Освободители на улицах Одессы. Апрель 1944 года.
Пожалуй, самое известное фото из освобождённой Одессы.
Как пишет сайт "Toрwar", Одесской операции предшствовала Березнеговато-Снигирёвская операция, в ходе которой войска Малиновского продвинулись на 140 километров на запад и в нескольких местах форсировали реку Южный Буг, что создало благоприятные условия для наступления на Одессу. А конно-механизированная группа генерала И.А. Плиева благодаря своей манёвренности зашла одесской группировке фашистов далеко в тыл и имела возможность броситься на Одессу с запада, отрезая противнику путь отхода.
План Одесской операции разрабатывали совместными усилиями командующий фронтом Р.Я. Малиновский и представитель Ставки А.М. Василевский. В распоряжении Малиновского находилось семь общевойсковых армий: 57-я, 37-я, 46-я, 8-я гвардейская, 5-я ударная, 6-я и 28-я. Среди командармов, принимавших участие в наступлении на Одессу, находился знаменитый герой Сталинграда В.И. Чуйков. Вне состава этих армий (но в распоряжении 3-го Украинского фронта) находилась конно-механизированная группа И.А. Плиева (2 корпуса) и 23-й танковый корпус генерала А.О. Ахманова. С воздуха советское наступление поддерживала 17-я воздушная армия (командующий - В.А. Судец). Итого численность группировки Малиновского составляла 470 тысяч человек, 12,6 тысяч орудий и миномётов, 435 танков и САУ и 436 самолётов. Противостоящая Малиновскому германо-румынская группировка насчитывала 350 тысяч человек при 160-ти танках и САУ, 3200 артиллерийских орудиях и 550-ти самолётах. Таким образом, Малиновскому удалось обеспечить превосходство в живой силе и танках, в артиллерии превосходство Красной Армии было подавляющим (4 раза!), но преимущество в авиации было на стороне фашистов. Понимая, чем это может грозить для наступающей советской техники, Малиновский настоятельно просил Ставку подкрепить его войска танками и САУ, а также артиллерийскими тягачами, чтобы иметь возможность по максимуму использовать своё преимущество в артиллерии, и истребительной авиацией - чтобы противодействовать вражеским бомбардировщикам.
Замысел операции выглядел следующим образом. Оказавшаяся в тылу у гитлеровцев конно-механизированная группа Плиева должна была внезапным ударом освободить станцию Раздельная, где скопилось множество вражеских эшелонов с боеприпасами, продовольствием и горючим, кроме того, Раздельная была важным транспортным узлом, и с её занятием у немцев оставался только один путь эвакуации из Одессы - вдоль побережья. Малиновский предполагал, что под угрозой окружения немцы начнут поспешно вытягиваться из Одессы, бросая технику и другое военное имущество, благодаря чему удастся не только захватить богатые трофеи, но и избежать кровопролитных уличных боёв. От Раздельной казаков Плиева планировалось повернуть на посёлок Беляевка, где находилась водонасосная станция, снабжавшая Одессу пресной водой из Днестра. Малиновскому было прекрасно известно, что фашисты заминировали водокачку и собирались взорвать её при отступлении, лишив город питьевой воды. Кроме того, в Беляевке находилась переправа через Днестр, которую также предполагалось захватить, чтобы вынудить немцев и румын поспешно отступать вдоль побережья (что, помимо всего прочего, подставляло их под удар Черноморского флота).
57-я и 37-я армии должны были наступать на Тирасполь, обходя Одессу с севера. 46-я и 8-я гвардейская армии вместе с танковым корпусом Ахманова обходили Одессу менее кружным маршрутом, создавая второе кольцо окружения - им указывалось направление на Раздельную,туда же, куда нацеливался с севера Плиев. А 5-я ударная, 6-я и 28-я армии наступали на Одессу "в лоб" - вдоль Черноморского побережья, через Николаев.
"Немецкие войска имели довольно развитую систему обороны, - сообщает историк Александр Самсонов. - Основной защитный рубеж на реке Южный Буг начали возводить ещё летом 1943 года. К строительству привлекали местных жителей. В оперативной глубине немцы подготовили вспомогательные оборонительные линии на реках Тилигул, Большой Куяльник, Малый Куяльник и Днестр. Особенно хорошо были укреплены подходы к Одессе. Город считался «крепостью фюрера». Кроме того, сильными опорными пунктами была Берёзовка и Николаев. Немецкая оборона опиралась на значительное число серьёзных водных преград, которые мешали наступающим войскам". Дополнительные трудности создавали погодные условия. Несмотря на то, что боевые действия велись на юге, погода в марте и апреле даже там отличается крайней неустойчивостью. Тёплые и солнечные дни запросто могли смениться обильными снегопадами, после которых снова припекало солнце - а в результате дороги превращались в сплошное грязное месиво, в котором техника вязла по самые ступицы. Это затрудняло не только наступательные действия ударной группировки, но и подвоз подкреплений, без которых никакая успешная операция невозможна.
Одесская наступательная операция началась 26 марта 1944 года. 28 марта совместными действиями трёх сухопутных армий и десанта моряков Черноморского флота был освобождён Николаев. А вот наступление центральных 46-й и 8-й гвардейской армий развивалось с трудом. Хорошо организованная немцами оборона по реке Южный Буг не позволила наступающим советским войскам форсировать её в первый же день. Малиновский вовремя сориентировался в обстановке и перенёс основную тяжесть удара на уже захваченные плацдармы в районе Константиновки и Вознесенска, в полосе 57-й армии Н.А. Гагена и 37-й армии М.Н. Шарохина. К концу дня 28 марта этим двум командармам удалось расширить прорыв до 45 километров по фронту и до 25 километров в глубину.
Николай Александрович Гаген, командарм 57-й армии в ходе освобождения Одессы
Михаил Николаеви Шарохин, командарм 37-й армии во время освобождения Одессы
30 марта 5-я ударная армия освободила Очаков. По отступающим немецким войскам, по транспортным узлам в тылу врага активно били советские бомбардировщики из 17-й воздушной армии и морской авиации Черноморского флота. А накануне, 29 марта, казаки Плиева, ведущие наступление на Раздельную, вышли к селу Берёзовка, обошли его с запада и отрезали пути отхода тамошнему фашистскому гарнизону. Одновременно на марше разгромили румынский полк с дивизионом артиллерии - румынские фашисты стремились отойти на рубеж обороны за рекой Тилигул. Но были атакованы казаками и разбиты в хлам. После этого Берёзовка была взята. В ту же ночь немцы попытались отбить её обратно, но неожиданно были атакованы во фланг советскими танкистами. В бою за Берёзовку отличился подполковник Николай Завьялов: со своей 5-й мотострелковой бригадой он притворным отступлением заманил колонну немецкой бронетехники прямо на наши противотанковые орудия. Отступающие немецкие танки напоролись на собственное минное поле, где также потеряли несколько машин. Танки и САУ 4-го танкового корпуса Т.И. Танасчишина довершили разгром. Сам Трофим Иванович получил в этом бою смертельную контузию и 31 марта скончался.
На следующий день погода окончательно испортилась, морось сменялась мокрым снегом. Тем не менее, казаки продолжили наступление. В ночь на 3 апреля они подошли к Раздельной. Понимая, что люди смертельно устали, но лишь внезапная ночная атака может обеспечить казакам минимальные потери, Плиев лично возглавил атаку в конном строю. Появление перед казаками самого командующего воодушевило бойцов. Под покровом пурги казаки без артподготовки ворвались в Раздельную и сходу овладели окраинными домами. Однако наступление на саму станцию было остановлено пулемётным огнём. Пришлось спешиться. Прикрываясь домами, казаки подобрались к станции и уничтожили оба пулемёта, забросав один гранатами и расстреляв второй в упор с фланга. К утру Раздельная была в руках казаков.
Добычей Плиева стали 37 паровозов, 900 вагонов с военными грузами, 30 артиллерийских орудий и несколько танков. Наступление плиевцев было столь стремительным, что произошло недоразумение: немецкий эшелон, захваченный казаками и отгоняемый ими из-под огня, был обстрелян плиевскими же танками и лишился паровоза. Лишь по счастливой случайности обошлось без жертв. Пока плиевцы подсчитывали трофеи, разведка донесла, что со стороны Одессы движется немецкий эшелон. "Его встретили на станции с распростёртыми объятиями, - пишет Дм. Курдов. - после чего трофеи пополнились ещё несколькими десятками вагонов с грузами, а пленные - ротой охраны эшелона"
Казаки Плиева у разгромленного немецкого бронепоезда на станции Раздельная
Захват Раздельной полностью лишал одесскую группировку противника снабжения. Танки оставались без горючего, артиллерия - без снарядов, личный состав - без продовольствия. Запасы продовольствия получали казаки Плиева, несколько дней полностью лишённые снабжения из-за весенней распутицы и теперь могшие себя вознаградить. Поняв, чем грозит ему успех казачьего генерала, немецкий командующий К.А. Холлидт бросил все имеющиеся в его распоряжении бронетанковые части на штурм Раздельной. Но подошедшие к станции на помощь Плиеву стрелковые части 37-й армии успели занять оборону и отбили все атаки. Сам же Плиев повёл свои полки на Беляевку - посёлок надо было срочно освобождать, пока фашисты не успели взорвать водокачку. Ибо в том, что из Одессы им придётся отступать, уже никто не сомневался ни с той, ни с другой стороны линии фронта. Малиновский силами Плиева упрямо прижимал Холлидта к морю.
В ночь с 6 на 7 апреля передовые части казаков вышли к водонасосной станции. Она была обнесена деревянным забором с колючей проволокой, тем не менее, группа пластунов сумела просочиться за ограждения и обезвредить мины. После чего остальная часть передового отряда полностью зачистила водокачку от фашистов. Румыны, решив, что на водонасосную станцию проникла диверсионная группа, атаковали её силами охранных подразделений с собаками. Завязалась перестрелка. А дальше повторилась ситуация, имевшая место под Николаевом: пока фашисты безуспешно штурмовали занятую передовым отрядом казаков водокачку, в Беляевку с востока и севера ворвались две кавалерийские дивизии. В считанные часы Беляевка была очищена от фашистов, и сапёры смогли приступить к извлечению взрывчатки с водонасосной станции. Уморить освобождённую Одессу жаждой у Холлидта не получилось.
Генерал Исса Александрович Плиев сыграл ключевую роль в освобождении Одессы.
Именно манёвры его КМГ в тылу врага вынудили Холлидта начать отступление.
7 апреля Плиев получил новую задачу от Малиновского: удержать захваченные населённые пункты и не пропустить противника за Днестр. Приказ также содержал рекомендацию занять Овидиополь: этот город находился всего в 20 километрах от Каролино-Бугаза, и его занятие создавало непосредственную угрозу полного окружения Холлидта. Но главным, согласно приказу Малиновского, оставалось удержание водокачки. Выдавить Холлидта из Одессы Родион Яковлевич мог и без участия казаков. На этот случай в его распоряжении были войска командарма Цветаева.
Холлидт же, опасаясь окружения, все свои силы сосредоточил против казаков. Над их позициями буквально повисли немецкие бомбардировщики и штурмовики. Помешать им советская авиация не могла: во-первых, под Одессой фашисты имели преимущество в самолётах, а во-вторых и в-самых-главных, советская авиация базировалась на полевых аэродромах с грунтовыми взлётно-посадочными полосами, которые из-за непогоды совершенно раскисли. Немецкая пехота непрерывно атаковала занятые плиевцами посёлки Беляевка и Маяки. В какой-то момент фашисты даже ворвались в штаб Иссы Александровича, и генералу пришлось лично взять в руки стрелковое оружие и отражать нападение. Вот как он сам об этом вспоминал: «В комнате стояла тишина. И вдруг мне почудилось, что где-то совсем рядом говорят по-немецки. Я напряг слух. Говорили в соседней комнате… Стараясь не шуметь, я схватил автомат. При моем появлении в дверях высокий, сутулый блондин выронил оружие и не двинулся с места. Другой, забыв об автомате, юркнул к окну, но… бездыханно повис на подоконнике. В комнату заскочил командир взвода охраны старший лейтенант Ласкин, с ним несколько казаков. Смотрю в окно: немцы! Они бегут через огород к дому». Тем не менее, прорваться сквозь боевые порядки плиевцев немцы не смогли. Замысел Малиновского реализовывался полностью: у фашистов оставался путь отхода только через Каролино-Бугаз, и им приходилось спешить вырваться из Одессы, успеть провести через последнее "окошко" как можно больше войск, пока Плиев не замкнул кольцо окружения. Эвакуация морским путём надёжно блокировалась торпедными катерами и подводными лодками Черноморского флота.
Между тем 9 апреля 5-я ударная армия генерала В.Д. Цветаева форсировала Куяльницкий лиман и овладела станциями Сортировочная, Куяльник и Пересыпь, завязав уличные бои в самой Одессе. 8-я гвардейская армия В.И. Чуйкова и 6-я армия И.Т. Шлёмина обойдя Одессу с северо-запада, также вышли к городу. К действиям регулярных советских войск подключились одесские партизаны и подпольщики. Партизаны и подпольщики, на сторону которых перешли словацкие части одесской группировки врага, имели своей главной задачей помешать гитлеровцам при отступлении взрывать промышленные объекты. портить причалы и железную дорогу. Это им удалось, хотя словаки потеряли своего командира Мишо Кончитого.
Генерал Вячеслав Дмитриевич Цветаев, командарм 5-й ударной армии
в ходе освобождения Одессы
Русская пехота форсирует лиман на ближних подступах к Одессе.
На юго-западной окраине города наступающие советские войска успешно захватили немецкий аэродром. При этом отличились герой Сталинграда Василий Зайцев и лейтенант Владимир Бурба. Добычей советских воинов стали 18 исправных истребителей "мессершмитт". А 49-я гвардейская дивизия под командованием В.Ф. Маргелова - того самого, родоначальника советских ВДВ - ворвалась в одесский порт, где захватила вражеский транспорт с автомобилями.
К 10-ти часам утра 10 апреля всё было кончено. Слаженные действия ударной группировки Малиновского и захват казаками Плиева Беляевки и Овидиополя вынудили фашистов поспешно отступить из Одессы, побросав технику. В результате точно спланированной Малиновским и блестяще реализованной его командармами операции удалось минимизировать ущерб, который теоретически могли причинить городу уличные бои. Ознаменованием победы стал красный флаг, водружённый над зданием оперного театра в центре города: одесситы всегда были неравнодушны к искусству.
Среди одесситов существует предание, что Родион Яковлевич Малиновский распорядился в течение суток не вводить в освобождённый город войска НКВД. Когда же эти войска вступили в Одессу, там не было выявлено ни одного пособника оккупантов - жители сами выловили их и безжалостно расправились. Одесситам было, отчего злиться: за время вражеской оккупации в городе было уничтожено 82 тысячи человек, ещё 78 тысяч одесситов захватчики угнали в рабство в Германию. Но 10 апреля пробил час возмездия. Потери фашистских войск в ходе боёв за Одессу составили 38 тысяч человек убитыми и пленными (по подсчётам А. Самсонова). Добычей победителей стало большое количество вражеской техники, брошенной фашистами при отступлении, 950 артиллерийских орудий и 100 складов с военным имуществом.
Техника, брошенная немцами в Одессе.
Одесситы встречают освободителей.
С освобождением Одессы советский Черноморский флот получал базу в северо-западном причерноморье, куда немедленно передислоцировал лёгкие боевые корабли и морскую авиацию. Освобождение Одессы и Николаева позволило усилить блокаду крымской группировки фашистов и приступить к следующему этапу освободительного похода - к изгнанию захватчиков с Крымского полуострова.
Journal information