
Шведские генералы вручают шпаги Петру Первому
«Пальбой отбитые дружины, мешаясь, падают во прах. Уходит Розен сквозь теснины; сдается пылкий Шлиппенбах», — так великий классик русской литературы запечатлел несколько эпизодов славной Полтавской баталии и судьбу одного из самых известных полководцев Карла XII. Петр I не раз называл грозных скандинавских противников своими учителями, подчеркивая то обстоятельство, что именно в сражениях против шведов — и не всегда победоносных — русская армия получила опыт современного на тот момент ведения войны. Долгий и тернистый путь пришлось пройти вооруженным силам обновленной России, чтобы стать той отлаженной военной машиной, которая заставила высокомерный Стокгольм унять свою гордость и подписать Ништадтский мир. Извилистая дорога к Полтавской виктории началась у стен Нарвы. И только преодолев весь этот путь, царь мог великодушно пригласить к себе в шатер пленных шведских генералов и прочих важных господ из свиты поспешно удалившегося короля, чтобы поднять заздравный кубок за своих учителей. Среди приглашенных и присутствующих не по своей воле был там и не кто иной, как генерал-майор Вольмар Антон фон Шлиппенбах, человек, безусловно, лично храбрый, который по злой иронии судьбы первым из шведских генералов имел честь угодить в плен к русскому государю. Судьба этого полководца оказалась удивительной: пробыв три года в русском плену, он в итоге поступил на службу к своему недавнему противнику и стал русским генерал-поручиком.
Первоначально наступая традиционным западноевропейским маршрутом на Смоленск, Карл вскоре изменил направление. От гетмана Мазепы, желавшего получить королевский венец под пятой у шведского льва, стали поступать настойчивые сигналы о страстном желании влиться в семью европейских народов. К несчастью для шведов, король не был знаком с особенностями украинских политиков, и его армия повернула на юг.
К этому времени Шлиппенбах продолжал служить в Прибалтике, находясь в прямом подчинении у генерала пехоты Левенгаупта, ставшего к тому времени губернатором Риги. Король отдал приказ Левенгаупту выступить со всеми наличными силами к нему на помощь — шведская армия в то время медленно продвигалась на восток и испытывала все больший недостаток в провианте. Левенгаупт взял всех, кого смог: около 16 тысяч человек. Его армию сопровождал большой обоз более чем из 7 тыс. фур с различными запасами. В составе этой армии и находился Шлиппенбах с конным отрядом драгун и рейтар.
Левенгаупт, отяжеленный обозом, двигался очень медленно, расстояние между ним и главными силами шведов еще больше увеличилось. Петр I не мог не воспользоваться таким благоприятным случаем и атаковал Левенгаупта при Лесной, используя сформированный им «летучий корпус». Потери шведов были огромны, кроме того весь обоз, столь ожидаемый главной армией, достался победителям. С остатками «прибалтийского корпуса» Левенгаупта Шлиппенбах воссоединился с армией Карла XII, который, так и не получив обещанных 20 тысяч казаков и ломящихся от провианта складов, уже начал что-то подозревать.
В Полтавском сражении фельдмаршал Рёншильд доверил Шлиппенбаху кавалерийский отряд, задачей которого было двигаться перед шведским авангардом и производить разведку. В этот раз кавалерийское чутье изменило барону, и его обнаружили раньше времени, усложнив шведской армии процесс развертывания. В неразберихе начавшегося боя его отряд заблудился в лесу и натолкнулся на крупные силы русских. В ожесточенном бою шведов разбили, а сам Шлиппенбах попал в плен, став первым шведским генералом, лишившимся свободы в Полтавском сражении.
Спустя несколько лет пребывания в русском плену, когда Прибалтика была очищена от шведов, Петр I даровал Шлиппенбаху свободу и предложил перейти на царскую службу. Барон был не шведом, а лифляндским немцем, поэтому не увидел в таком переходе ничего зазорного. Под его команду был отдан Рязанский пехотный полк, вместе с которым бывший вице-губернатор Эстляндии и генерал армии Карла XII принял участие в славном Гангутском сражении. За отличие в бою Петр даровал Шлиппенбаху чин генерал-поручика.
На заключительном этапе Северной войны барон занимался организационными вопросами русской армии, был членом Военной коллегии, а в 1718 году стал членом Верховного суда. Будучи весьма образованным человеком, помогал Петру I в написании его «Гистории Свейской войны». Скончался генерал-поручик Вольмар Антон фон Шлиппенбах в марте 1721 года, не дожив до окончания Северной войны всего несколько месяцев. Похоронен полководец обеих противоборствующих армий в Таллине, в Домском соборе.
Journal information