Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Вячеслав Кондратьев. Чёрный день японского флота

Традиционно Русско-Японская война 1904 - 1905 годов воспринимается как одна сплошная неудача российских вооружённых сил. Спору нет, крупных выигранных сражений ни за русским флотом, ни за русской армией в ту войну не отмечено, хотя подвиги были, и в немалом количестве. Тем не менее, на общем безрадостном фоне порой мелькали яркими вспышками отдельные удачи. Об одной из таких удач - статья Вячеслава Кондратьева (vikond65). Оригинал здесь.






115 лет назад, 2 мая 1904 года (по старому стилю) военно-морской флот Японии понес самый тяжелый урон за всю свою историю вплоть до сражения при Мидуэе, состоявшегося, как известно, в 1942 году. В этот день на минном заграждении, установленном минзагом "Амур" возле Порт-Артура, подорвались и затонули два эскадренных броненосца - "Хацусе" и "Ясима". Это были единственные корабли подобного класса, потерянные Японией в ходе русско-японской войны.

В 9.55 на мину напоролся флагманский броненосец "Хацусе". Взрыв нанес кораблю серьезные повреждения и японцы решили отбуксировать его броненосцем "Ясима" в ближайший порт. Но когда "Ясима" приблизился к терпящему бедствие флагману, он сам налетел на мину и лишился хода. С "Хацусе" начали эвакуировать команду, однако в этот момент под ним сработала вторая мина, вызвавшая детонацию пороховых погребов. Всего через минуту броненосец ушел под воду, унеся с собой почти 500 человек.

"Ясиму" взял на буксир броненосец "Сикисима", но заделать огромную пробоину не удалось, и через восемь часов вторая жертва "Амура" тоже затонула, правда, экипаж с нее успели снять. Интересно, что потерю "Ясимы" японцы сразу засекретили и держали в тайне вплоть до конца войны.

На этом беды флота микадо не кончились. В тот же день из-за ошибки команды новейший броненосный крейсер "Касуга" врезался в бронепалубный крейсер "Иосино", который почти мгновенно утонул, а вместе с ним - 319 офицеров и матросов. Так за один день японцы понесли потери, равнозначные поражению в крупном морском сражении. Но, к сожалению, ни в одном артиллерийском бою той войны нашим морякам не удалось добиться подобных успехов и отправить на дно хотя бы один вражеский боевой корабль, за исключением двух или трех миноносцев.



amur-030
Минный заградитель "Амур", который нанес японцем гораздо больший ущерб,
чем все остальные корабли российского флота вместе взятые.
01
Эскадренный броненосец "Хацусе" - лидер японской Порт-Артурской эскадры, уничтоженный минами с "Амура".
04
Броненосец "Ясима", погибший, пытаясь прийти на помощь своему флагману.
Yoshino-1893
Крейсер "Иосино" - жертва фатальной ошибки.


А командиром минзага "Амур" был капитан первого ранга Фёдор Николаевич Иванов. Происходил этот человек из дворян Виленской губернии. Как сообщает сайт "Почта полевая", родился этот герой Русско-Японской войны 9 сентября 1860 года. 12 апреля 1881 года окончил Морской корпус с производством в чин гардемарина и 31 мая следующего года был произведён в чин мичмана.




В 1886—1889 годах занимал должность адъютанта 8-го флотского экипажа и 24 апреля 1888 года был произведён в чин лейтенанта. В октябре-декабре 1888 года командовал 1-й ротой 8-го флотского экипажа, а с 9 февраля 1889 года командовал 9-й ротой броненосца «Император Александр II».
В 1896 году окончил Минный Офицерский класс и был зачислен в минные офицера 1-го разряда. 6 декабря 1898 года назначено содержание по чину капитан-лейтенанта. С 10 января 1899 года по 18 апреля 1900 года командовал миноносцем № 120, после чего был переведён на должность старшего офицера крейсера «Новик». 6 декабря 1901 года произведён в капитаны 2-го ранга.
1 января 1904 года отчислен от должности старшего офицера и назначен командиром крейсера «Гайдамак». 18 марта, после непродолжительного командования «Гайдамаком», Иванов был переведён на должность командира минного транспорта «Амур». Произвел удачную постановку минного заграждения, приведшую к гибели двух эскадренных броненосцев противника, за что был награждён орденом Св. Георгия 4-й степени. 24 августа был назначен командиром крейсера «Баян», которым командовал до затопления его 26 ноября того же года.
6 декабря 1906 года был произведён в чин капитана 1-го ранга. После окончания русско-японской войны командовал крейсерами «Очаков» и «Баян». В 1909—1910 годах командовал отрядом заградителей Балтийского моря.
С 6 октября 1912 года Иванов участвовал в особой комиссии по организации прибрежной обороны. 7 мая 1913 года командовал 1-м флотским экипажем, а в следующем году был произведён в контр-адмиралы.
19 января 1915 года Фёдор Николаевич был произведён в чин вице-адмирала с увольнением в отставку. Скончался Фёдор Николаевич в 1934 году.
Tags: История Отечества, Русско-Японская война
Subscribe

Posts from This Journal “Русско-Японская война” Tag

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments