
Генерал Антон Иванович Деникин, главнокомандующий ВСЮР.
В середине августа 1920 года в газете "Таймс" была опубликована нота, которую еще в начале апреля лорд Керзон отправил в Москву народному комиссару иностранных дел Чичерину. Это была нота, предлагавшая Советскому правительству прекратить гражданскую войну. К великому своему изумлению, Антон Иванович прочел там следующее заявление лорда Керзона:
«Я употребил все свое влияние на генерала Деникина, чтобы уговорить его бросить борьбу, обещав ему, что, если он поступит так, я употреблю все усилия, чтобы заключить мир между его силами и вашими, обеспечив неприкосновенность всех его соратников, а также население Крыма. Генерал Деникин в конце концов последовал этому совету и покинул Россию, передав командование генералу Врангелю».
Правда, почти накануне катастрофы в Новороссийске к генералу Деникину явился один из членов Британской военной миссии генерал Бридж, предлагая посредничество английского правительства для заключения перемирия с Красной армией. Деникин ответил на это одним словом: никогда!
Таким образом, этот случай в Новороссийске никак не вязался с заявлением лорда Керзона.
Сознательная подтасовка фактов и явный вымысел глубоко оскорбили Деникина. Он тут же написал резкое опровержение и отправил его в "Тайме". Оно появилось 27 августа 1920 года.
«Я глубоко возмущен этим заявлением и утверждаю: 1) что никакого влияния лорд Керзон оказать на меня не мог, так как я с ним ни в каких отношениях не находился; 2) что предложение (британского военного представителя о перемирии) я категорически отверг и, хотя с потерей материальной части, перевел армию в Крым, где тотчас же приступил к продолжению борьбы; 3) что нота английского правительства о начале мирных переговоров с большевиками была, как известно, вручена уже не мне, а моему преемнику по командованию Вооруженными Силами Юга России генералу Врангелю, отрицательный ответ которого был в свое время опубликован в печати; 4) что мой уход с поста Главнокомандующего был вызван сложными причинами, но никакой связи с политикой лорда Керзона не имел. Как раньше, так и теперь я считаю неизбежной и необходимой вооруженную борьбу с большевиками до полного их поражения. Иначе не только Россия, но и вся Европа обратится в развалины».

Лорд Джордж Натаниэль Керзон
***
Следует, правда, отличать действия английских военных и английских политиков. Если первые видели в белогвардейцах своих недавних боевых соратников по Первой Мировой, которым сочувствовали и которым были готовы реально помогать, то вторые (за исключением Черчилля) только палки в колёса вставляли Белому Движению. Отделить от России как можно больше карликовых государств вдоль западной границы, после чего остальное может катиться ко всем чертям и вариться в собственном соку - так цинично формулировал цели английской политики в России Ллойд Джордж.
Белым же нужна была только победа над большевиками - ибо только она могла обеспечить действительную территориальную целостность России. Примечательно, что Деникин даже в эмиграции, превратившись в частное лицо, оставался в данном вопросе настолько щепетильным, что счёл своим долгом официально выразить свой протест Керзону, попытавшемуся использовать его имя для пропаганды своей двурушнической политики. Отсюда видно, какими в действительности белые лидеры были "ставленниками интервентов", как они "действовали в интересах мирового капитала" и как "торговали Россией".
Journal information