Пионер-герой Марат Казей. "Парадный" портрет советского периода.
Марат Иванович Казей - так звучит полное имя нашего сегодняшнего героя - появился на свет 29 октября 1929 года (а стало быть, осенью нас ждёт 90-летие со дня его рождения), в белорусской крестьянской семье, проживавшей в Минской области в деревне Станьково. Родители его были убеждёнными сторонниками советской власти. Отец долгое время служил моряком на Балтийском флоте, страсть к военно-морскому ремеслу сохранил на всю жизнь, и детей своих назвал соответствующе. Сын получил необычное имя Марат в честь линкора, на котором служил Иван Казей, дочь (сестра была на два года старше Марата) звали Ариадной - в честь героини греческой мифологии, жившей на острове Крит и спасшей в лабиринте своего возлюбленного Тесея (приплыл к ней по морю!). После демобилизации Иван Казей вернулся в родные края, где стал, как партийный активист, председателем товарищеского суда. Не отставала от мужа и Анна Казей - она входила в состав комиссии по выборам в Верховный Совет СССР.
Всё изменилось в одночасье в 1935 году, когда Ивана Казея арестовали по ложному доносу за вредительство. Несмотря на то, что доказательства вины были шиты белыми нитками, бывшего партийного активиста осудили и сослали на Дальний Восток, где он и пропал без вести. Анну Казей арестовывали дважды, обвиняя в "троцкизме", и окончательно освободили только перед самой войной. Как продержались в эти страшные шесть лет Марат и Ариадна, кто помог детям "врагов народа" не умереть с голоду и не превратиться в эдаких "маугли", дичащихся людей, остаётся только гадать. И ещё больше остаётся удивляться, что эти дети, которых сталинская тирания лишила родителей, сумели сохранить свои души в чистоте, не озлобиться ни на свою страну, ни на свой народ, а остаться патриотами и достойными гражданами. Возможно, этому способствовало влияние матери: эта мудрая женщина понимала, что судебная система может давать какие угодно чудовищные сбои, причём абсолютно в любой страни и при любом режиме, а от обязанности любить свою Родину человека не может освободить даже смерть.
Когда разразилась Великая Отечественная война, Марату Казею предоставился случай делом доказать, что материнское воспитание не пропало даром. Вот при каких обстоятельствах произошла его первая встреча с захватчиками. Буквально в первый же день войны Марат встретил на сельском кладбище двоих военных в советской танкистской форме. Они обратились к мальчику с просьбой принести им молока и хлеба, однако Марат успел заметить, что вели они себя как-то чересчур беспокойно, а у одного из них - офицера - пистолет висел на животе, как в Красной Армии не носили оружие. Марат бросился к пограничникам и передал им все свои наблюдения. Вывод командира был однозначен: немецкие диверсанты. Марат сумел незаметно провести пограничников к кладбищу. При попытке задержать диверсантов те начали отстреливаться... А вечером к хате Казеев подкатил военный грузовик. На нём вместе с пограничниками сидели и двое арестованных диверсантов. Командир пограничного отряда спрыгнул на землю и крепко пожал руку Анне Казей: "Достойного сына воспитали, мамаша!"
Очень быстро вся Белоруссия оказалась под нацистской оккупацией. Анна Казей свой нравственный выбор сделала безошибочно - и примкнула к антифашистскому подполью. Обязанностью Анны было скрывать у себя и лечить раненых партизан. Но в ноябре 1942 года подполье было раскрыто, и Анну Казей повесили. Дети же её - Марат и Ариадна - успели скрыться в лесах и примкнули к партизанскому отряду им. 25-летия Октября. Общественное для них неразрывно теперь переплелось с личным, любовь к Родине - с желанием отомстить оккупантам за смерть матери.
Марат и Ариадна Казей
Вскоре отряд влился в партизанскую бригаду им. К.К. Рокоссовского, а Марат Казей стал разведчиком штаба этой бригады.
Зима 1942 - 1943 года выдалась самым тяжёлым временем для белорусских партизан. Немцы сняли с фронта несколько дивизий, чтобы раз и навсегда покончить с партизанской угрозой. По всей Белоруссии запылали деревни, уничтожаемые вместе со всеми жителями: людоедская логика карателей приводила их к простому выводу: не будет крестьян и деревень - партизанам неоткуда станет брать снабжение и негде оставлять своих раненых. В этот страшный период, когда отряду, спасаясь от карателей, приходилось постоянно менять место дислокации, Ариадна Казей отморозила ноги. Приговор врачей был неумолим: спасти девочку может только ампутация. А поскольку вывезти Ариадну на Большую Землю не представлялось возможным, ампутацию провели в полевых условиях, без обезболивания и серьёзной дезинфекции. Каким чудом выжила тогда Ариадна - остаётся только гадать.
А боевое крещение Марата состоялось 9 января 1943 года в районе Станьковского леса, где каратели атаковали отряд, пытаясь его уничтожить. В этом бою Марат Казей был ранен в руку, но, несмотря на это, несколько раз поднимался в атаку. И следом за ним, восхищённые его мужеством, поднимались взрослые бойцы. Врага удалось отбросить. За этот подвиг на груди юного партизана засверкала первая награда - медаль "За отвагу".
Марат Казей со своей первой боевой наградой
В дальнейшем Марат неоднократно принимал участие в вылазках, рейдах и диверсиях, ходил в разведку, добывая у немцев секретные сведения, которые затем передавались на "Большую Землю" или использовались самими партизанами для дальнейших операций.
В марте 1943 года партизанский отряд им. Д. Фурманова попал в окружение у деревни Румок. Поскольку с отрядом у штаба бригады долгое время не было связи, Марат Казей вызвался пробраться в его расположение. Именно Марат Казей принёс тревожную новость командиру бригады: отряд имени Фурманова окружён, ведёт бой, - а затем вызвался привести на помощь "фурмановцам" подкрепление. Подкрепление подоспело вовремя, отряд удалось вызволить. А Марат Казей стал орденоносцем - удостоился Ордена Отечественной войны 1-й степени.
Правда, существует ещё одна версия. Согласно ей, Марат находился в рядах своего отряда им. 25-летия Октября, и именно этот отряд был атакован немцами, переодевшимися для маскировки в женщин (вопреки широко распространённому в наши дни мнению, партизаны часто прятали в расположении своих отрядов мирных жителей, спасавшихся от карателей). Командир отряда, видя, что его "берут в клещи", послал Марата в отряд имени Фурманова за подмогой -и "фурмановцы" ударили немцам в тыл, смешав им все расчёты. Так или иначе, Марат Казей спас от разгрома целый партизанский отряд.
Марат Казей ведёт подмогу.
В июне 1943 года, наконец, предоставилась возможность эвакуировать Ариадну в тыл. Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться, но юный партизан категорически отказался. Теперь ему, как единственному мужчине в семье, предстояло мстить захватчикам не только за убитую мать, но и за искалеченную сестру. Ариадна улетела одна. Девочка выжила, после войны окончила пединститут, стала заслуженной учительницей Белоруссии и Героем Социалистического труда. Умерла Ариадна Иванновна Казей в глубокой старости, в 2008 году.
А её брат продолжал партизанить. В декабре 1943 года на Слуцком шоссе ему удалось добыть секретные документы неприятеля - карты и планы нацистского командования. Документы своевременно ушли на Большую Землю. А на груди Марата появилась медаль "За боевые заслуги".
11 мая Марат Казей вдвоём с партизаном Лариным, сотрудником штаба бригады, отправились в деревню Хоромицкие для устрановления связи с другим партизанским отрядом. Расположились партизаны на верной явке и ожидали связного. Но вместо связного к деревне прибыли каратели Дирлевангера. Что можно было ожидать от этих отморозков (бригаду Дирлевангера немцы набрали из уголовников), все белорусы хорошо помнили по событиям в Хатыни. Подвергать деревню опасности в планы партизан не входило, и они дворами попытались уйти в лес. Немцы заметили их и открыли огонь. Ларин был убит на месте. А Марат успел отойти достаточно далеко к лесу, уводя карателей за собой. Когда патроны у него кончились, Марат подпустил врага поближе и взорвал себя вместе с немцами последней гранатой.
Марат Казей в последнем бою
Марат Казей с последней гранатой
Двух месяцев не дожил Марат Казей до освобождения своей родной Минской области от оккупантов. Он ушёл в могилу обычным советским пионером, не верящим ни в Бога, ни в загробную жизнь. Когда он снимал свою последнюю гранату с предохранителя, он думал, что на этом для него закончится всё. И дальше - лишь пустота небытия. Давайте немного задумаемся, как трудно при таком сознании идти на смерть, особенно когда тебе 14 лет. И хотя у Марата не осталось даже крещального имени, чтобы за него помолиться, но Господи, ими же веси судьбами, спаси его!
________________________________________
При написании статьи использованы следующие материалы:
1) Энциклопедическая статья о Марате Казее на сайте "Герои страны"
2) Статья о Марате Казее на сайте "Награды России"
3) Статья о Марате Казее на сайте "Мы помним".
Journal information