Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Можем повторить?





Каждый год в День Победы снова и снова активизируются дискуссии о тех символах и атрибутах, которыми в последнее время окружено празднование главного праздника в нашем государственном, светском календаре. Снова и снова начинаются набившие уже оскомину разговоры о том, насколько имеют право современные россияне, родившиеся и выросшие уже в послевоенные годы, носить георгиевскую ленту. О том, не является ли "Бессмертный полк" пустой формальностью и насколько подобные акции действительно способствуют сохранению исторической памяти. О том, насколько вообще искренна наша память о войне и Победе, не вырождается ли она в горделивый свисток без каких-либо глубоких внутренних переживаний... Да много ещё о чём.

Конечно, большинство "ворчунов" - это просто патологические русофобы, испытывающие банальное раздражение от того, что Вторую Мировую войну, по их мнению, выиграла "не та" сторона. И с такими разговаривать действительно не о чем - с ними должны разбираться полиция, прокуратура и суд. И всё же мы погрешили бы против истины, сведя всю эту дискуссию только к провокациям записных русофобов. Нередко недоумения возникают и у вполне адекватных и патриотично настроенных людей. Нередко хорошие люди попадаются на удочку нехорошей пропаганды, если последняя выглядит убедительно. Нередко и сами мы, русские патриоты, своими слишком эмоциональными реакциями провоцируем раздражение. Нередки, вы, и случаи, когда вроде бы патриотично настроенный человек с георгиевской ленточкой в петлице, совершенно не знает, кто был кем во Второй Мировой войне, и не может назвать имена даже самых известных героев Великой Отечественной. А значит - в каждом конкретном случае необходимо разбираться предметно. А иногда - и уметь возражать по существу.

Например, Мария Федосова (shardonnay) опубликовала на своей странице ВКонтакте пост, в котором со ссылкой на неизвестного мне священника (как выяснилось в итоге - болгарина по национальности и одессита родом) выступила против популярного лозунга "Можем повторить", широко распространившегося по России после всем известных крымских событий марта 2014-го года. Завязавшаяся под этим постом дискуссия побудила и меня сформулировать своё отношение к данному лозунгу.








Один из вариантов воплощение лозунга "Можем повторить" в виде стикера.
Другие варианты, увы, зачастую просто неприличны, в самом буквальном смысле слова.
Что явно не способствует правильному патриотическому воспитанию -
скорее, шапкозакидательским настроениям





На мой взгляд, однозначного отношения к лозунгу "Можем повторить" быть не может. Тут нужно разбираться, кто и зачем использует данный лозунг. Если перед нами - действительно патриот с активной жизненной позицией, если его "можем повторить" - это естественный ответ на нападки внешних и внутренних "небратьев" (а насколько сегодня хамскими и абсурдными бывают нападки некоторых деятелей на День Победы, объяснять, полагаю, не нужно?), то такое можно только приветствовать. Его "можем повторить" - это не тупое шапкозакидательство, а продуманная и ответственная позиция, проистекающая из чёткого понимания собственной национальной, культурной и религиозной идентичности. Вдумаемся, что именно предлагается повторить. Не войну с её ужасами. Войну тогда, в 1941-м, развязала отнюдь не Россия. Повторить предлагается решительный отпор, который тогда, в "сороковые-роковые", получил в России внешний агрессор. "Можем повторить" в устах сознательного и граждански активного патриота - это не горделивый призыв "всем навалять", а чёткий сигнал тем, кто дерзко мечтает, как некоторые в 1941-м (а ведь мечтают!), о расчленении России и уничтожении русского народа: мы не грозим соседям. Но если кто-то будет посягать на свободу нашей Родины, на нашу веру и наши святыни - мы будем стоять насмерть, как стояли наши деды в Брестской крепости, под Москвой, под Сталинградом. Так что не надейтесь нас нагнуть - не получится. Русский встаёт на колени только для того, чтобы помолиться Богу, а нагибается только для того, чтобы подобрать трофейное оружие.





"Можем повторить" времён Великой Отечественной войны.
Тогда подобная наглядная агитация очень даже здорово мотивировала бойцов


А вот когда "можем повторить" украшает дорогую иномарку, увозящую очередную компанию подвыпивших обывателей на очередные "майские шашлыки" за город, это действительно пошлость. И тут сразу же встаёт целый ряд серьёзных вопросов. И первый из них: Да что ты, болезный, можешь повторить? Ты хоть знаешь, что такое война? Ты в окопах, без элементарных бытовых удобств и без горячей пищи хоть сутки продержишься? А дальше - простой совет любителям подобных стикеров: Можешь? Езжай, повторяй! Вот тебе Бог, вот порог, а вот Донбасс. Там сейчас снова воюют, и даже враг тот же самый, что был в июне 1941-го. Так что вперёд, дорогуша, пользуйся шансом. Но ведь не поедут, потому что у мещан не бывает национальности! А если бы была, сидел бы данный "можемповторитель" (как правило, это физически крепкие мужики в возрасте 30 с хвостиком) не за рулём комфортабельной личной авто, а в окопах где-нибудь под Донецком. Но тогда он был бы не мещанином, а граждански активным патриотом из предыдущего абзаца.

И конечно, провозглашая лозунг "Можем повторить", не стоит забывать, что русский солдат в годы Великой Отечественной войны явил собой образ не только безграничного мужества, стойкости в обороне и неудержимости в наступлении, но и образ подлинного великодушия. Советские солдаты рвались на запад не для того, чтобы "всех порвать и всем навалять" во имя собственной национальной гордыни. Они шли освобождать, Красная Армия несла на своих штыках свободу и защиту тем, кто сам защитить себя оказался не в состоянии. С этой мыслью солдаты шли в бой и эту основную идею своей борьбы донесли до стен Берлина. Именно поэтому во время уличных боёв за столицу "третьего рейха" наши бойцы с риском для жизни выносили из-под огня немецких детей, именно поэтому делились с этими детьми последней банкой тушёнки, не особо задаваясь вопросом, чей именно ребёнок перед ними - героя ли Антифашистского Сопротивления, простого обывателя, солдата вермахта или идейного нациста. В 60-е годы прошлого века немецкие журналисты попытались установить имя девочки, спасённой Николаем Масаловым, чтобы проследить её послевоенную судьбу. И столкнулись с тем, что таких девочек, спасённых из-под обстрела советскими солдатами в 1945-м, были сотни, так что установить, какая именно из них повстречалась на своём жизненном пути с легендарным Масаловым, просто не представляется возможным. Если сегодня мы об этой стороне Великой Отечественной войны забудем, мы рискуем незаметно для самих себя подменить в своём сознании её основную цель - и идеально сработать на цели той самой вражеской пропаганды, против которой мы, вроде как, боремся. А раз так - картинки, подобные этой, в День Победы абсолютно неуместны. Они только дискредитируют и Победу, и Россию в той же мере, как и пресловутая "ночь антипобеды".
Tags: За нашу Победу, Политика
Subscribe

promo mikhael_mark october 6, 2022 14:35 2
Buy for 10 tokens
Обращаюсь прежде всего к мужской части своей аудитории. А также к тем женщинам, у которых есть подросшие сыновья, больше не играющие в игрушки. У вас есть шанс оказать помощь жителю ДНР, пострадавшему от украинской агрессии, причём вам это ни копейки не будет стоить. Вернее, обойдётся только в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments