Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Был ли свт. Гермоген "карателем"?

Протодиакон Андрей Кураев (diak_kuraev) в последние годы всё реже и реже вызывает желание с ним соглашаться. Вот и на днях он опубликовал очередной материал, на который некоторые мои друзья уже успели отреагировать громким протестом. Речь идёт о событиях начала XVII столетия, когда бояре решили пригласить на вдовствующий русский царский престол  королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда (если что, это тот самый Сигизмунд, что является персонажем второго плана в знаменитой опере "Иван Сусанин"). По словам отца Андрея, Патриарх Гермоген (впоследстии умученный поляками и активно призывавший к борьбе против них), не только не возражал против воцарения на русском престоле королевича Владислава, но горячо приветствовал эту идею. Но при этом настойчиво продвигал одно условие. И боярской делегации, выехавшей на переговоры с поляками, наказывал стоять на этом условии накрепко, требуя его письменной фиксации.





Сщмч. Гермоген Московский




Что же это за условие, столь важное для святителя? А вот оно: "Которые будет Московского государства люди духовного чину или служилые и приказные или которые гости (купцы) и торговые люди похотят своим малоумием от греческие веры отступити к римской вере - и государю королевичу Владиславу Жигимонтовичю поволити бояром и всей земле таких казнити смертью" (отец Андрей цитирует данный текст со ссылкой вот на этот первоисточник).

Данный тезис, по мнению о. протодиакона, достаточен для того, чтобы назвать прославленного Церковью святого и мученика за веру "святым карателем". Но лично мне представляется, что обвинять свт. Гермогена тут не в чем. Это не призыв к жестокости и не призыв к геноциду иноверных, Это - попытка оградить интересы Православной Церкви (что тут же отмечается и самим о. Андреем - правда, непонятно, при чём тут в таком случае какой-то "каратель").

Святитель Гермоген понимает, что на русский престол приглашают не просто чужеземца, а человека, воспитанного в католичестве. И что отец новоявленного государя, оставаясь католиком, является королём соседней державы. Логично предположить, что отец начнёт как-то влиять на сына и вполне может попытаться принудить его насадить в России католичество. Чтобы этого не случилось, святой Патриарх и пытается выторговать для русских людей неотъемлемое право защищать собственную веру. Примечательно, что за измену отеческой вере карать отступника должен не царь, а именно сами подданные, сами русские люди: "бояром и всей земле таких казнити смертью".

Если уж судить слова свт. Гермогена с позиций дня сегодняшнего, то остаётся подивиться прозорливости владыки. Тогда, в недрах позднего средневековья, в условиях господства крепостнических отношений свт. Гермоген, по существу, ставит вопрос о создании гражданского общества и о системе легальных сдержек и противовесов, которые можно было бы противопоставить произволу власти. Разумеется, владыку беспокоит в первую очередь защита прав своих прихожан в вопросах веры. Принятие "поправки Гермогена" означало бы простую вещь: если бы Владислав попытался насильственно ополячить и окатоличить своих подданных, эти попытки блокировались бы в самом зародыше православной общественностью, которой предоставлялось законное право самой преследовать отступников. Сила царской власти оказывалась бы вынуждена отступить перед силой легального общественного сопротивления. Именно в этом - в праве русской "земли" на организованную защиту своей православной идентичности - состоит основная идея святителя. А вовсе не в преследовании религиозных диссидентов.



Очень подходящий к случаю иконописный образ свт. Гермогена:
владыка как будто заслоняет собой православные храмы




Заодно это условие стало бы неплохой проверкой благонамеренности самого Владислава. Готов ли он, действительно, заняв место русского царя, отстаивать интересы своего нового отечества и своих подданных? Или же будет играть роль "агента влияния", как на то рассчитывал его отец? Если условие, на котором Патриарх предписывал "стоять накрепко", Владиславом будет отвергнуто - значит, увы, второе. А раз так - то и царя такого России не надобно. Как на мой взгляд - здоровая патриотическая, государственническая и исповедническая позиция, проявленная Патриархом. И никакое "карательство" тут ни при чём. Будь кандидат на престол русским по рождению и православным по крещению - подобные условия бы даже не обсуждались.

Tags: Апологетика, Век семнадцатый, История Отечества, Наши святые, Польша, Православие
Subscribe

Posts from This Journal “Век семнадцатый” Tag

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments