Штурм Сапун-горы
В планах немецких стратегов и лично Гитлера Севастополь занимал особое значение. Крым гитлеровцы планировали оставить за собой, превратив в германскую колонию. Что же касается Севастополя, то удобство севастопольской гавани захватчики смогли оценить сполна. Гитлер понимал, что тот, кто контролирует Севастополь - контролирует всё Чёрное море. "Для того, чтобы вести войну, - писал Гитлер, - мне нужны две вещи: румынская нефть и турецкий хром. Если я сдам Крым - потеряем и то, и другое". Крым немцы планировали превратить в собственную колонию и германизировать. А пока что оккупанты переименовали Севастополь в Теодорихсхафен, рассчитывая, видимо, что духи древних германцев надёжно охранят их владычество.
Впрочем, полагались нацисты не только на магию. Они слишком хорошо помнили, как долго и отчаянно оборонялся в 1941 - 1942 гг. Севастополь. Знали, что в самом городе и в его окрестностях действуют партизанские отряды. И потому обрушили на город и его жителей беспощадный террор. Один из краеведческих сайтов сообщает, что за неполных два года немецко-румынского владычества в Севастополе было физически уничтожено 27 тысяч человек, причём фашисты в целях устрашения проявляли редкостную изобретательность по части видов казней. Мирных севастопольцев ("немирные" находились на фронте и в партизанских отрядах, и карателям до них было не дотянуться) расстреливали, вешали, жгли заживо, топили в море. Ещё 45 тысяч человек было угнано в Германию на каторжные работы. К моменту освобождения города в нём оставалось лишь 7 (!!!) более - менее уцелевших зданий и всего 2 тысячи человек населения (из 112-ти тысяч довоенной численности).
Другой краеведческий сайт сообщает, как в оккупированном Севастополе регулярно проводились зверские расправы над советскими военнопленными (что, вообще-то, уже тогда считалось безусловным военным преступлением): "На территории Севастополя с первых дней оккупации было создано более 20 лагерей военнопленных: на горе Матюшенко (территория современного ПО «Севастопольгаз»), в Камышовой бухте, в здании бывшей тюрьмы на пл. Восставших, на территории школы № 16, Лазаревских казарм, в районе ГРЭС, на Северной стороне и др. В июле 1942 года в Инкерманском лагере было уничтожено 450 военнопленных, в августе 1942-го массовые расстрелы были произведены во всех лагерях.
Немцы ввели практику закапывания военнопленных. С ноября 1942 года они стали ежедневно выгонять по 20-30 человек из лагеря военнопленных в Лазаревских казармах и заживо закапывать их в воронках от авиабомб. После освобождения Севастополя было обнаружено 190 таких воронок, в которых было 2020 трупов.
В первых числах декабря 1943 года из Керчи в Севастополь прибыли три эшелона с военнопленными (около 2,5 тыс. чел.). 8 декабря 1943 года их погрузили на баржи и в открытом море баржи подожгли.
На другой день на баржу погружено около 2 тыс. военнопленных, баржа также ушла в море, откуда больше не вернулась. В начале января 1944 года на одну из барж было погружено 240 раненых военнопленных, баржа вышла в море, где ее подожгли. Пытавшихся спастись вплавь расстреливали из пулеметов.
На этом фото - пленные фашисты в Севастополе, сдавшиеся 9 мая 1944 года.
Для них война закончилась. И их, в отличие от пленных красноармейцев, попавших когда-то
к ним в лапы, никто не закопает живьём в землю и никто не сожжёт на барже.
Их будут честно кормить, поить и одевать в полном соответствии с Гаагской конвенцией.
Чуть позже в Севастополь прибыл эшелон с военнопленными, вагоны были под пломбами. Когда вагоны вскрыли, то все военнопленные оказались мертвы.
Всего в Севастополе было уничтожено более 15 тыс. военнопленных" (конец цитаты).
Но ни кровавый террор, ни бесконечные взывания к духам языческих предков не могли сдержать стремительного наступления русских войск, рвавшихся освобождать родную землю. 8 апреля 1944 года 4-й Украинский фронт под командованием маршала Ф.И. Толбухина и Отдельная Приморская армия (которой руководил герой Сталинграда генерал А.И. Ерёменко) при поддержке Черноморского флота начали Крымскую наступательную операцию. 16 апреля передовые части 4-го Украинского фронта вышли на подступы к Севастополю. Однако, с ходу овладеть главной базой Черноморского флота у Толбухина не получилось. За период с 16 по 25 апреля советскими войсками была взята Балаклава и ещё несколько населённых пунктов в пригородах Севастополя. Но путь в сам город преграждали мощные оборонительные сооружения.
Оборона немцев состояла из трёх полос с окопами полного профиля, блиндажами, пулемётными гнёздами и артиллерийскими дотами. Главым опорным пунктом этой обороны служила Сапун-гора, которую немцы постарались превратить в настоящую крепость. Сапун-гора была естественной преградой на пути наступающих длиной 8 км и высотой 240 метров над уровнем моря. На склоне этой горы немцы расположили одних только дотов и дзотов более 70-ти. Подступы к горе преграждали минные поля. Столь мощная оборона требовала детальной подготовки штурма - и Толбухин взял тайм-аут до 5 мая. За 10 дней ему удалось разработать вполне реалистичный план наступления, тем более, что на его стороне имелось значительное численное превосходство. Фёдор Иванович привёл к стенам Севастополя 253 тысячи человек при 106-ти танках, 5 тысячах артиллерийских орудий различных систем (от полковых миномётов до РСЗО "Катюша") и одной тысяче самолётов. Для сравнения: немцы только на начало Крымской наступательной операции советских войск, по данным протодиакона Владимира Василика, имели в своём распоряжении 195 тысяч человек, 215 танков, 300 самолётов и 3 тысячи артиллерийских орудий различных систем. И не забудем про потери, которые они понесли в предыдущих боях. Так что превосходство было на стороне Толбухина, и талантливый стратег собирался его использовать.
Маршал Фёдор Иванович Толбухин,
руководитель штурма Севастополя в 1944 году.
Толбухину удалось создать в районе Сапун-горы плотность артиллерии до 258 стволов на километр фронта. Такого огневого шквала позиции немцев на Сапун-горе выдержать были не должны. Но с учётом неудачных апрельских боёв Толбухин приказал элитному объединению - 2-й гвардейской армии - атаковать Мекензиевы горы. Наступление гвардейцев началось 5 мая 1944 года. Немцы, увидев перед собой элитные части, решили, что именно там, в районе Мекензиевых гор, Толбухин и наносит главный удар. И сняв резервы с Сапун-горы, перебросили их против 2-й гвардейской армии. Толбухин же, выждав, пока эти переброшеные резервы ввяжутся в бои, 7 мая отдал приказ начать артподготовку по Сапун-горе. Град снарядов обрушился на немецкие позиции. С помощью обстрела удалось разрушить значительную часть дотов и дзотов, после чего на штурм Сапун-горы устремились 77-я и 32-я гвардейская стрелковые дивизии, усиленные морской пехотой Черноморского флота.
Артиллерийская подготовка перед штурмом Сапун-горы
Штурм Сапун-горы советской пехотой. Фрагмент диорамы,
выставленной в Севастополе.
Несмотря на эффективную работу советской артиллерии, бои приняли ожесточённый характер: в условиях скалистой местности полностью подавить огневые точки противника не удалось. Тем не менее, к середине дня 7 мая бойцы 77-й стрелковой дивизии сумели овладеть гребнем Сапун-горы и водрузить над горой красный флаг.
Водружение красного флага над Сапун-горой
Получив сообщение, что оборона врага прорвана, Толбухин немедленно распорядился ввести в прорыв резервы. В течение 9 часов немецкие позиции на Сапун-горе было полностью захвачены и заняты советскими войсками, которые немедленно перетащили туда свою артиллерию. Большую помощь атакующим оказали лётчики 8-й воздушной армии, усиленно разрушавшие оборону врага атаками с воздуха.
В ночь на 8 мая русские войска форсировали на подручных средствах Северную бухту. А в 8 часов утра 9 мая три общевойсковые армии и Черноморский флот при энергичной поддержке с воздуха начали штурм Севастополя. Поскольку оборонявшая город 17-я немецкая армия получила личный приказ Гитлера держаться до последнего, в Севастополе завязались уличные бои. К концу дня всё было кончено, и советские войска полностью овладели Севастополем. Остатки немецкого гарнизона сгрудились на мысе Херсонес, ожидая эвакуации. Но Гитлер был верен себе ("эвакуацию запрещаю!"), и спустя три дня немцы капитулировали.
Уличные бои в Севастополе. Район Приморского бульвара
И очутятся на бреге, в чешуе, как жар, горя...
Немцы сдаются морякам Черноморского флота. Крым, 1944 год.
Матрос Пивоваров поднимает советский военно-морской флаг над освобождённым Севастополем
Груды трофейных немецких касок на мысе Херсонес.
Их хозяева в плену.
В ходе боёв за освобождение Севастополя толбухинцы взяли в плен более 61 тысячи немецких солдат и офицеров. Свыше 50 тысяч фашистов было уничтожено. Ещё 42 тысячи человек немецких и румынских войск погибли в море при попытке эвакуации под ударами советских лётчиков. Садисты и убийцы, с изощрённой жестокостью уничтожавшие мирное население Севастополя, получили достойное возмездие по делам своим. Кроме того, союзники немцев - румынские фашисты - потеряли до двух третей корабельного состава своей черноморской флотилии. Безвозвратные потери советских войск составили 17 754 человека (по данным протодиакона Владимира Василика). Севастопольские краеведы, правда, называют более скромную цифру немецких потерь - 33,7 тысяч солдат и офицеров, но в любом случае это намного больше аналогичных потерь Красной Армии. Таким образом, Толбухину удалось одержать убедительную и яркую с точки зрения полководческого искусства победу.
Освобождённый Севастополь представлял собой удручающее зрелище. Город лежал в руинах. Лётчик М.В. Авдеев писал в мае 1944-го: "Севастополя нет. Есть место, на котором стоял город. От горизонта до горизонта горы и холмы дымящихся руин". Ему вторил писатель Л.С. Соболев: "Вот, что осталось… от него – скалы, море, да солнце, да бессмертная слава, которая возродит эти груды камней".
Севастополь в мае 1944-го. Вид с высоты птичьего полёта.
Хорошо видно, что все здания разрушены.
И тем не менее, главная база Черноморского флота снова была в русских руках. СССР снова контролировал Чёрное море, а советские корабли получали возможность активнее действовать на западном направлении. Война продолжалась.
________________________________
При написании статьи использованы:
1) Статья протодиакона Владимира Василика "Освобождение Севастополя - города русской славы".
2) Статья "Севастополь в период Великой Отечественной войны"
________________________________________
См. также:
Хитрость маршала Толбухина.
Journal information