Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Семнадцать несчастий вятского подвижника

В славном городе Вятка, что ныне существует под советским псевдонимом "Киров", живёт без преувеличения замечательный человек. Это настоятель местного католического прихода отец Григорий Зволиньский. Родом он поляк, и о своих корнях не забывает, тем не менее, смею утверждать, что он сделал для России поболее многих "природных" русаков.





Католический священник Григорий Зволиньский, настоятель католического прихода
в городе Кирове (Вятке). Фото 2013 года.

Начать, думаю, стоит с того, что старанями отца Григория в городе создан центр помощи женщинам, попавшим в трудную ситуацию, под названием "Вифлеем в Вятке". Как можно заключить из названия, основная задача "Центра" состоит в профилактике абортов. Долгое время отец Григорий лично ходил по женским консультациям в Вятке, общался с женщинами, собирающимися сделать аборт, и если видел хоть малейшую тень сомнения - всегда старался отговорить от столь страшного шага. В то время, как многие природные русские давно "забили болт" на проблему абортов, напрочь игнорируя, что мы фактически собственными руками уничтожаем своё будущее, этот поляк и католик не только беспокоится о выживании русского народа, но и реально борется за это выживание.

Разумеется, проблемы абортов не решить простыми запретами и даже самая убедительная пропаганда тут не поможет. Да, во многих случаях молодые женщины идут на аборт ради собственного комфорта, ради того, что "не нагулялись". Но гораздо больше  - тех, кого от рождения малыша удерживают трагические обстоятельства. Нищета и безработица. Давление родителей, не желающих мириться с "нагулянным" ребёнком (а это давление может быть очень и очень жёстким). Давление мужа, не желающего брать на себя ответственность за воспитание ребёнка. А зачастую - даже не мужа, а любовника, сколько у нас пар так и живут в "фактическом браке" без формальной регистрации, то есть, по существу, в блуде. Адские - поистине адские  - жилищные условия, в которых просто физически нереально найти место для малыша (многие до сих пор ютятся по коммуналкам и общежитиям).

Отец Григорий нашёл простое решение этой многосложной проблемы. Привлёк помощь местных энтузиастов, заручился финансовой поддержкой своих земляков-поляков - и создал реабилитационный центр для женщин. В этом центре женщинам, оказавшимся в период беременности в тяжёлой жизненной ситуации, дают кров и пропитание. Мамы с детьми живут в специализированном центре (по сути - нечто среднее между комфортабельным общежитием и санаторием), сообща (и при поддержке католического прихода) ведут хозяйство, сообща готовят, помогают друг другу в воспитании детей. Отец Григорий часто посещает центр, общается с детьми. А детишки как чувствуют, что этот седобородый дядя в странных длинных одеждах - больше, чем просто гость, что именно он своей заботой, своей убедительностью дал им возможность появиться на свет. И тянутся к нему. Женщина с ребёнком остаётся в Центре до тех пор, пока её ситуация не разрешится - то есть, пока она не найдёт для себя постоянную работу и не сможет оплачивать нормальное жильё для себя и ребёнка. И в любом случае - до достижения ребёнком трёхлетнего возраста. Причём никакого религиозного насилия над душами детей и матерей не совершается. Конечно, отец Григорий старается посвящать своих подопечных в христианское учение (отнюдь не только в католическое), нередко организует совместные просмотры видеозаписей с выступлениями папы Римского. Но если мать желает окрестить своего ребёнка в Православие, а не в католичество, в Центр приглашается православный священник. К слову, с местным православным духовенством у отца Григория тёплые отношения, православные понимают и всецело одобряют его борьбу против абортов. И помогают, кто чем может.


Центр "Вифлеем в Вятке", его насельницы с отцом Григорием Зволиньским и архиепископом Челестино Мильоре,
посетившим Вятку в этом году.


Рождественский праздник в центре "Вифлеем в Вятке". Подарки готовили сообща,
при активном участии отца Григория.




Другая сторона деятельности отца Григория - это его лекции. Лекции эти может посетить и послушать любой желающий, кроме того, они выложены в доступном виде в интернете, у отца Григория имеется свой канал на Ютьюбе. Отец Григорий - грамотный богослов, много занимавшийся проблемами религиоведения и сектоведения. Сравнительный анализ христианских конфессий, опасности, подстерегающие человека, если он живёт вне Христа и вне Церкви, тоталитарные секты, деструктивные культы, опасность последних на конкретных живых примерах людей, сумевших вырваться из-под разрушительного влияния сект - вот темы его выступлений. Надо сказать, что отец Григорий - прирождённый лектор. Он говорит убедительно - и в то же время без тени раздражения, спокойно и аргументированно. А ещё - нарочито медленно, так что его лекцию при желании легко записать в конспект.

Отцу Григорию неоднократно приходилось участвовать в ритуалах экзорцизма. О том, что демоны - это реальность, жуткая реальность вне зависимости от того, осознаём мы это, или нет, он тоже говорит много - и всегда с живыми примерами из своего личного опыта. И поскольку демоническая угроза всегда присутствует рядом с нами - необходима определённая техника духовной безопасности и определённая же духовная гигиена.


Отец Григорий читает лекцию

Но есть у отца Григория одна забота. Одна проблема, которая не может никак разрешиться уже 17 лет. Дело в том, что историческое здание вятского католического костёла, построенное на деньги ссыльных поляков архитекторами К. Войцеховским и И. Чарушиным в 1903 году, фактически недоступно для совершения католических богослужений. Хотя, вроде бы, закон о возврате зданий религиозного назначения верующим давным-давно подписан. Но в здании костёла действует органный зал Кировской филармонии, регулярно проводятся концерты, которые приносят неплохие доходы городскому бюджету. Вот и вцепились чиновники мёртвой хваткой в здание - терять деньги ой, как не хочется.

Семнадцать лет отец Григорий безуспешно пытается добиться справедливости. По закону костёл должен принадлежать приходу. Однако вместо здания священник раз за разом получает хамские отписки. Как утверждают городские власти, храм после конфискации его большевиками претерпел неоднократные реконструкции, в результате чего храм полностью утрачен, а на его месте возник принципиально новый объект недвижимости - "органный зал". При том, что в результате реконструкции 1993 года, по собственному же признанию городской администрации, костёлу "возвращён первоначальный облик".


Вот фрагмент скана с одной из отписок, данных местными властями отцу Григорию.
Городские власти сами подтверждают, что костёлу возвращён первоначальный облик.
То есть, перед нами - именно тот, исторический Александровский костёл, творение Войцеховского и Чарушина


...и буквально в следующем абзаце вдруг "объект в первоначальном виде утрачен полностью".
Да постойте, вы же только что говорили, что вернули зданию первоначальный вид!
Но когда речь идёт о деньгах, можно запросто чёрное называть белым, бегемота - худым, а верблюда - стройным.




Местные власти даже не скрывают, в чём истинная цель их казуистики - любой ценой доказать, что "органный зал" не подпадает под действие закона о возврате церковного имущества.

Предыдущий глава городской администрации - либераст Никита Белых - предлагал отцу Григорию вместо здания Александровского костёла на выбор один из трёх земельных участков для строительства нового здания для храма. Вот только беда заключалась в том, что ни на одном из этих участков никакое строительство по нормам действующего законодательства было невозможно. Власть поменялась. Но не поменялось отношение чиновников к отцу Григорию. Его бесспорные заслуги перед городом (неоднократно отмечавшиеся благодарностями городской администрации) не в счёт, когда речь идёт о деньгах.

На сегодняшний день богослужения вятских католиков проводятся в приходском доме на улице Деповской, 10. Здание стоит на самом отшибе, на окраине города - а ведь молиться сюда приезжают католики со всей Кировской области, в том числе  - и иностранные студенты местных вузов, большинство которых проживают в историческом центре. Вот и представьте себе, каково им добираться (наверняка с пересадками). Стоит добавить также, что молельный зал в этом здании очень маленький, в нём с трудом помещаются 20 человек, так что проводить в этом здании пасхальные и рождественские богослужения невозможно просто физически. Не приспособлено помещение и для того, чтобы проводить в нём богослужение Крестного Пути (это богослужение - фактически крестный ход внутри храма с 14-ю молитвенными стояниями - католики должны совершать еженедельно во время Великого Поста).


Приходской дом в Вятке. Здоровый миссионерский настрой отца Григория виден во всём:
вокруг здания - многочисленные стритборды с информацией христианского содержания.
К сожалению, приглашать новых прихожан отцу Григорию фактически некуда: здание уже не вмещает
всех желающих.


А вот молельный зал приходского дома на Деповской. Светлое Пятно в правом нижнем углу -
это кусок солеи. Рядовой клуб в обычном совковом пионерлагере - и то больше,
чем этот импровизированный храм!

Поскольку места в приходском доме не хватает, приходится отцу Григорию идти на поклон ко всё той же городской администрации, договариваться, чтобы его хоть изредка пускали в костёл. Разрешают не всегда. Отец Григорий имеет право совершать богослужения в здании Александровского костёла только 25 раз в год. И за каждое такое богослужение он вынужден платить по две тысячи. С собой через полгорода приходится таскать не только облачения и богослужебную утварь, но и походный алтарь, и статуи - ничего этого в костёле нет. "Органный зал"...

Дни, в которые городская администрация "милостиво" соглашается пустить в Александровский костёл его законных обладателей, она определяет по своему произволу, нимало не сообразуясь с богослужебным календарём Католической Церкви. В итоге в этом году отец Григорий не имел возможность совершить даже самое главное для христиан богослужение - ночную Пасхальную службу. Пасхальная месса была совершена лишь днём.


Пасхальный Крестный ход у Александровского костёла. 21 апреля сего года.


Отец Григорий совершает Пасхальное богослужение



Дополнительным аргументом мэрии в её бесславном споре с отцом Григорием является то, что приход -бедный, и поддерживать в надлежащем состоянии памятник архитектуры, каковых является Александровский костёл, не сможет. Ага, про приют для женщин с маленькими детьми, созданный почти целиком на собственные средства и средства прихода в здании, потребовавшем серьёзного капитального ремонта, конечно же, забыли! Между тем, нынешние беззаконные владельцы здания замуровали вход на колокольню (органному залу колокольня не нужна) в результате чего и сама колокольня, и в целом кровля здания медленно, но неуклонно ветшают - доступ на крышу перекрыт этим идиотским "ремонтом". Плохо следят "радетели за архитектурные шедевры" и за состоянием фасада здания: штукатурка обваливается, кроме того, один из киотов на фасаде лишился своей статуи (вероятнее всего, в киотах были апостолы Пётр и Павел, теперь святой Павел, видимо, покинул свой пост в знак протеста). Конечно, статую, скорее всего, уничтожили ещё большевики в эпоху гонений, но кто мешал мэрии восстановить её, раз уж она так печётся о сохранности памятников архитектуры?


Фасад Александровского костёла с осыпающейся штукатуркой и пропавшей статуей апостола Павла (см. справа).


Правая башня костёла в плачевном состоянии: через стену пошла трещина
#ВернитеКраденое




Безуспешность попыток отца Григория вернуть храм законным порядком вынудила его несколько раз призывать своих прихожан к посту на хлебе и воде, надеясь хоть таким способом склонить на свою сторону Милосердие Божие. Сам он, судя по всему, постится практически круглогодично. Если сравнивать фотографии отца Григория пятилетней давности и современные, то почтенный ксёндз похудел в два раза. Ещё немного - и он просто начнёт падать от истощения. Произвол местной администрации, лишивший католиков Пасхальной мессы в этом году, вынудил его объявить пост на хлебе и воде даже в светлые пасхальные дни...


Александровский костёл в наше время. #ВернитеКраденое


И он же - на дореволюционном фото


И ещё одно дореволюционное фото.
Как говорится, найдите десять отличий. Но местная администрация упрямо талдычит,
что это - совершенно новый объект недвижимости, никакого отношения к костёлу Войцеховского - Чарушина
не имеющий. Статую спёрли - и всё, уже новое здание? Кстати, я гляжу, над входом раньше икона была.
И где она, господа "любители искусства"?
#ВернитеКраденое




В пользу городской администрации можно сказать, что орган для своего "органного зала" они закупили сами, причём за очень большие деньги. Однако, католическая община не претендует на орган, который вполне можно было бы перенести в другое место. В Вятке полно торгово-развлекательных центров, и они продолжают расти, как поганки после дождя. Почему бы вместо очередного ТРЦ не построить для филармонии новый органный зал, а католикам - передали бы историческое здание костёла?

Чего добиваются католики? Возможности организовать, наконец, свою приходскую жизнь в соответствии с уставом Католической Церкви. Восстановить алтарь в костёле. Дать возможность всем верующим католикам добираться до храма беспрепятственно и размещаться свободно, а тесниться не на коленях друг у друга. Восстановить прежнее великолепие храма, уничтоженное большевиками. "Есть чудесная икона Божьей матери из Гваделупы, - рассказывает отец Григорий, - мне послали ее копию. Это, кажется, единственная в мире нерукотворная католическая икона. Хотя наш приход посвящен сердцу Иисуса, это будет главная икона в пресвитерии. Есть и другие планы, пока не буду их раскрывать. Будем восстанавливать, украшать, чтобы здание было местом культа. Витражи красивые, скамейки, иконы находились там как положено".


Внутреннее убранство Александровского костёла. Дореволюционное фото.


Алтарь Александровского костёла


А вот так там сейчас

Если же орган останется в костёле, концерты там всё равно можно было бы проводить - но при этом не верующие платили бы за право совершить мессу, а филармония - за свои нерелигиозные мероприятия в религиозном помещении. Всё-таки здание строилось для молитвы и Причастия, а не для органных концертов. "Мы не против Баха и Моцарта, - говорит отец Григорий. - Концерты разрешены. Но давайте поменяемся местами". "Давайте зададим вопрос: воровать — это хорошо или плохо? - добавляет он. - Большинство скажет: плохо! Но почему, если кто-то украдет кошелек — он вор и преступник, должен сидеть в тюрьме, а если целый костел украли, никто не виноват? Если государство украло церковь, то пусть вернет, а мы будем за это молиться!"

Самое же гадостное в этой ситуации, на мой взгляд - это то, что на затянувшемся конфликте вокруг Александровского костёла активно пиарятся антихристианские и антигосударственные силы. На сайте change.org зарегистрирована петиция следующего содержания:  "Около 100 потомков ссыльных поляков, на чьи деньги построен Александровский собор в 1903 году, не могут свободно посещать этот храм, только по согласованию с филармонией. Католики в католическом храме находятся на птичьих правах. А это тоже наши граждане. В то время когда Исаковский собор передан РПЦ. Почему интересы одной конфессии наше государство защищает, а другой конфессии нет?" Авторесса петиции даже толком не знает, как правильно называется один из главнейших православных храмов России, памятник архитектуры, охраняемый ЮНЕСКО. Но, по крайней мере, она не может не знать, что православные уже два десятилетия безуспешно воюют за возвращение Исаакиевского Собора, который Церкви так и не передан. Истинное намерение автора петиции - стравить, столкнуть лбами две христианские конфессии на радость христофобам всех мастей (и, конечно же, алчным чиновникам), возложить вину за некрасивую историю с Александровским костёлом на Православную Церковь видно невооружённым глазом.

Последнее судебное заседание состоялось уже этим летом. На предыдущих заседаниях местная администрация добилась проведения архитектурной экспертизы с целью доказать свою точку зрения. Экспертиза несколько раз переносилась (думаю, власти прекрасно понимали, каким будет её результат), но в конце концов состоялась и вынесла вердикт: Александровский костёл является тем самым костёлом, детищем Войцеховского и Чарушина. И вполне может использоваться по своему прямому назначению. Администрация попросила себе шесть недель "для ознакомления с актом экспертизы". Будет изыскивать к чему прицепиться, чтобы потребовать повторной.

А вот теперь мне бы хотелось обратиться к моим братьям и сёстрам по вере - к православным. Прежде всего - к вятским православным. Давайте приложим усилия к тому, чтобы вятский костёл вернули католикам. В конце концов, нынешнее государство - не в пример большевистскому - открыто враждовать против Православной Церкви боится. Ведь многие наши храмы сегодня находятся в такой же трагической ситуации, ведь и наша Церковь сегодня вынуждена годами судиться ради возврата Церковного имущества. Не проще ли и не логичнее ли добиваться справедливости сообща? Тем более, что антихристианские силы, одинаково ненавидящие как православных, так и католиков, уже используют ситуация для пропаганды против нашей Церкви. Обращения в органы власти и в суды, материальная помощь (а экспертиза - она ведь денег стоит), молитвенные стояния и крестные ходы в защиту отца Григория и его прихода - всё это вполне могло бы заставить кировские власти изменить своё отношение, чтобы не лишиться поддержки православных.

А если уж решить дело в судебном порядке окончательно окажется невозможно - давайте скинемся "с миру по нитке" и построим отцу Григорию новый храм, столь же просторный. Нас десятки миллионов - неужели не потянем?

Tags: #ВернитеКраденое, Наблюдая за католиками, Нужна помощь, О всякой дряни
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments