
Тимофей Ипполитович Сладков

Юнкера Елисаветградского кавалерийского
училища в начале ХХ века

Казак Лейб-Гвардии Атаманского полка
в начале ХХ века.
Уже в конце того же 1905 года хорунжий Сладков командируется полковым начальством в Ораниенбаум, в офицерскую стрелковую школу, для обучения стрельбе из пулемёта. В 1909-м году его производят в сотники, в 1912 году назначают полковым казначеем (что свидетельствует о крайнем доверии к Сладкову со стороны полкового командира). За время с 1905 по 1914 год Сладков многократно аттестовывался командованием в самых лестных выражениях.
Незадолго до Первой Мировой войны - в феврале 1914 года - Сладкова, как образцового офицера, командировали из полка в Главное Управление Генерального Штаба. Однако с началом войны Тимофей Ипполитович посчитал себя не вправе оставаться на тыловых должностях и отпросился на фронт. Назначили его командиром 6-й сотни 6-го Уральского казачьего полка. Так Сладков вернулся в ряды родного войска.
Воевал будущий герой Белого Движения героически. И хотя информации о конкретных боях, в которых он принимал участие, немного, награды говорят сами за себя: в период с 1914-го по 1916 годы Сладков сделался кавалером орденов Святой Анны IV и II степеней, Святого Станислава II степени с мечами, Святого Владимира IV степени с мечами (ордена с мечами в Российской империи давали только за боевые заслуги). В апреле 1916-го произведён в войсковые старшины (казачий чин, равный армейскому подполковнику), в 1917-м году, уже после большевистского переворота - в полковники (последнее, надо думать, было свидетельством высочайшего авторитета Сладкова среди рядовых казаков).
Уральский казак в годы
Первой Мировой войны
Когда большевики заключили с немецкими захватчиками перемирие и объявили о демобилизации Русской Императорской армии, полковник Сладков вернулся в родной Уральск. Там местный казачий актив избрал его в состав ликвидационной комиссии, занимавшейся решением технических и организационных вопросов, связанных с демобилизацией возвращавшихся с фронта казаков и учётом их военного имущества. Но долго на этой спокойной и не слишком-то патриотичной должности Сладков не задержался: очень быстро советская власть сполна обнаружила своё богоборческое лицо, результатом чего стал всплеск антисоветских настроений в казачестве. Летом 1918 года на Урале вспыхнуло антибольшевистское восстание. И Сладков не счёл для себя возможным уклониться от участия в нём. Летом 1918 года Тимофей Ипполитович возглавил один из льготных уральских полков, с которым выступил на фронт против большевиков. К ноябрю того же года мы снова видим его в составе 6-го Уральского казачьего полка - на этот раз в качестве полкового командира. Во главе этого полка Сладков прикрывал от большевиков направление на войсковую столицу - Уральск.
В конце января 1919 года, в результате ошибок белоказачьего командования красные заняли Уральск. Две атаки, предпринятые казаками, чтобы вернуть город, успехом не увенчались. Началось отступление Уральской армии, сопровождавшееся массовой деморализацией и частыми случаями сдачи казаков в плен. Неизвестно, чем бы закончилось дело, если бы во главе войска в эти трагические дни не встал решительный и энергичный атаман Толстов. Реорганизовав расстроенные части, он неожиданно для красных дал им бой под Мергеневом 30 - 31 марта 1919 года и нанёс поражение. Красные покатились назад в сторону Лбищенска. А Толстов начал решительную чистку кадров, реорганизуя старые полки и отрешая от должностей непригодных к условиям Гражданской войны офицеров.
Атаман Владимир Сергеевич Толстов
В числе прочих был ликвидирован и 6-й Уральский полк. А Сладков, сдав дела, получил под командование новую воинскую часть - Лбищенский конный полк в составе 2-й Уральской казачьей дивизии. 17 апреля 1919 года Сладков со своим полков решил исход боя за Лбищенск. При поддержке артиллерии казаки прорвали оборону красных и ворвались в город, разгромив два полка большевистской 22-й дивизии. Трофеями уральцев стали 10 орудий, 28 пулемётов, большое количество снарядов и патронов, в которых казачья армия испытывала недостаток. Вскоре весь Лбищенский район был очищен от красных, которые без сопротивления откатились к Уральску. Сладков во главе Лбищенского полка принял участие в осаде Уральска, однако на этот раз удача не улыбнулась казакам. Освободить войсковую столицу от большевиков уральцам так и не удалось.
Зато в июне 1919 г. полковник Сладков руководил операцией по захвату станции Шипово. Именно там сосредоточились тылы и резервы красной группировки, наступавшей на Уральск. Бой за станцию выдался тяжёлым, тем не менее, казакам сопутствовал успех. Им достались богатые трофеи - 10 артиллерийских орудий, 7 автомобилей, вагон с военным имуществом, большое количество патронов и снарядов.
Удача в бою при Шипово доказала войсковому командованию, что Сладков давно перерос уровень командира полка. И в самом конце июня Тимофей Ипполитович становится командиром 2-й Уральской дивизии. Это было крупное соединение из пяти полков конницы, полка пехоты и 8-миорудийного артиллерийского дивизиона. Сослуживцы аттестовали Сладкова как обаятельного, весёлого и общительного человека, который, тем не менее, не искал себе популярности, но со всеми подчинёнными поддерживал ровные отношения. Начдиву - 25 лет. Совсем ещё молодой человек - но Гражданская войны быстро выдвигает талантливых.
В июле по казачьим частям, осаждавшим Уральск, нанесла удар сильная 25-я Чапаевская стрелковая дивизия красных. Чапаеву удалось снять блокаду с Уральска, после чего красные снова начали теснить казаков к югу. Фронт замер только в районе станицы Сахарной (оставшейся под контролем большевиков). Казаки оказались оттеснены в малоплодородные, неудобные для проживания районы. Среди бойцов началась эпидемия. Голод и бескормица грозили уничтожить армию быстрее любого Чапаева. Чтобы спасти армию и переломить обстановку в свою пользу, войсковое командование объединило лучшие полки Уральского войска под командованием Т.И. Сладкова и направило этот сводный отряд в рейд по красным тылам. Начальником штаба отряда и заместителем командира стал Н. Бородин, командир 6-й Уральской дивизии (несколько полков её вошли в состав Сводного отряда, что, вероятнее всего, и породило миф о командовании всем отрядом Бородина).
Белые казаки штурмуют штаб Чапаева. Кадр из фильма "Чапаев".
В фильме, к слову, о Сладкове вообще не упоминается
Сладков и Бородин отлично сработались за время рейда. Оба - набожные христиане, оба - пламенные патриоты своего Уральского войска, оба - решительные, но не до безумия, способные принимать нестандартные решения в боевой обстановке, а главное - готовые жертвовать собой во имя победы. Лбищенский рейд стал крупнейшей удачей белых уральских казаков. Сладков сумел вдохновить казаков - и в то же время до мелочей продумать план штурма Лбищенска. Он рисковал - в случае поражения казачья армия лишилась бы самых боеспособных своих полков, а красным было известно, что некая белая кавалерия рыщет в окрестностях города. И тем не менее, Лбищенск был взят, взят вторично, несмотря на то, что силы красных кратно превосходили сладковцев. Штаб Чапаевской дивизии был уничтожен, сам Чапаев смертельно ранен. И снова добычей казаков стали богатые трофеи - пушки, пулемёты, боеприпасы, даже 5 аэропланов и 5 автомашин. Наступление красных было дезорганизовано и приостановилось.
Однако усталость большинства полков и понесённые ими большие потери не позволили казакам развить успех. В середине октября 1919 года красные снова перешли в наступление. В ноябре 1919 года 2-я Уральская казачья дивизия Т. И. Сладкова фактически перестала существовать. В декабре того же года Сладков получает новое повышение - его назначают на должность командира 1-го Уральского корпуса. Но из-за тяжёлых потерь корпус этот оставался таковым лишь на бумаге. В феврале 1920 года Сладков с остатками Уральской армии прибыл в форт Александровск. Здесь Тимофей Ипполитович начал вести дневник, стараясь не упустить ничего из тех событий, свидетелем которых он являлся. Он понимал, что дневник этот будет представлять ценность для истории - и потому старался скрупулёзно фиксировать все свои наблюдения. В апреле 1920 года остатки Уральской армии покинули форт Александровск и двинулись в свой последний поход. Вместе со всеми выступил в поход и Тимофей Ипполитович, оставив в форте жену и маленькую дочку. Казаки шли буквально в никуда, навстречу неизвестному будущему, без пристанища. Сладков посчитал, что для семьи такое путешествие в один конец без внятной конечной цели будет губительно даже по сравнению с большевистским пленом. Он оказался прав: супруга его под Советами выжила.
Вскоре в дороге Сладков поссорился с Толстовым. Поэтому он вместе с группой верных казаков покинул армию, предпочтя выбираться на чужбину самостоятельно. Для путешествия Сладков избрал водный маршрут по Каспийскому морю. После множества злоключений ему и его измученным людям удалось добраться до Персии. Для Сладкова начался период эмиграции.
В Персии Тимофей Ипполитович долго не задержался и с первой оказией кружным морским путём отбыл во Францию. В Париже Сладков встретился с представителем врангелевской армии Е.К. Миллером, которому сделал доклад о положении уральских казаков и просил хлопотать о переводе их из Персии в Париж. Сам он тоже обосновался во Франции, устроившись садовником в богатом имении. Поначалу он переписывался с женой, но получив известие, что она умерла, женился на бывшей сестре милосердия Уральской армии А.К. Михайловской, сопровождавшей его при исходе из России. Сладков участвовал в жизни казачьих эмигрантских общин, время от времени печатался в казачьих журналах. В 1930-е годы его навещали представители СССР - пытались расспросить бывшего белого военачальника об обстоятельствах гибели Чапаева. Что рассказал им Сладков и рассказал ли вообще что-либо, так и осталось неизвестным. Скончался герой Лбищенского рейда в инвалидном доме под Парижем 22 марта 1956 года.
Journal information