Владимир с высоты птичьего полёта
Так получилось, что наши религиозные убеждения с дочкой не совпадают. Я - православный христианин Московской Патриархии, она - римо-католичка. По этой причине её во Владимире интересовал в первую очередь местный римско-католический приход, его особенности, его уклад, его традиции. Тем более, что ксёндз Георгий Кромкин - настоятель нижегородского костёла - когда-то служил во Владимире вторым (викарным) священником. Оказалось, что католики Владимира хорошо помнят его... Но обо всём по порядку.
Владимирский костёл
Владимирский костёл освящён в честь Святого Розария. Розарий - это особая католическая молитвенная практика, связанная с многократным чтением молитв "Богородице Дево, радуйся" и "Отче наш" параллельно с размышлениями о евангельских отрывках, именуемых Тайнами Розария. По преданию, этой молитвенной практике Богородица когда-то обучила католического святого Доминика. Розарием называются также чётки, по которым вычитывается это молитвенное правило, и такие чётки обязан иметь при себе каждый уважающий себя католик.
А вот так выглядит престольная икона владимирского костёла -
Пресвятая Дева Царица Розария.
Вот таким Саша впервые увидела храм Святого Розария.
Зато со смотровой площадки хорошо видна
одна из главных достопримечательностей Владимира - Свято-Успенский кафедральный собор
Собор этот - характерный образец зодчества домонгольской Руси,
построен по инициативе и на деньги св. князя Андрея Боголюбского -
того самого, который когда-то перенёс столицу Руси во Владимир
Храм Святого Розария вблизи.
Нетрудно видеть, что во дворе храма имеется парк.
Зайдя в парк при Владимирском костёле, очень быстро понимаешь, что оказался
в сакральном пространстве. Посетителя встречают удивительные по своей красоте
статуи Пресвятой Богородицы.
Как, например, вот эта. Данный образ у католиков называется "Непорочное зачатие"
Особенностью этой иконы является то, что Святая Дева попирает ногой главу змия.
А ещё - вот такая братская могила католиков
Когда-то при костёле было католическое клдбище. Большевики это кладбище разорили, поскольку собирались на его месте построить жилые дома. Останки католиков захоронили здесь, в братском могиле, под одним крестом. Фото получилось у Саши очень мрачным. Но таким оно и должно быть - как предупреждение потомкам: "Это не должно повториться!"
В костёле имеется мемориальная доска в честь местного католического новомученика -
литовского епископа Мечисловаса Рейниса
Монсеньор Рейнис был блестяще образованным человеком, хорошо разбиравшимся не только в богословии, но и в светской философии, и в психологии, и в политике. В своих трудах он энергично клеймил фашизм, расизм и коммунизм, считая эти идеологии преступными и античеловеческими. В 1947 году монсеньор Рейнис был арестован и отправлен во владимирскую тюрьму, где и скончался.
Храм Святого Розария во Владимире был построен и освящён в 1894 году - в первый год царствования святого царя-страстотерпца Николая Второго, Основу его прихода поначалу составляли поляки - ссыльные участники восстания 1863 года и их потомки. В 1930 году костёл был закрыт большевиками, приход ликвидирован. В здании устроили реатранслятор местной радиостанции, колокола пустили на переплавку, был также уничтожен старинный орган. После падения коммунистического режима костёл снова вернули верующим. Подробный документальный фильм об истории владимирского костёла можно посмотреть здесь.
Бессменным настоятелем костёла является ксёндз Сергий Зуев. Несмотря на то, что отец Сергий - католик, он испытывает живейший интерес к Православию и привнёс в практику своего прихода заметные православные черты (чем моментально сделал его интересным для паломников-иностранцев). Многие иконы, украшающие его костёл, написаны православными художниками и выдержаны в средневековых русских и византийских традициях.
Вот так выглядит алтарь Владимирского костёла.
Алтарный крест расписан православным священником (!!!)
Любопытная икона Крещения Господня также написана православными художниками
Икона интересна тем, что Спаситель на ней не погружён в струи Иорданские,
а как будто шествует по воде.
Православными иконописцами создана во Владимире и такая общеобязательная часть любого католического храма, как иконный ряд Крестного Пути. Есть у них такая великопостная традиция - 14 стояний крестного пути - возле 14-ти икон, изображающих эпизоды Страстей Христовых, возле каждой иконы вычитывают библейские отрывки, раскрывающие духовный смысл данного евангельского эпизода, и творятся коленопреклонённые молитвы. Также во время стояний Крестного пути полагается молиться за усопших родственников.
Икона "Христос перед Пилатом" - начало Крестного пути.
Бичевание Спасителя
Христос встречает Свою Пречистую Матерь
Иисуса пригвождают ко Кресту
Обращает на себя внимание, что Спаситель на всех иконах Крестного Пути остаётся бесстрастен, как будто все эти ужасы проделывают не над Ним. Это призвано символизировать, что Господь в Себе уже победил Смерть. Он и с Креста литургисает, Он и на Кресте - Священник.
Имеются, впрочем, в костёле и традиционно-католические изображения в виде статуй. Например, вот этот образ Христа-Спасителя.
Данный образ называется "Святое Сердце"
Обратите внимание, что сердце Господа открыто. И что вокруг него расходится сияние.
Или вот этот популярный у католиков образ Фатимской Божией Матери.
Обратите внимание, что на руках Богородицы - чётки-розарий.
Статуя святого Иосифа Обручника
Ещё скульптура какого-то католического святого - к сожалению, не помню его имени.
Но судя по одежде - он священник.
Крест со снятым Распятием. Потому что идут пасхальные дни.
Восста, несть зде!
Думаю, настала пора представить вам и самого отца Сергия, тем более, что принял он мою Сашу, как родную. Отец Сергий - профессиональный музыкант, в детстве пел в академическом детском хоре. Были это ещё застойные времена, период, который я назвал бы Высоким Совком (по аналогии с Высоким Средневековьем). Религия тогда, хоть и не преследовалась в открытую, пребывала под негласным запретом. Но детей-хористов часто заставляли петь католические духовные песнопения, ибо они звучали красиво и давали хорошее упражнение для голоса. Так через культуру песнопений советский мальчик Серёжа Зуев пришёл в католичество.
Отец Сергий Зуев, настоятель Владимирского костёла.
Отец Сергий - обладатель мощного и приятного голоса. Он не забыл о своём музыкальном образовании. Самостоятельно выучившись играть на органе, он периодически даёт для владимирцев органные концерты в свободное от богослужений время, что стало неплохим источником финансирования для храма. Да, кто-то может поворчать, что храм - не место для концертов, а священник - не шут, чтобы развлекать публику. Но на вырученные деньги отец Сергий не только поддерживает храм в надлежащем состоянии, но и создал при нём свой собственный паломнический центр, в котором имеется своя гостиница для приезжающих во Владимир паломников, а для прихожан организуются поездки как по России, так и в дальнее зарубежье, по святым местам Католической Церкви.
Во Владимирском костёле хорошо помнят отца Георгия Кромкина, когда-то служившего там. Стоило прихожанам узнать, что Саша - из Нижнего Новгорода, как они моментально набросились на неё с расспросами: как там отец Георгий? И хвалили его наперебой. Хорошо, когда священник оставляет в прихожанах такую светлую память о себе. Даже если этот священник не наш, не православный.
Отец Георгий Кромкин и отец Сергий Зуев во Владимирском костёле
А через дорогу от костёла находится интересная скульптура, которая для знающих может служить неплохим указательным знаком на то, что костёл рядом. А непосвящённых - только запутает окончательно.
Непосвящённый углядит в этой скульптуре либо неработающий фонтан,
либо какую-нибудь псевдоиндийскую загогулину.
А между тем, это памятник Святому Сердцу Иисуса.
Обратите внимание, что под сердцем - чаша (видимо, евхаристическая),
а внутри сердца - Крест.
Любые храмы особенно красивы ночью, когда их искусственно подсвечивают,
чтобы они были видны издалека. Не стал исключением и Владимирский костёл.
Бросив прощальный взгляд на духовный центр католичества во Владимире, поспешим к другим достопримечательностям этого славного города. Всё же негоже забывать, что Владимир - один из духовных центров Русского Православия и изобилует памятниками эпохи Высокого Средневековья.
Своеобразным туристическим центром города, его архитектурным символом,
являются знаменитый Золотые Ворота.
Когда-то эти ворота были крепостными. Но те времена давно канули в лету. Владимир давно находится в центре России, и никакие внешние враги ему больше не угрожают. Тем не менее, в павильоне Золотых ворот развёрнута экспозиция, посвящённая героическим землякам, владимирцам, участвовавшим в борьбе с ордынскими завоевателями, с наполеоновским и гитлеровским нашествием. Центром этой экспозиции является диорама, изображающая оборону Владимира от войск хана Батыя в XIII веке. Эту диораму я в своё время видел собственными глазами. А вот дочке там побывать пока не пришлось - денег не хватило.
Диорама "Штурм Владимира войсками хана Батыя".
Любопытная деталь этой диорамы: она расположена в павильоне Золотых Ворот - и Золотые же Ворота служат центром композиции.
А на самом верху Золотых Ворот располагается надвратная православная церковь. Интересно, она сейчас действует, или тоже обращена в музей?
На диораме хорошо заметно вот это здание. Это Дмитриевский Собор.
Он освящён в честь св. Димитрия Солунского. Храм средневековый,
характерной для русского зодчества крестово-купольной архитектуры.
А помните Свято-Успенский кафедральный собор, воздвигнутый иждивением св. князя Андрея Боголюбского? Тот, который хорошо заметен со смотровой площадки? Я его видел вплотную, примерно с того же расстояния, с которого сейчас вижу свой компьютер. Можете и вы полюбоваться этим величественным храмом.
Свято-Успенский Собор во Владимире.
Обратите, кстати, внимание, насколько ухожена территория вблизи обоих храмов!
А неподалёку от Успенского Собора возвышается памятник основателю города -
крестителю Руси св. равноапостольному князю Владимиру Великому.
Фигура рядом со святым князем - это свт. Феодор, православный архиерей,
также принимавший участие в Крещении Руси.
Вот этот же памятник вблизи - чтобы можно было лучше разглядеть скульптуры.
Ещё одна достопримечательность православного Владимира - Княгигин монастырь.
Снято дочкой с колокольни Никитской Церкви.
И сама, собственно, Никитская церковь.
В отличие от Дмитриевского и Успенского соборов, эта церковь сравнительно молодая, она была построена в 1762 году. С приходом к власти большевиков храм у верующих отобрали и использовали в утилитарных целях. Рейдеры в кожаных тужурках полностью уничтожили барочный иконостас храма (сейчас его кое-как пытается восстановить местная православная община, но денег не хватает). Искажён оказался и внешний архитектурный облик храма: в нём искусственно были созданы три этажа, высокие стрельчатые окна, представлявшие одну из достопримечательностей этого храма заложили кирпичами. Теперь здание возвращено Церкви, там активно ведутся восстановительные работы.
В светлые Пасхальные дни в православных храмах любой желающий может свободно подняться на колокольню. К колокольне Никитской Церкви, правда, ведёт очень крутая винтовая лестница, с которой так легко полететь вниз, считая ступеньки. Зато с колокольни открываются великолепные виды.
Вот, например, вид с колокольни Никитской Церкви на Свято-Успенский Собор.
Хорошо заметно, какая ветхая эта колокольня изнутри. Вот они, следы господства
"научных атеистов".
И вид на противоположную сторону. Обратите внимание, что на горизонте
маячат купола ещё двух небольших православных храмов.
Всё же Владимир богат на храмы и на духовную жизнь.
На колокольню Никитской Церкви ведёт вот такая крутая винтовая лестница.
Ступеньки узкие, и удержаться на них неподготовленному человеку достаточно трудно.
А падать страшновато...
Табличка у входа в Никитскую Церковь, рассказывает интересующимся об истории храма
А вот этот храм, конфискованный большевиками у местной старообрядческой общины,
до сих пор не возвращён верующим. Здесь размещается музей хрусталя.
Музей, конечно, интересный (мне доводилось в нём бывать),
но кто мешает найти под него новое помещение? А храм отдать верующим -
это всё же дом молитвы, а не выставочный зал.
Ещё одно примечательное место во Владимире, случайно попавшее в дочкин объектив - это памятник актёрам близ владимирского драмтеатра. Скульптурная композиция изображает трагика Несчастливцева и комика Счастливцева - персонажей пьесы А.Н. Островского "Лес".
Памятник актёрам у владимирского театра драмы
И снова обращаю внимание всех на ухоженность территории близ драмтеатра. Никакого пустыря, никаких "собачьих бульваров" - всё чинно и красиво, настраивает на культурный отдых. Эй, екатеринбургские скакуины, берите пример!
Ну, и в заключение - ещё один православный храм Владимира. Михайло-Архангельская кладбищенская церковь. Этот храм мало известен туристам и паломникам - просто уютное место на окраине города, куда можно зайти и тихо помолиться вдали от городской суеты.
Храм Михаила Архангела во Владимире
Хотелось бы пожелать всем читателям моего ЖЖ хотя бы изредка посещать подобные места. А наше виртуальное путешествие в столицу Андрея Боголюбского подошло к концу.
Journal information