Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Варшавское Антифашистское восстание с точки зрения стратегии

75 лет тому назад, 1 августа 1944 года, началось событие, ставшее неотъемлемой частью польской национальной идентичности. Ровно в 17.00 1 августа 1944 года в Варшаве вспыхнуло восстание против гитлеровских оккупантов. Руководило восстанием командование партизанской  Армии Крайовой, подчинённое польскому эмигрантскому правительству. Командование Армии Людовой, считавшее, что восстание не согласовано с СССР и не соответствует планам советского командования в Польше (на это же впоследствии указывал в своих мемуарах К.К. Рокоссовский), от участия в восстании уклонилось. Тем не менее, части АЛ, расположенные в Варшаве и в ближайших окрестностях, посчитали для себя невозможным уклониться от вооружённой борьбы с оккупантами и примкнули к восстанию, получив свои участки обороны. Поначалу польским патриотам сопутствовал успех, но к 5-му августа гитлеровское командование опомнилось и бросило на подавление повстанцев свежие силы...





Варшавские повстанцы-АКовцы на трофейном немецком броневике




Константин Константинович Рокоссовский, чей 1-й Белорусский фронт в 1944 году вёл непосредственное наступление на Варшаву, писал о Варшавском восстании: "Откровенно говоря, самым неудачным временем для начала восстания было именно то, в какое оно началось. Как будто руководители восстания нарочно выбрали время, чтобы потерпеть поражение... Вот такие мысли невольно лезли в голову. В это время 48-я и 65-я армии вели бои в ста с лишним километрах восточнее и северо-восточнее Варшавы (наше правое крыло было ослаблено уходом в резерв Ставки двух армий, а предстояло еще, разгромив сильного противника, выйти к Нареву и овладеть плацдармами на его западном берегу). 70-я армия только что овладела Брестом и очищала район от остатков окруженных там немецких войск. 47-я армия вела бои в районе Седлеца фронтом на север. 2-я танковая армия, ввязавшись в бой на подступах к Праге (предместье Варшавы на восточном берегу Вислы), отражала контратаки танковых соединений противника. 1-я польская армия, 8-я гвардейская и 69-я форсировали Вислу южнее Варшавы у Магнушева и Пулавы, захватили и стали расширять плацдармы на ее западном берегу — в этом состояла основная задача войск левого крыла, они могли и обязаны были ее выполнить. Вот таким было положение войск нашего фронта в момент, когда в столице Польши вспыхнуло восстание" (конец цитаты).



Маршал Константин Константинович Рокоссовский в июле - августе 1944 г.
командовал 1-м Белорусским фронтом




Попробуем разобраться, насколько справедливы эти обвинения, на что рассчитывал Рокоссовский и на что реально могли бы рассчитывать лидеры повстанцев.

Прежде всего, отметим самое, на мой взгляд, важное. Психологически важное. Рокоссовский был варшавяк. В оккупированном городе оставалась его родная сестра, и одному Богу известно, что сделали бы с ней оккупанты, если бы узнали, кто она такая. Следовательно, можно не сомневаться, что он рвался освободить город быстро и с минимальными потерями. Рокоссовский вообще не планировал штурмовать Варшаву. Войска его фронта обходили город с юга и севера, смыкая вокруг него клещи, в то время, как 2-я танковая армия вела бои за захват Праги - предместья Варшавы, находившегося на левом берегу Вислы. Этой танковой армии, судя по всему, предназначалась роль тарана, выбивающего фашистов из Варшавы ударом в лоб - но этот удар становился возможным лишь после того, как клещи с севера и юга Варшавы начали бы смыкаться.


Планы советского командования на Варшавском направлении.
Конец июля - август 1944 г.




Взглянем на карту. В полосе 2-й танковой армии имеется стрелка, нацеленная к северу от Варшавы. Одновременно советские войска, наступающие из района Люблина, после прорыва за Вислу разделяются на две группировки, южной из которых предписывается наступать на Лодзь, а стрелка северной группировки загибается к северу, в обход Варшавы с запада и далее на соединение с частями 2-й танковой армии.

Рокоссовский имел основания рассчитывать, что немецкое командование вовремя заметит угрозу окружения и, чтобы избежать его, будет вынуждено без боя отвести свои войска из Варшавы. Правда, командовавший варшавской группировкой противника Эрих фон дем Бах-Зелевски, отличавшийся крутым нравом, мог и не поддаться панике. К тому же не стоило забывать и о его польских корнях, так что его отступление без боя от Варшавы нацистское руководство вполне могло бы счесть изменой. А стало быть, фон дем Бах вполне мог остаться в Варшаве и решиться её оборонять в надежде на деблокаду, как оборонялся в Сталинграде Паулюс.


Эрих фон дем Бах-Зелевски


И вот как раз тут бы и пригодилось Варшавское восстание. Если бы АКовцы подняли своё восстание не 1 августа, а месяцем позже, когда сходящиеся к западу от Варшавы клещи советских "Канн" обозначились бы отчётливо, оно вполне могло бы увенчаться успехом. Когда в тылу твоих войск бушует восстание, никакая борьба в окружении становится невозможна, так что отвод войск из Варшавы во избежание котла становится почти неизбежным и получает чёткое обоснование в глазах вышестоящего командования. Не об этом ли печаль Рокоссовского, когда он пишет в своих воспоминаниях: "11 сентября войска начали бой. К 14 сентября они разгромили противника и овладели Прагой... Вот когда было наиболее подходящее время для восстания в польской столице! Если бы удалось осуществить совместный удар войск фронта с востока, а повстанцев — из самой Варшавы (с захватом мостов), то можно было бы в этот момент рассчитывать на освобождение Варшавы и удержание ее." (конец цитаты)?

Рокоссовский, конечно, смотрит с позиций общесоюзного дела, не разделяя интересов СССР и Армии Крайовой. Но даже если исходить из той главной цели, которую ставило перед собой руководство Варшавского восстания - освободить Варшаву от оккупантов до подхода войск Красной Армии и успеть провозгласить в городе власть польского буржуазного правительства - согласование действий с командованием Красной Армии было бы в интересах АК. Как я уже говорил, Рокоссовский вовсе не собирался штурмовать Варшаву в лоб. 2-я танковая армия, судя по всему, имела задачу, захватив Прагу, просто войти в Варшаву, когда немцы оттуда побегут, спасаясь из окружения. Никто, находясь в здравом уме, не поставит танковую армию на направлении главного удара, прорыв обороны - задача пехоты и общевойсковых армий. Имея возможность отслеживать продвижение советских войск, генерал Коморовский мог бы сам определить тот момент, когда целесообразно будет начать восстание и "подтолкнуть" Баха к выводу своих войск из польской столицы. И тогда входящие в Варшаву советские войска АКовцы встретили бы как представители союзного польского правительства, с которым Рокоссовскому пришлось бы считаться.

Почему же Коморовский не воспользовался столь очевидным решением? Ответ, думаю, предельно прост. Как главнокомандующий АК, он наверняка знал о трагической судьбе, постигшей бойцов и командиров Виленского и Львовского округов, арестованных и отправленных в сталинские лагеря. Рокоссовский, безусловно, хотел освободить Варшаву и в интересах этого - координировать свои действия с командованием польского Сопротивления. Но Коморовский, помня о печальной участи львовских и виленских подпольщиков, не мог быть уверен, что его или  его представителей, прибывших на переговоры, не арестуют и не отправят туда же, в лагеря. Тем более, что в обозе Рокоссовского находились представители Люблинского комитета - прокоммунистического правительства Польши и прямые конкуренты АКовцев в борьбе за власть. Генерал Бур предпочёл не искушать судьбу - но в итоге, не имея правильной информации о планах советского командования, выступил преждевременно. Что и предопределило поражение восстания.



Главнокомандующий АК генерал Тадеуш Бур-Коморовский


Не забудем и ещё один факт, о котором пишет Вячеслав Игоревич Кондратьев (vikond65). Уже 30-го июля, за два дня до начала Варшавского восстания, вещавшая из Москвы и всецело подконтрольная советскому руководству польская радиостанция им. Тадеуша Костюшко четыре раза передала в эфир одно и то же обращение: "Варшава содрогается от грома пушек. Советские войска наступают и уже приближаются к Праге. Они несут нам освобождение. Немцы, изгоняемые из Праги, стараются всё уничтожить. В Белостоке они уничтожили всё за 6 дней. Они зверски убили тысячи наших братьев. Мы должны сделать всё, чтобы избежать повторения этого кошмара. Жители Варшавы! К оружию! Встаньте стеной вокруг Национального Совета и варшавской Подпольной Армии. Ударьте по немцам. Сорвите их планы разрушения общественных зданий. Помогите Красной Армии форсировать Вислу! Миллион варшавян должен превратиться в миллион солдат, которые изгонят немецких захватчиков и завоюют свободу!" (конец цитаты).

Можно сколько угодно говорить о том, что конкретные цели для вооружённых атак повстанцев в этом обращении не называются, что под призывом: "К оружию!" - понимались диверсии, а вовсе не открытое восстание, однако попробуйте прочитать этот текст непредвзятым взглядом человека, не знающего о последующих событиях. Очевидно, что командование АК, имевшее текст этого обращения на руках, могло воспринять его только однозначно:

а) Красная Армия со дня на день возьмёт Прагу (а это означает штурм Варшавы!)
б) Советское руководство прямо зовёт варшавян к восстанию.

После такого обращения Коморовский вполне мог бы счесть согласование своих дальнейших действий с Рокоссовским излишним. Восстание становилось неизбежным.



Варшавские повстанцы в августе 1944 г.. Хорошо видно, какое воодушевление на их лицах.


И ведь удача поначалу действительно сопутствовала повстанцам!
На фото - бойцы АК гонят через Варшаву группу пленных гитлеровцев



Трудно сказать, было ли это обращение проявлением недальновидности Сталина или сознательной провокацией польских коммунистов, направленной на уничтожение Армии Крайовой в неравном бою с гитлеровцами, пока Рокоссовский стягивает свои войска к Варшаве? Возможно, Сталин, не веривший в готовность Рокоссовского арестовать варшавскую группировку АК вслед за Виленской и Львовской и стремившийся установить в Польше социалистический строй, дал отмашку польским коммунистам на эту провокацию. А возможно, тут имел место и банальный просчёт - ведь в связи с началом восстания Рокоссовскому пришлось корректировать свои планы, поворачивать части, чтобы пробиться на соединение с повстанцами и нести излишние потери. В итоге Рокоссовский сражение за Варшаву проиграл. Яркой и убедительной победной точки в финале операции "Багратион" не получилось. Красная Армия перешла на варшавском направлении к обороне. Вряд ли Сталину было выгодно такое поражение одного из лучших его полководцев.

Так или иначе, восстание в Варшаве потерпело поражение из-за несогласованности действий между Рокоссовским и руководителями восстания, в результате чего последние не самым лучшим образом выбрали дату для своего выступления. Но ни Коморовского, ни Рокоссовского обвинить в этом невозможно.

Tags: Армия Крайова, Варшавское Антифашистское восстание, Великая Отечественная война, История Отечества, Операция "Багратион", Польша, Рокоссовский
Subscribe

Posts from This Journal “Варшавское Антифашистское восстание” Tag

promo mikhael_mark october 6, 14:35 2
Buy for 10 tokens
Обращаюсь прежде всего к мужской части своей аудитории. А также к тем женщинам, у которых есть подросшие сыновья, больше не играющие в игрушки. У вас есть шанс оказать помощь жителю ДНР, пострадавшему от украинской агрессии, причём вам это ни копейки не будет стоить. Вернее, обойдётся только в…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Posts from This Journal “Варшавское Антифашистское восстание” Tag