Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Фильм "Чапаев": когда "пожалейка" не работает

Позволю себе вернуться к старому советскому фильму "Чапаев", обратиться к исследованию которого меня заставил недавний 100-летний юбилей Лбищенского рейда, стоившего Василию Ивановичу жизни. Те, кто смотрел "Чапаева", наверняка помнят харизматичного казака-денщика Петровича с его трогательной репликой: "Помирает брат Митька! Ухи просит!" Петьку, помнится, эта история с братом Митькой впечатлила - казака, которого он планировал захватить в качестве "языка", Петька отпускает на все четыре стороны. Но если вдуматься, то этот самый брат Митька сочувствия вовсе и не заслуживает.




Тот самый кадр. "Помирает брат Митька! Ухи просит!"

Для тех, кто забыл, напомню, в чём история. Этот самый "брат Митька" - казак Дмитрий Потапов - пытался перебежать к красным. Но был схвачен патрулём. Об этом мы можем судить из рапорта, который нам демонстрируют на экране крупным планом. Но Петрович - денщик полковника Бородина, у него с командиром доверительные отношения аж с 1914-го года (Бородин в фильме говорит об этом прямо и даже с гордостью). И вот, этот самый Петрович отправляется к Бородину и хлопочет за брата. "По старой фронтовой дружбе" Бородин идёт навстречу - смертная казнь заменяется Митьке поркой шомполами. Но Митька порки не выдерживает - и умирает, после чего Петрович сам перебегает к красным.

По задумке авторов фильма зритель должен был бы возненавидеть Бородина в эту минуту. Бородин, по идее, должен выглядеть эдакой бездушной сволочью, заменяющей, по сути, казнь быструю  казнью мучительной. Но давайте задумаемся: Митька совершил воинское преступление, которое во всех армиях мира и во все века наказывалось смертью. Он в условиях боевых действий пытался перебежать на сторону врага. Более того: с точки зрения пресловутой "пожалейки" очень важно, что Митька - казак. И пытается он перебежать от белых - то есть, от своих братьев и земляков, таких же трудяг-станичников - к большевикам. То есть - к тем, кто ставил вопрос о поголовном истреблении казачества, кто огульно объявил казачье сословие "классовым врагом", кто беспощадно истреблял казачество, не разбирая ни пола, ни возраста (не говоря уже о правых и виноватых). Не забудем и о религиозной стороне вопроса: уральские казаки были христианами-старообрядцами, большевики же шли, чтобы уничтожить христианство "до основания" во имя мифического "нашего нового мира".


Рапорт по поводу "брата Митьки". Кадр из фильма.


Разговор Петровича с полковником Бородиным



Вдумаемся: Митька пытается перебежать на сторону тех, кто расстреливал казаков целыми семьями, не щадя ни грудных детей, ни беременных женщин. Одному Богу известно, у скольки из его сослуживцев большевики уничтожили всю семью. Вот и как казаки должны были к нему относиться?

В связи с обстоятельствами Гражданской войны на Урале как-то не вызывает этот Митька никакого сочувствия. Благодарить Бога бы он должен был за то, что патрульные казаки не растерзали его на месте без суда, а представили предателя по начальству. Так что если продумывать ситуацию до конца, "пожалейка" не работает. С тем же успехом можно было бы ожидать сочувствия для Людвика Калькштейна или Тоньки-пулемётчицы. Но советские дети 30-х годов про зверства красных карателей и про расказачивание уже ничего не знали. И послушно возмущались мнимым бессердечием  Бородина.

Tags: Белые, Гражданская война, Казачество, Кино, Красные
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

promo mikhael_mark декабрь 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments