По сети разлетается очередная "душераздирающая" история об очередном "кошмарном злодеянии" Русской Православной Церкви. Суть в следующем. Женщина, не сумевшая доносить своего ребёнка и пережившая выкидыш, пришла в храм, чтобы своего неродившегося младенца отпеть. Но неожиданно нарвалась на гневную отповедь со стороны священника. Батюшка заявил ей, что некрещённые младенцы идут в ад, что Церковь молится только за своих членов и что ей следовало бы не требовать отпевания для своего не успевшего покреститься малыша, а слёзно молить Бога о прощении собственных грехов. Естественно, заплаканная мать после столь жестоких слов настоятеля выскочила из храма и в бешенстве сорвала с себя нательный крестик. О чём и не преминула немедленно сообщить в сети. А навальные сайты и блоги столь же естественно подхватили информацию и понесли её дальше.
Что тут можно сказать... Во-первых, в эту историю мне что-то как-то не верится. Я православный с 1997 года, посещал множество храмов и что-то не встречал священника, который мог бы заявить такое матери, только что потерявшей ребёнка. Не говоря уже о том, что у Церкви нет догмата о том, будто все некрещёные младенцы на автомате идут в ад. В наших святцах имеются святые отцы, полагавшие ощутимо иначе (например, свт. Феофан Затворник, свт. Стефан Вифлеемский или свт. Григорий Богослов, подробнее см. здесь), а уж от современных священников куда вероятнее услышать мнение, что все дети до 7 лет в случае кончины на автомате отправляются в Царствие Небесное. Но не буду спорить: поскольку в блогосфере достаточно православных радикалов, которые вполне могли бы заявить такое несчастной матери, я могу допустить, что подобные радикалы есть и среди священников, в особенности, если этот священник - ученик Даниила Сысоева.
Но тогда встаёт другой вопрос: что же эта женщина грех (а жестокость есть несомненный грех - "суд без милости не сотворшему милости") одного отдельно взятого священника моментально и беспощадно распространяет на всю Церковь? Это в советские времена или в начале лихих 90-х, когда, бывало, на огромный город-миллионник приходился только один действующий храм, отказ священника от диалога оборачивался трагедией для души незадачливого захожанина. Но теперь-то всё гораздо проще: и храмов хватает, и священников не по одному человеку в каждом из них. И если священник того храма, в который вы зашли со своей болью (вероятнее всего, в первый и последний раз в своей жизни), повёл себя неадекватно, что мешает вам перейти улицу и обратиться в соседний храм, к другому священнику? Бьюсь об заклад, там вы исчерпывающе найдёте и действенное сострадание, и добрый совет, которого так жаждет ваша неуспокоенная душа!
В конце концов, мы же не перестаём покупать продукты после того, как нам в первый раз нахамили в продуктовом магазине! А согласитесь, каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с хамством продавцов, кассиров или охранников. И пользоваться общественным транспортом мы не перестаём тоже, нарвавшись на водителя-грубияна или на наглого контролёра. А вот грех одного отдельно взятого (и, скорее всего, случайно встреченного) священника почему-то надо немедленно распространить не только на всю Церковь, но и на Самого Христа (а как иначе интерпретировать срывание с себя нательного крестика?). Не идиотизм ли?
В общем, несостоявшейся матери можно посочувствовать. Но вот те, кто её "саратовские страдания" растиражировал по интернету в расчёте на "пожалейку" и массовое возмущение "бесчувственными попами-стяжателями", в очередной раз выставили себя, мягко выражаясь, не с самой лучшей стороны. Не работает пожалейка в этом случае. Не работает, ибо героиня данной истории, при всём сочувствии к её горю, ведёт себя, как минимум, неадекватно. На сём, пожалуй, и всё.
Ну, и в качестве постскриптума. Что мог бы сказать несчастной матери адекватный священник, можно посмотреть здесь. Или вспомнить статью одесского протоиерея Георгия Городенцева, хоть и разделявшего мнение, будто некрещённые младенцы идут в ад, но тут же писавшего: "Но какое же утешение могут иметь души некрещеных младенцев? Этим утешением являются в первую очередь молитвы их родителей и добрые дела оных, содеянные за этих деток. Как для Лазаря, общение со своими праотцами было одним из утешений, так и для этих детей утешением служит уже одно общение с их родителями через молитву. Молитвы и добрые дела родителей за этих деток могут вывести их души из ада в рай". Так что обвинять в бессердечии всю Русскую Православную Церковь нет никаких оснований.
Journal information