
Знаменитая картина Сурикова "Переход Суворова через Альпы"
даёт представление о том, в каких трудных условиях происходил поход.
Напомню: согласно карте, представленной Суворову Вейротером, от Альтдорфа в кантон Швиц должна была идти хорошо проторённая дорога. Выход же армии в Швиц давал Суворову возможность зайти в тыл к Массене и атаковать его, выручив тем самым корпус Римского-Корсакова. Однако по прибытии армии в Альтдорф обнаружилось, что дорога эта существует только на бумаге. И Суворов принял решение вести армию через хребет Росшток по охотничьей тропе, указанной местными жителями,

Суворов помогает артиллеристам тащить пушки через Росшток
Стоит ещё вспомнить, что дело происходит в конце сентября. В Альпах к этому времени уже лежит снег. А значит, появляется новая угроза - снежная слепота. Альпинисты в горах спасаются от неё тёмными очками. Но кто мог бы снабдить этими очками суворовскую армию? Добавим, что снег подтаивал (сентябрь - это всё-таки ещё не зима), что на головы суворовских солдат лил, не переставая, ледяной дождь, от которого одежда покрывалась ледяной коркой, а снег под ногами подтаивал и раскисал, превращаясь в скользкое месиво, из-за которого люди и лошади соскальзывали и срывались со скал в пропасти. Страшно терять боевых товарищей, с которыми дрался бок о бок на Треббии и при Нови, с которыми вместе прорывался через кручи Сен-Готарда и Чёртов мост, с которыми ещё вчера ел из одного котла. Но ещё страшнее была для суворовских солдат потеря обозных лошадей - ведь вместе с ними на дне пропастей гибли и без того почти иссякшие запасы продовольствия. А значит армии грозил голод.
Во главе авангарда Суворов, как и на Сен-Готарде, поставил бывалого горца Петра Багратиона. И Пётр Иванович не подвёл своего главнокомандующего. Хорошо ориентируясь в горах, обладая великолепным зрением, а ещё - умея поддерживать в своих войсках боевой дух, Багратион с авангардным отрядом перевалил через Росшток и в 17-00 27 сентября 1799 года его войска начали спуск в долину Муоттенталь.
Первым населённым пунктом на пути Багратиона оказалось селение Муттен. Его занимал авангардный французский отряд, выдвинутый туда Массеной на всякий случай,для прикрытия спуска с альпийских круч. Но французам, в отличие от их командующего, никак не могло прийти в голову, что русские рискнут в такую погоду лезть на неприступный Росшток. Появление багратионовцев в Муттене для них оказалось полной неожиданностью. Пётр Иванович взял с собой егерей своего подшефного полка, решив с ними атаковать деревню в лоб, а гренадерам и казакам своего отряда велел обойти селение с флангов и замкнуть вокруг него кольцо окружения. Произошёл короткий бой, в ходе которого 57 французов было убито, остальные положили оружие, сочтя сопротивление бесполезным. Дорога в Муоттенталь для Суворовской армии была открыта.
Генерал Пётр Иванович Багратион
Пока Багратион штурмовал селение Муттен, Суворов с основными силами своей армии вёл бой со стихией, продираясь через обледеневший Росшток. А в качестве арьергарда в Альтдорфе с несколькими пехотными полками остался генерал А.Г. Розенберг. Ему предстояло спускаться с Росштока последним. Эта мера, необычная для Суворова - Александр Васильевич терпеть не мог отступать, а потому и не пользовался арьергардами - оказалась весьма и весьма нелишней. Ведь французами в Альпах командовал генерал Лекурб, чьи полководческие дарования Суворов успел дважды опробовать на собственной шкуре. Понимая, что Росшток - серьёзная естественная преграда для армии, из-за которой Суворов вряд ли успеет подать помощь своему арьергарду, он решил атаковать русские войска в Альтдорфе, как только Суворов с основными силами взберётся на Росшток.
Первым удар войск Лекурба принял на себя Новгородский мушкетёрский полк. Французы превосходящими силами навалились на русский полк со стороны Люцернского озера (напомню, что озеро оставалось под контролем французов и что они имели на нём флотилию), и чтобы не дать Лекурбу его разгромить и ворваться в Альтдорф, Розенберг немедленно подкрепил новгородцев спешенными донскими казаками из полка Курнакова. Командовать этим небольшим отрядом был назначен генерал Иван Фёдорович Фертч. Вскоре на подкрепление отряду Фертча пришлось бросить ещё два полка - Орловский и Тульский мушкетёрские. После ожесточённого боя (имеются сведения, что Тульский мушкетёрский полк потерял половину личного состава), отразив несколько атак неприятеля, русские войска вынудили Лекурба отступить к Люцернскому озеру. На следующий день французы повторили нападение. Но и эта их атака была отражена с таким уроном, что Лекурб более даже не пытался атаковать суворовские войска с тыла.
Генерал Андрей Григорьевич Розенберг
28 сентября 1799 года Розенберг со своим отрядом вступил на хребет Росшток. Но крутизна склонов и неблагоприятная погода не позволили ему успеть спуститься в долину Муоттенталь засветло. Спускаться с гор в темноте было самоубийством, поэтому Розенберг с полками, только что выдержавшими жестокий бой против Лекурба, вынужден был ночевать на вершинах Росштока. Огни его лагеря на вершинах из долины "являли собой прекрасное зрелище", как записал один из очевидцев. Но самому Розенбергу и его солдатам было не до любования какими бы то ни было красотами: ведь ночевать приходилось на холоде и пронизывающем ветру, на высоте, периодически накрываемой облаками - а когда солдаты оказывались в облаке, их обдавало холодной влагой до такой степени, как будто они побывали под проливным дождём. Спрятаться от сырости было негде, даже костры не помогали просушиться. Лишь на следующий день корпус Розенберга в полном составе спустился в долину Муоттенталь. Переход суворовской армии через Росшток завершился.
Русский бивак в Альпах во время Швейцарского похода Суворова.
Среди русских солдат хорошо заметны пленный французы в их синих мундирах с красными эполетами.
И видно, что русские победители относятся к ним как к братьям по несчастью.
На переднем плане два русских мушкетёра и гренадер несут на шинели раненого французского офицера
Итак, Суворов прорвался через труднопроходимый горный хребет Росшток по охотничьей тропе и провёл по ней всю армию, несмотря на отсутствие специализированного альпинистского снаряжения. В ходе этого крайне тяжёлого перехода русским войскам пришлось вести бои на два фронта: перед авангардными русскими частями оказался французский авангард из армии генерала Массены. А на тыл суворовской армии наседал старый знакомец генерал Лекурб. Однако Суворов не зря решил, вопреки своему обыкновению, оставить в Альтдорфе арьергард - арьергардные полки решили исход дела. Прекрасно зарекомендовали себя в боях 27 - 28 сентября 1799 года генералы А.Г. Розенберг и П.И. Багратион, продемонстрировав, что им вполне по силам решать самостоятельные задачи, а Суворов умеет воспитывать достойных учеников.
_______________________________
При написании статьи использованы:
1) Шишов А.В. Генералиссимус Суворов. - М.: Олма-пресс, 2003.
2) Лопатин В.С. Суворов. - М.: Молодая Гвардия, 2012.
Journal information