Фенимор Купер
В самом деле, у Купера с неизменной симпатией и даже с каким-то пиететом стабильно изображаются представители двух индейских племён Северной Америки. Это прежде всего могикане (к которым принадлежит, пожалуй, самый популярный из его героев - Чингачгук), а также делавары - родственное могиканам племя, давшее приют главному герою всей эпопеи "Кожаный Чулок" - Натаниэлю Бампо. Делавары и могикане изображаются преданными друзьями, благородными и отважными, способными на самые возвышенные поступки и не менее возвышенные чувства. Это относится не только к мужчинам - Уа-Та-Уа, возлюбленная Чингачгука, вполне достойна своего избранника, а в чём-то и способна дать ему фору, ибо легко быть отважным и верным, когда ты - сильный воин и в руках у тебя оружие, гораздо труднее проявить эти качества, когда ты - беззащитная девушка и пленница.
Чингачгук и Уа-Та-Уа. Кадр из немецкого фильма "Чингачгук - Большой Змей",
поставленного по мотивам Фенимора Купера
Напротив, племена, враждебные могиканам и делаварам, Купер рисует максимально отталкивающими красками. Гуроны и ирокезы в его романах - воплощение коварства и жестокости, а положительные герои Купера не стесняются демонстрировать к представителям этих народов крайне презрительное отношение [2]. Гуроны и ирокезы рыщут на территориях, не принадлежащих этим племенам, атакуют местных индейцев и белых переселенцев ради денег, которые французские власти Канады платят за скальпы. В ответ от положительных героев они удостаиваются именования "бездельников" и "бродяг" - при том, что хозяйство ирокезов и гуронов было довольно-таки развитым, они умели строить настоящие деревни и занимались земледелием [3]. Это - не расистское презрение белого человека к "цветным" расам, Купер многократно и открытым текстом полемизирует с расизмом, как сам по себе, так и устами своего героя Бампо. Это именно категорическое предпочтение одних индейских племён другим индейским же племенам.
Более того: в угоду этому своему предпочтению Купер идёт на сознательное искажение исторических фактов. Так, в романе "Следопыт" он числит ирокезов в рядах союзников Франции по Семилетней войне, в то время, как реальные ирокезы воевали на стороне Англии и сыграли не последнюю роль в изгнании французов с североамериканского континента. Купер постоянно смешивает, путает между собой три разных ирокезоязычных народа - гуронов, мингов и ирокезов, считая название "минги" (правильнее "минго") презрительной кличкой. Между тем, минго - отдельный народ, возникший в результате переселения части гуронов и ирокезов на территорию современного штата Огайо, где эти переселенцы объединились в одну общину. А гуроны и ирокезы часто воевали друг с другом, и вряд ли согласились бы на то, чтобы их путали.
Воины-ирокезы
Чтобы понять этот феномен, нам придётся обратиться к истории возникновения Соединённых Штатов как независимого государства. В ходе Революционной войны (в русский историографии она называется Войной за независимость Соединённых Штатов) обе стороны конфликта так или иначе пытались привлечь индейцев на свою сторону. И вот тут нас поджидает чрезвычайно любопытное открытие: оказывается, первыми краснокожими союзниками Джорджа Вашингтона стали ... могикане. Уже в 1774 году, по утверждениям американского историка У. Уошберна, в рядах Континентальной армии сражались стрелки-могикане [4]. В 1778 году самопровозглашённое правительство США заключило договор с племенем делаваров, которые с этого момента признали США и подчинились властям нового государства. Что же касается ирокезов, то они, как и в Семилетнюю войну, продолжали воевать на стороне англичан. На стороне англичан они выступили и ещё раз - в 1814 году, когда британская корона попыталась вернуть под свой контроль свои прежние североамериканские владения.
Купер родился в 1789 году, когда Революционная война уже завершилась. Но ветераны этой войны жили вокруг него, мальчик имел возможность общаться с ними лично, наверняка выслушивал их воспоминания с живейшим интересом [5]. Что он мог узнать из этих рассказов об индейцах? Наверняка бывшие солдаты Контенинтальной Армии добром поминали своих боевых соратников из числа могикан и делаваров. И наверняка честили последними словами ирокезов, от которых им немало пришлось натерпеться. Ирокезы всегда нападали врасплох, атаковали стремительно и столь же стремительно отступали, нанеся противнику чувствительный урон. Тот же, кто попадал к ирокезам в плен, практически не имел шансов выбраться: ирокезы любили истязать своих пленников, неоднократно были замечены и в каннибализме.
Британские солдаты и индеец-наёмник в период Революционной войны
Стоит ли удивляться, что Купер в своих романах с восхищением описал союзников Континентальной армии Вашингтона и с отвращением - её противников, от которых немало натерпелись хорошо знакомые самому Куперу люди [6]?
[1] WASP - англоязычная аббревиатура, означающая белого англосакса-протестанта.
[2] Это, кстати, соответствует историческим реалиям. Алгонкинские племена, к числу которых принадлежали делавары и могикане, действительно презирали ирокезов. Само название "ирокез" происходит от алгонкинского слова, которое в переводе означает "настоящая гадюка". Сами же ирокезы предпочитали именовать себя "людьми длинных домов".
[3] А гуроны умели строить неплохие для своего времени укрепления вокруг собственных деревень.
[4] Уошберн называет их стокбриджами - по названию деревни, в которой, согласно "Википедии", поселились в 1736 году могикане, принявшие христианство.
[5] Свидетельством этого интереса стал роман Купера "Шпион", непосредственно воссоздающий на своих страницах события Революционной войны.
[6] Впоследствии Купер женился на девушке, родители которой в Революционной войне поддерживали англичан. Вероятно, именно из её семьи пришли жуткие воспоминания о зверствах гуронов во время Семилетней войны. Эпизод из романа "Последний из могикан", где орда гуронов устраивает резню капитулировавшим в форте Уильям-Генри англичанам, не выдумана Купером.
Journal information