Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Сокол с "заячьей" фамилией

Давно хотел вернуться к теме героев Корсунь-Шевченковской битвы, но отвлекали разные обстоятельства той или иной степени неотложности. Между тем, без биографии человека, о котором я хочу рассказать сегодня, тема мне кажется недосказанной. Человек этот - Заевский Виктор Антонович (1909 - 1977) - Герой Советского Союза, военный лётчик, заместитель командира эскадрильи, совершивший свой подвиг вместе со штурманом Лакатошем, о котором я уже писал.






Виктор Антонович Заевский
Виктор Антонович Заевский родился 11 августа 1909 года в Санкт-Петербурге в семье служащего, русского по национальности. Революцию Виктор Заевский встретил в 8-летнем возрасте, пережил первые, тяжёлые и голодные, годы советской власти, но судя по тому, что до своего призыва в армию он успел получить полное средне-техническое образование (а у многих его сверстников до конца жизни так и осталось только начальное), семья его относительно неплохо устроилась при большевиках.

В 1929 году Виктора Заевского призывают в ряды РККА. В 1932 году он окончил Борисоглебскую лётную школу, и с тех пор его судьба была прочно связана с авиацией. После окончания школы служил в Монино, под Москвой, затем - в Чите, в авиации Забайкальского военного округа. С 1939 года он на преподавательской работе - сперва в Иркутском, потом в Кольчугинском аэроклубе командует учебным отрядом.В марте 1941 года Виктор Антонович назначается начальником аэроклуба в г. Коврове Владимирской области, в этой должности его и застала война. Первые месяцы войны едва не стали последними в его военной карьере - Заевский едва не угодил под суд  за "неправильную организацию полётов" из-за того, что зенитчики приняли вражеский бомбардировщик за самолёт аэроклуба.

В октябре 1942 года Заевский подался на фронт вместе со всем своим аэроклубом, и с января 1943 года принимал участие в боях. Определили его в 392-й ночной бомбардировочный полк, воевавший на самолётах По-2. За год - к февралю 1944 года - в активе Заевского (к этому времени он уже был заместителем командира эскадрильи) уже числилось 60 боевых вылетов самого разнопланового характера - на разведку, на уничтожение скоплений вражеских войск в прифронтовой полосе, на бомбардировку обьъектов в тылу врага. Но звёздным часом Заевского стала Корсунь-Шевченковская операция.



Виктор Заевский в кожаном реглане. Фото, вероятно, 1942 года


В ночь на 17 февраля 1944 года командование Красной Армии ожидало прорыва вражеских войск, окружённых в районе Корсунь-Шевченковского. Была сильная пурга, мешавшая полёту боевых самолётов и серьёзно ограничивавшая видимость для артиллеристов. В такую снежную, вьюжную ночь немцам так легко было подобраться незамеченными к расположениям советских войск и внезапным нападением прорвать кольцо окружения. Необходимо было, чтобы кто-то отважился поднять самолёт в воздух, обнаружил бы скопление фашистов и бомбовым ударом по ним указал бы направление огня артиллерии. На эту сложную задачу вызвались со своим хрупким По-2 лётчик Заевский и штурман Лакатош.

Преодолев по воздуху 145 километров - в условиях пурги, практически нулевой видимости, обледенения, сильной болтанки, из-за которых самолёт в любую минуту мог потерпеть крушение, так и не дотянув до цели, Заевский и Лакатош обнаружили скопление сил врага в районе Шендеровки. Заевский удачно навёл самолёт на скопление вражеской техники, что позволило Лакатошу успешно сбросить бомбы. Возникшие два крупных пожара - горели грузовики и повозки - позволили навести на цель остальные бомбардировщики полка. А вслед за авиацией по скоплению вражеских войск ударила артиллерия. Внезапной атаки у немцев не получилось.



Офицер авиации в полётной форме,
1943 - 1944 гг.

За этот бой пять экипажей 392-го ночного бомбардировочного полка получили ордена Красного Знамени, а Заевскому и Лакатошу было присвоено звание Героев Советского Союза. В дальнейшем Виктор Заевский участвовал в Будапештской операции, за умелые действия во время которой он был награждён орденом Красного Знамени. К этому времени у Заевского уже были два ордена Красной Звезды - один от ноября 1943 - за успешные боевые действия, другой - от октября 1944-го за выслугу лет. Общий налёт часов Заевского за войну составил 6869 часов, 1820 из них - ночью.

После войны Виктор Заевский остался в рядах ВВС до 1953 года. В 1953 году в чине майора он вышел в отставку и поселился в Коврове, где когда-то руководил аэроклубом. А затем переехал в родной Ленинград, где и скончался 21 августа 1977 года. К сожалению, сегодня имя лётчика Виктора Заевского практически забыто на родине. Лишь намогильный памятник напоминает о том, что этот человек когда-то существовал.  Памятные знаки в его честь установлены также на Аллеях Героев в Коврове и Корсунь-Шевченковском. А ведь этот человек - один из тех, без кого исход Корсунь-Шевченковской битвы мог бы быть совсем иным.
_____________________________________________________
Использованные материалы:
1) Статья на сайте "Герои страны"
2) Статья на сайте "Ковров в лицах"

Tags: Великая Отечественная война, История Отечества, История Украины, Корсунь-Шевченковская операция, Неизвестных героев не бывает, Санкт-Петербург
Subscribe

Posts from This Journal “Корсунь-Шевченковская операция” Tag

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments