
Каждый год в День Победы снова и снова активизируются дискуссии о тех символах и атрибутах, которыми в последнее время окружено празднование главного праздника в нашем государственном, светском календаре. Снова и снова начинаются набившие уже оскомину разговоры о том, насколько имеют право современные россияне, родившиеся и выросшие уже в послевоенные годы, носить георгиевскую ленту. О том, не является ли "Бессмертный полк" пустой формальностью и насколько подобные акции действительно способствуют сохранению исторической памяти. О том, насколько вообще искренна наша память о войне и Победе, не вырождается ли она в горделивый свисток без каких-либо глубоких внутренних переживаний... Да много ещё о чём.
Конечно, большинство "ворчунов" - это просто патологические русофобы, испытывающие банальное раздражение от того, что Вторую Мировую войну, по их мнению, выиграла "не та" сторона. И с такими разговаривать действительно не о чем - с ними должны разбираться полиция, прокуратура и суд. И всё же мы погрешили бы против истины, сведя всю эту дискуссию только к провокациям записных русофобов. Нередко недоумения возникают и у вполне адекватных и патриотично настроенных людей. Нередко хорошие люди попадаются на удочку нехорошей пропаганды, если последняя выглядит убедительно. Нередко и сами мы, русские патриоты, своими слишком эмоциональными реакциями провоцируем раздражение. Нередки, вы, и случаи, когда вроде бы патриотично настроенный человек с георгиевской ленточкой в петлице, совершенно не знает, кто был кем во Второй Мировой войне, и не может назвать имена даже самых известных героев Великой Отечественной. А значит - в каждом конкретном случае необходимо разбираться предметно. А иногда - и уметь возражать по существу.
Например, Мария Федосова (

Один из вариантов воплощение лозунга "Можем повторить" в виде стикера.
Другие варианты, увы, зачастую просто неприличны, в самом буквальном смысле слова.
Что явно не способствует правильному патриотическому воспитанию -
скорее, шапкозакидательским настроениям
На мой взгляд, однозначного отношения к лозунгу "Можем повторить" быть не может. Тут нужно разбираться, кто и зачем использует данный лозунг. Если перед нами - действительно патриот с активной жизненной позицией, если его "можем повторить" - это естественный ответ на нападки внешних и внутренних "небратьев" (а насколько сегодня хамскими и абсурдными бывают нападки некоторых деятелей на День Победы, объяснять, полагаю, не нужно?), то такое можно только приветствовать. Его "можем повторить" - это не тупое шапкозакидательство, а продуманная и ответственная позиция, проистекающая из чёткого понимания собственной национальной, культурной и религиозной идентичности. Вдумаемся, что именно предлагается повторить. Не войну с её ужасами. Войну тогда, в 1941-м, развязала отнюдь не Россия. Повторить предлагается решительный отпор, который тогда, в "сороковые-роковые", получил в России внешний агрессор. "Можем повторить" в устах сознательного и граждански активного патриота - это не горделивый призыв "всем навалять", а чёткий сигнал тем, кто дерзко мечтает, как некоторые в 1941-м (а ведь мечтают!), о расчленении России и уничтожении русского народа: мы не грозим соседям. Но если кто-то будет посягать на свободу нашей Родины, на нашу веру и наши святыни - мы будем стоять насмерть, как стояли наши деды в Брестской крепости, под Москвой, под Сталинградом. Так что не надейтесь нас нагнуть - не получится. Русский встаёт на колени только для того, чтобы помолиться Богу, а нагибается только для того, чтобы подобрать трофейное оружие.

"Можем повторить" времён Великой Отечественной войны.
Тогда подобная наглядная агитация очень даже здорово мотивировала бойцов
И конечно, провозглашая лозунг "Можем повторить", не стоит забывать, что русский солдат в годы Великой Отечественной войны явил собой образ не только безграничного мужества, стойкости в обороне и неудержимости в наступлении, но и образ подлинного великодушия. Советские солдаты рвались на запад не для того, чтобы "всех порвать и всем навалять" во имя собственной национальной гордыни. Они шли освобождать, Красная Армия несла на своих штыках свободу и защиту тем, кто сам защитить себя оказался не в состоянии. С этой мыслью солдаты шли в бой и эту основную идею своей борьбы донесли до стен Берлина. Именно поэтому во время уличных боёв за столицу "третьего рейха" наши бойцы с риском для жизни выносили из-под огня немецких детей, именно поэтому делились с этими детьми последней банкой тушёнки, не особо задаваясь вопросом, чей именно ребёнок перед ними - героя ли Антифашистского Сопротивления, простого обывателя, солдата вермахта или идейного нациста. В 60-е годы прошлого века немецкие журналисты попытались установить имя девочки, спасённой Николаем Масаловым, чтобы проследить её послевоенную судьбу. И столкнулись с тем, что таких девочек, спасённых из-под обстрела советскими солдатами в 1945-м, были сотни, так что установить, какая именно из них повстречалась на своём жизненном пути с легендарным Масаловым, просто не представляется возможным. Если сегодня мы об этой стороне Великой Отечественной войны забудем, мы рискуем незаметно для самих себя подменить в своём сознании её основную цель - и идеально сработать на цели той самой вражеской пропаганды, против которой мы, вроде как, боремся. А раз так - картинки, подобные этой, в День Победы абсолютно неуместны. Они только дискредитируют и Победу, и Россию в той же мере, как и пресловутая "ночь антипобеды".
Journal information