Булака" - Иосиф Никодимович Балахович.



Ну, и, собственно, сам Батька Булак в своей уникальной униформе. Верхняя одежда - честно говоря, даже затрудняюсь назвать, что это - шинель или мундир, - стилизована под казачью черкеску, но вместо газырей имеет накладные нагрудные карманы достаточно большого размера, чтобы в них можно было хранить наиболее важные штабные документы. А под квази-черкеской - тёплая фуфайка, стилизованная под казачий бешмет.



Наверное, самой сплочённой и самой боеспособной в рядах Северо-Западной Армии была 5-я Ливенская дивизия, названная так не по городу Ливны, к которому не имела никакого отношения, а по фамилии основателя - генерала Анатолия Павловича Ливена. Ливенцы изначально организовались на территории Латвии, в Либаве, на строго добровольческой основе, обмундирование и снаряжение дивизия получила от немецкой армии: Первая Мировая война закончилась, Германия была вынуждена вывести свои войска с оккупированных территорий Российской империи, но рассчитывала подстраховаться на случай победы Белого Движения, заручиться дружественным расположением будущей антикоммунистической России. Впрочем, Ливен хотел сражаться только за восстановление Единой и Неделимой России. Помощь от немцев (всё равно уже не являвшихся врагами) он принял, но категорически воспретил приём в дивизию всех, кто хоть сколько-то дней прослужил в немецкой армии.







Ливенцы носили немецкую форму с русскими погонами, пуговицами и с шевронами Северо-Западной Армии. А немецкие рогатые каски (они не были выдумкой большевистской пропаганды, белые их действительно носили!) украсили изображениями русского двуглавого орла. На погонах хорошо заметна буква "Л" - вензель почётного шефа дивизии (князь Ливен, как и Станислав Булак-Балахович, участия в походе на Петроград уже не принимал, он был тяжело ранен в мае 1919 года и навсегда выбыл из армии).

А рядом с ливенцами на иллюстрации можно видеть офицера Русского Офицерского Партизанского отряда, созданного в Эстонии для борьбы с большевиками. На офицере - русская форма, но погоны его украшены вместо полковых шифровок "адамовой головой" (снова этот популярный у белогвардейцев символ!), а под опознавательным знаком Северо-Западной Армии - ещё один трёхцветный шеврон, эстонских национальных цветов.








А форма вот этого офицера-артиллериста (см. иллюстрацию выше) представляет собой причудливую смесь русских и немецких униформологических традиций. В принципе, мундир на нём типично русский по своему покрою. Но тулья фуражки - цвета "фельдграу" на немецкий манер. Хотя околыш этой же фуражки, как и полагается русским артиллеристам, из чёрного бархата.

Для сравнения - вот групповое фото артиллеристов-ливенцев.



Артиллеристы-ливенцы летом 1919 года


Видим, что часть офицеров на фотографии одеты в немецкие, а часть - в русские мундиры. Общей чертой являются только опознавательный знак Северо-Западной Армии на рукаве и фуражка с чёрным околышем, русского образца, но с тульей цвета "фельдграу" на немецкий манер. Вероятно, столь нестандартные головные уборы офицерам-ливенцам пришлось шить специально на заказ.

Вот ещё двое ливенцев - и ещё один свежий экспонат из моей коллекции.



На офицере-ливенце русская гимнастёрка особого покроя - со стояче-отложным воротником, видимо, пошитая на заказ или перешитая из американской нижней сорочки, с погонами русского образца и вензелями почётного шефа. Видим таким образом, что русские мундиры и гимнастёрки были среди ливенцев не такой уж редкостью. Немецкую форму надевали только те офицеры, которые не смогли сохранить свою "родную" (например, при поспешном бегстве через границу из красного Петрограда форму приходилось снимать, чтобы не попасться красногвардейским патрулям). На солдате - немецкая форма с русскими погонами. Судя по окантовке погон солдат - из бывших юнкеров. Впрочем, как солдат, так и офицер вооружены на немецкий образец: у офицера - пистолет "Люгер-Парабеллум" и немецкая граната-"колотушка" на длинной деревянной рукоятке, у солдата - пистолет-пулемёт Шмайссера образца 1918 года.


Ещё одна иллюстрация с ливенцем - на этот раз с рядовым Либавского добровольческого стрелкового отряда. Снова видим немецкую форму с русскими погонами и русскими опознавательными знаками.





А рядом с ливенцем мы видим уже  знакомую фигуру бойца-автоматчика Отдельного Стрелкового дивизиона СЗА. Стоит обратить внимание на обувь этого бойца: сапоги давно потеряли свой цвет и явно просят каши. Это очень важная и очень характерная для Похода на Петроград черта: "союзники"-эстонцы снабжали белую армию из рук вон плохо, задерживали военные грузы, отправляемые из Англии. Обмундирование и обувь солдат в осенних условиях быстро приходили в негодность, но заменить обветшавшие мундиры и прохудившиеся сапоги  было нечем. Да что там обновление обмундирования! Солдаты Юденича "заботами" союзников по пять дней кряду не получали пищи! Продовольствие не подвозилось. А в Ревеле стояли целые эшелоны, гружённые продуктами питания,предназначенными для белой армии...

А раз уж мы заговорили о стрелках Северо-Западной Армии, то вот ещё несколько иллюстраций по стрелковым полкам.





Псков был одним из тех городов, где в 1918 году зарождалось Белое Движение на русском Северо-Западе. Не удивительно поэтому, что один из добровольческих полков у Юденича носил наименование Псковского. У офицера на иллюстрации мы видим погоны русского образца  с шифровками Псковского добровольческого полка. А также стоит обратить внимание на белую ленточку, заткнутую за кокарду фуражки. Характерная черта обмундирования в армии Юденича.





А на этом стрелке обмундирование полностью английское, что не особо характерно для армии Юденича. Но, начиная с лета 1919 года, Англия всё же начала осторожно снабжать белую Северо-Западную Армию. Так что кое-какие полки мундиры английского образца всё же получили. Правда, как и везде в белых армиях, немедленно украсили их своими опознавательными знаками и русскими погонами. Белые оставались патриотами Единой и Неделимой России, что и старались подчеркнуть в своих мундирах.




Штабс-капитан стрелковых полков Северо-Западной Армии, 1919 г.




А у этого штабс-капитана шифровки на погонах почему-то отсутствуют. Такое в годы Первой Мировой войны было характерно только для гвардейцев. Видимо, этот офицер - бывший чин Лейб-Гвардии, и предпочёл сохранить в условиях Гражданской войны свои погоны царских времён. Трогательная верность - но не будем забывать, что северозападники отличались правыми взглядами.

В довершение - несколько иллюстраций по Западной Добровольческой армии Бермондта-Авалова. Бермондтовцы не приняли участия в боях за Петроград - но мы уже  имели удовольствие убедиться, что в этом нет вины Павла Рафаиловича: Бермондт искренне стремился к Петрограду, но его армия стала жертвой предательства "союзников" - латышей и англичан.

Начнём мы с очень любопытного экспоната. И, кстати, тоже из числа новых пополнений моей коллекции.



Зауряд-прапорщик кавалерии Западной Добровольческой Армии





На этом кавалеристе немецкий полевой кавалерийский китель, который своим стоячим воротником явно напоминает русские образцы (но имеет серый цвет и прорезные карманы, характерные для немецкой униформы). На воротник  и обшлага кителя нашиты - уже чисто по русскому образцу - галуны в знак унтер-офицерского чина. Православный восьмиконечный крест на рукаве - опознавательный знак Западной Добровольческой Армии. Погоны русские, именно такие, которые полагались зауряд-прапорщику (это унтер-офицер, исполнявший должность, которая по уставу полагалась прапорщику, прапорщик в Русской Императорской Армии считался офицерским чином). Стоит обратить внимание на вензель на погонах кавалериста - буква "К" под графской короной. Очевидно, этот зауряд-прапорщик принадлежит Гусарскому Генерала Графа Ф.А. Келлера полку. Бермондт трогательно чтил память покойного Келлера, под началом которого он когда-то служил, его Западная Добровольческая Армия когда-то начиналась с отряда имени графа Келлера, преобразованного затем в корпус. Именное шефство убиенного генерала получил также гусарский полк в бермондтовской армии.



Коллективное фото чинов 7-го Гусарского Генерала Графа Ф.А. Келлера полка
Западной Добровольческой Армии. Стоит обратить внимание, что на некоторых офицерах -
русские, а не немецкие мундиры.




Примечательно, что гусары-келлеровцы никаких специфически гусарских элементов в своей униформе не имели. А форму гусарского образца у Бермондта носил его личный конвой.









"Обычные" части Западной Добровольческой Армии носили, как и Ливенская дивизия, немецкие мундиры с русскими погонами и с опознавательными знаками в виде православного восьмиконечного креста.






На последней иллюстрации - доброволец особого формирования. Железная дивизия изначально была создана немцами из числа добровольцев-остзейцев для противодействия большевистскому наступлению в Прибалтике. После того, как немцы в силу Версальского договора оказались вынуждены покинуть оккупированные русские территории и вернуться в Германию, где их ничего хорошего не ожидало, Бермондту не составило труда завербовать демобилизуемых немецких солдат в свою армию для похода на Петроград. Железная дивизия перешла в его армию в полном составе. Стоит обратить внимание, что на солдате нет погон. Отсутствие погон в Западной Добровольческой Армии было важным признаком, по которому легко было отличить русских добровольцев от немецких. Русские носили погоны русского образца, немцы же вовсе погон не носили. Германские погоны им пришлось снять после официальной демобилизации из рейхсвера, а русские им было просто неоткуда взять. А может, и не хотели их надевать, национальная гордость не позволяла.

Когда армия Бермондта была разгромлена латышами и эстонцами при поддержке английского флота под Ригой, между немцами и латышами бои были особенно ожесточёнными. Немцы, обманутые латвийским "правительством", обещавшим им земельные наделы в обмен на борьбу против большевиков, рвались поквитаться с обманщиками, латыши же понимали, что немцы воюют за свои права на латвийскую землю - и потому не щадили их и в плен не брали.

Впрочем, судьба бойцов Бермондта и Юденича в итоге оказалась одинаково печальной. Как тех, так и других предали "союзники"-прибалты. Как тех, так и других в финале ожидали поражение и плен.



Tags: Белые, Бермондт и бермондтовцы, Гражданская война, История Отечества, Поход на Петроград, Северо-Западная Армия, Униформология, Юденич
Subscribe

Posts from This Journal “Униформология” Tag

promo mikhael_mark october 6, 2022 14:35 2
Buy for 10 tokens
Обращаюсь прежде всего к мужской части своей аудитории. А также к тем женщинам, у которых есть подросшие сыновья, больше не играющие в игрушки. У вас есть шанс оказать помощь жителю ДНР, пострадавшему от украинской агрессии, причём вам это ни копейки не будет стоить. Вернее, обойдётся только в…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

Posts from This Journal “Униформология” Tag