Оригинал здесь.
Каждый кто учился в советской и постсоветской школе, читал Блока, Бальмонта, Ленина и Новикова-Прибоя твёрдо знает, что русско-японская война была позором русского царизма, когда маленькая и слабая Япония одной левой разгромила большую Россию, поскольку ею руководили бездарный царь, генералы и адмиралы. Японцы показали абсолютное превосходство в технике, военном искусстве, боевом духе и управлении, а царь, Стессель, Куропаткин и Рожественский опозорились и были позорно разбиты, в результате чего в России случилась Первая Русская Революция...
Для того, чтобы немного прочистить мозги от этой лапши есть надежное средство - просмотр фильма "Битва в Японском море", снятом в 1969 году в Стране восходящего солнца. Фильм рассказывает на фоне общего хода боевых действий русско-японской войны о подготовке и ходе Цусимского сражения, а его главным героем является его безусловный победитель и герой адмирал Того Хейхатиро (его роль исполняет великий Тосиро Мифунэ).
Этот фильм является ярким образцом японской патриотической пропаганды, не содержит никакого критического или антивоенного элемента, его задача представить японские армию и флот как безусловных героев, а японских полководцев и флотоводцев - рыцарями без страха и упрека. И тем характерней, что "Битва в японском море" совершенно свободна от русофобии и чувства легкой победы.
Напротив, борьба Японии с Россией показана к тяжелая схватка с сильным и благородным противником, не как сражение в котором всё с самого начала предопределено и Россия неминуемо проигрывает.
У зрителя создают впечатление, может быть даже несколько преувеличенное, о том, что судьба Японии зависит от одного сражения на море - если эскадра Рождественского прорвется во Владивосток, то Япония окажется под угрозой и не сможет победить. Поэтому в руках адмирала Того - судьба нации.
Разумеется, фильм начинается с полуправды о причинах войны. Утверждается, что всё дело в политике России по проникновению в Манчжурию, угрожавшей национальной безопасности Японии. Об агрессивной захватнической политике Японии в Корее и Китае не говорится ни слова. На совете у императора Мейдзи принимается решение нанести удар по России, пока она не слишком усилилась на Дальнем Востоке.
О роли англо-японского союза, о роли Японии как прокси-агрессора на Тихом Океане ничего не говорится. На эту тему указывают лишь намеком - японским транспортом командует "доброволец" англичанин (он гибнет в результате удара русского крейсера "Рюрик"), японцы надеются, что англичане не пропустят русскую эскадру через Суэцкий канал.
Не раскрыта и тема японского нападения на русские порты без объявления войны. Напротив у зрителя пытаются создать впечатление, что сначала была объявлена война, а затем начались боевые действия.
Однако ведение войны оказывается для Японии очень трудным. В фильме вообще не упоминается о войне в Манчжурии, однако подробно рассказывается об осаде Порт-Артура. Показаны трудности с блокированием фарватера для русских кораблей. Затопление нескольких японских старых кораблей, несмотря на огромные жертвы японцев, не приводит к желаемому результату.
Здесь, в частности, показана, трагедия японского морского офицера, русофила, который служил в Петербурге в посольстве, влюблен в русскую культуру, Пушкина и Толстого, и размышляет о том, что даже если Япония победит, то Россия все равно завоюет её через свою культуру и свои книги. Офицер по-русски пишет на перегородки затапливаемого корабля послание своим друзьям, предполагая, что после войны корабль будет поднят и те смогут его прочесть.
Как чистейшее самоубийство показываются атаки на Порт Артур японской армии под командованием генерала Ноги. Зритель может в полной мере почувствовать соотношение потерь 1:10, убийственный огонь русской артиллерии и пулеметов, тягостное положение генерала Ноги, ощущающего свою вину за гибель такого количества солдат (после смерти императора Мэйдзи в 1912 году генерал и его жена сделают себе сепукку).
Тем временем русские крейсера рыщут между Японией и Кореей, а 2-й флот вечно смеющегося адмирала Камимуры не может их поймать. Одна из сильнейших сцен фильма - расстрел крейсером "Рюрик" японского военного транспорта - гибель множества солдат и капитана-англичанина, самоубийство офицеров, сожжение японского флага.
Однако главной тревогой японского адмирала является неуклонный подход "Балтийского флота" русских - эскадры Рожественского. Неоднократно подчеркивается, что большая удача японцев, что русский флот разделен между Тихим Океаном и Балтикой. Некоторые высказывают надежду, что переход столь большого флота через три океана нереален, однако Того уверен, что русские придут.
Важную роль в подготовке встречи японцев с русскими играет полковник Акаси. Он не только покупает важную разведывательную информацию у всевозможных "лейтенантов Шмидтов", но и выделяет деньги на русскую революцию и на финансирование финского сепаратизма. Роль японского шпионажа в русской революции показана не без юмора, но с бравадой, без всякого лицемерия. Как японский агент упоминается и Ленин, живущий на деньги присылаемые матерью и любящий много тратить.
Японские деньги получали лидер финской Партии активного сопротивления журналист Конни Циллиакус, деятель партии грузинских социалистов-федералистов Георгий Деканозишвили. В июле 1904 года Акаси встречался с Плехановым и Лениным в Женеве. Через посредство Циллиакуса финансировал проведение Парижской конференции российских оппозиционных партий в 1904 году и Женевской конференции — в 1905 году. Всего через Акаси на подрывную деятельность в России было израсходовано около миллиона иен (около 35 миллионов долларов в ценах 1990 года), выделенных японским генеральным штабом.
Деятельность Акаси оказала, несомненно, значительное влияние на непрочность политического тыла России в войне и возникновение необходимости закончить её как раз тогда, когда японские военные усилия начали заходить в стратегический тупик. Возможно, именно деятельностью агентуры Акаси (или британской агентуры) объясняется тот странный факт, что в ходе Цусимского сражения русские снаряды не взрывались ("по ряду причин", как деликатно говорится в фильме), хотя во время битвы в Желтом море гораздо меньшая по составу Порт-Артурская эскадра нанесла японцам гораздо больший материальный урон.
Само Цусимское сражение показано как подвиг японского флота и плод флотоводческой мудрости Того, но русский флот показан достойным противником, а адмирал Рождественский - настоящим белым самураем, сражающимся до последнего. Этому героизму Рожественского противопоставляется трусость адмирала Небогатова, показанного в максимально невыгодном свете.
Напротив, сдачу миноносца "Бедовый" с раненым Рожественским японцы показывают даже слишком лестно для русских. По вопросу о белом флаге на корабле завязывается борьба с выстрелами. На самом деле миноносец был сдан командованием без всякого внутреннего спора, по инициативе представителей штаба эскадры.
Заключительная сцена фильма - адмирал Того посещает раненого адмирала Рожественского, зачитывает ему утешительную телеграмму императора Николая II и выражает своё восхищение длительным переходом русской эскадры, беспрецедентным в военно-морской истории.
Так же он рассказывает Рожественскому о том, что броненосец "Суворов" сражался до последнего, категорически отказавшись сдаться. В ответ русский адмирал сообщает, что поражение от достойного противника - не позор. Высшее руководство Японии обсуждает вопрос о том, что следующим противником обязательно будет США.
Несомненно, "Битву в Японском море" можно обвинить в некоторой условности показа событий, их излишней символизации. Но сама эта символизация весьма показательна.
- Россия - это мощная держава - только упреждающие действия и разделенность русского флота океанами предоставляют Японии шанс, который она использует.
- Битва за Порт-Артур - это тяжелейшая борьба, выигранная лишь с чудовищными жертвами.
- Судьба Японии висит на волоске - если бы русская эскадра прорвалась во Владивосток, война была бы бесповоротно проиграна.
- Важную роль в поражении России играют японские методы тайной войны и подрывная деятельность по разжиганию в стране революции.
- Русские - отважные и благородные воины, готовые сражаться до последнего.
- Русская культура столь притягательна, что даже в случае победы японцы боятся культурно проиграть стране Пушкина и Достоевского (кто тогда мог представить, что скоро Пушкина сбросят с корабля современности, а рулить будут эмо, аниме и хентай).
Если бы такой фильм сняли бы в России, то это, несомненно, считалось бы ультрапатриотической пропагандой . Но так как фильм снят в Японии, то было бы бессовестно с нашей стороны им не наслаждаться. Наше поражение показано там так достойно, как нация, терпящая в своих рядах Понасенкова, не способна показать иные из своих великих побед...
Journal information