Император Александр Освободитель на смертном одре
Покушение 1 марта 1881 года было не первым. За императором шла настоящая охота, его, по верному замечанию супруги, императрицы Марии Александровны, "травили как зайца". Судите сами.
2) 26 мая 1867 года поляк-эмигрант Антоний Березовский стрелял в Александра Освободителя в Париже. Этот выстрел был местью польских революционеров за подавление Январского восстания 1863 года. Для Александра Николаевича покушение обошлось без последствий. Но покровительство, фактически оказанное террористу французским "правосудием" серьёзно осложнило русско-французские отношения. Последствия, как мы знаем, для Франции оказались фатальными.
3) 2 апреля 1879 года, на Пасху, недоучившийся студент Александр Соловьёв на набережной Мойки открыл стрельбу по императору Александру, когда тот без охраны совершал свою обычную прогулку по городу. Опытный военный с реальным боевым опытом Кавказской и Русско-Турецкой войн, Александр Освободитель сумел увернуться от выстрелов. Соловьёва схватили, предали суду и 29 мая того же года казнили. Суд вскрыл принадлежность террориста к подпольной организации "Земля и воля".
4) 19 ноября 1879 года группа террористов-народовольцев пыталась взорвать императорский поезд, возвращавшийся в Петербург из Ливадии. Императора спасла случайность: паровоз свитского поезда, который должен был следовать на полчаса раньше императорского, сломался в Харькове, и император не пожелал его ждать. Террористы благополучно пропустили поезд с государем, приняв его за свитский. А когда следом прошёл свитский поезд, грянул взрыв. Обращает на себя внимание, что революционеров совершенно не заботило количество случайных жертв, которые должны были погибнуть при цареубийстве, даже жертв из числа того самого народа, интересами которого они нагло прикрывались. Лишь по счастливой случайности никто из пассажиров свитского поезда не погиб, хотя несколько вагонов сошли с рельс.
5) 5 февраля 1880 года террорист-народоволец Степан Халтурин устроил взрыв в Зимнем Дворце под императорской столовой, где государь давал обед в честь принца Гессенского, брата императрицы Марии Александровны. По счастью, принц опоздал, а Халтурин оказался никудышным подрывником и, не имея профессиональных знаний, не сумел грамотно рассчитать мощность заряда. Императорская столовая почти не пострадала, никто из царской семьи не был ранен. Зато караульное помещение, находившееся этажом ниже, разворотило в щебень, при этом погибли 11 солдат Лейб-Гвардии Финляндского полка - простых крестьянских парней, за права которых, якобы, выступали террористы. Ещё 56 солдат этого же полка были тяжело ранены этим взрывом. Террориста Халтурина совершенно не волновало, что своим покушением он, по сути, обрекает раненых на голодную смерть без всяких средств к существованию, как и семьи погибших. Не волновало его и то, что все пострадавшие были героями недавней Русско-Турецкой войны за освобождение Болгарии.
6) 17 августа 1880 года народовольцы планировали взрыв Каменного моста в Петербурге в то время, когда по нему будет проезжать императорская карета. Покушение сорвалось из-за нелепой случайности: террорист, который должен был привести "адскую машину" в действие, не имел часов и банально опоздал к месту покушения: император уже успел проехать.
7) Покушение 1 марта планировалось народовольцами с особенной тщательностью. Руководившая подготовкой Софья Перовская стремилась во что бы то ни стало завершить своё чёрное дело. Ею двигал личный мотив: месть за недавно арестованного полицией любовника Андрея Желябова. Если бы, как рассчитывали народовольцы, убийство царя вылилось бы в массовый народный бунт, то, возможно, Желябова удалось бы даже освободить. На этот раз государя обложили, словно волка на охоте. Террористы в совершенстве изучили все маршруты его передвижений по городу и весь его распорядок дня. На Малой Садовой улице под мостовой была прорыта минная галерея, в которую заложили мощный заряд. Мину планировалось привести в действие в момент проезда императора по улице. Если бы император поехал другим путём, он непременно вырулил бы на Екатерининский канал, где его ждали метатели-бомбисты. Именно они и стали непосредственными исполнителями убийства.
Раненый взрывом Александр Освободитель возле своей кареты
Такая настойчивость с которой революционеры преследовали императора, невольно заставляет задуматься: а почему, собственно, они с таким упрямством стремились непременно уничтожить Александра Николаевича? И даже более: почему на жизнь Николая Первого, подавившего революционные движения декабристов и петрашевцев, никто не покушался, а Александра Освободителя "травили словно зайца"? Чтобы ответить на этот вопрос, придётся вникать в идеологию террористов, как бы ни казалось такое занятие бесполезным и неблагодарным.
Вступив на престол в условиях проигранной Россией Крымской войны, император Александр Николаевич и как военный, и просто как ответственный человек, понимал, что дальше править так, как это делал его отец Николай Первый, невозможно. Желая же знать насущные потребности страны, император снял все цензурные ограничения, дабы обсуждение предстоящих реформ велось как можно более гласно и активно. Это помогло ему собрать вокруг себя толковых, инициативных и широко мыслящих управленцев, однако это же способствовало распространению среди молодёжи, в особенности - учащейся молодёжи радикальных революционных теорий. Молодёжи тогда в России было много - не забудем, что аборты были запрещены, семьи в громадном своём большинстве - многодетные. А молодым свойственно не только проявлять любопытство, но и подмечать несовершенство окружающего мира, и обострённо на это несовершенство реагировать. Добавим к этому, что молодым жизнь кажется бесконечно долгой, смерть - бесконечно далёкой, а собственные силы - практически неисчерпаемыми. Казалось, что стоит только взяться - и можно всё общество переустроить на радикально новых началах, где не будет никакой несправедливости, не будет ни бедности, ни притеснений, ни злоупотреблений. Студенты в силу ограниченности своего жизненного опыта ещё не понимали, насколько в государстве и в обществе тесно всё взаимосвязано, насколько колоссальна задача по переустройству такой огромной страны, как Россия, насколько сложны переплетающиеся в ней противоречия. Однако это понимал царствующий государь Александр Освободитель, вступивший на трон почти сорокалетним. Понимал - и потому старался действовать неспешно и осторожно. Не "классовая ограниченность" руководила им, когда он говорил после Крестьянской реформы: "Всё, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано", - а именно предельная осторожность, стремление избежать социального взрыва, не спровоцировав не только новой "крестьянской войны", но и дворянских заговоров по образцу 1801 года. И твёрдые христианские убеждения, с одной стороны понуждавшие государя покончить с крепостным рабством, а с другой - воздерживаться от покушений на чужую собственность.
Александр Освободитель объявляет об отмене крепостного права.
Но то, что в глазах императора выглядело необходимой осторожностью и христианским трезвомыслием, в глазах нетерпеливых студентов начинало выглядеть половинчатостью, а то и вовсе - "обманом народа". Примечательно, что мнением самого народа эти "радетели" поинтересоваться впопыхах как-то забыли. Да они в большинстве своём и жизнь-то видели только из окон родительского экипажа, существуя исключительно на деньги, опять-таки, родителей. А так хотелось почувствовать себя творцами истории... Итогом стало повальное увлечение социалистическими теориями, которые, преломляясь в воспалённом воображении мамкиных робеспьеров, маратов и наполеонов, приобретали черты уже совершенно фантастические. Желающие могут обратиться к роману Чернышевского "Что делать?". Проектируемое молодыми радикалами "идеальное общество" настолько противоречило всем объективным законам общественного развития и просто самой человеческой природе, что даже во времена махрового "совка" над фантазиями Чернышевского посмеивались. Но тогда, при коммунистах, над ними именно добродушно посмеивались, называя "утопическим социализмом". А в те роковые 60-е - 70-е годы XIX столетия внушительное число юных идеалистов готовы были за эту самую малореалистичную утопию умирать и убивать. Утопия превратилась в идол.
Общая малограмотность населения России усугубляла положение. Человек малограмотный в силу ограниченности своего кругозора любит простые решения. Революционеры эти самые простые решения и предлагали, предпочитая не додумывать действительно до логического конца своих идей. Что там думать, трясти надо! Именно по этой причине никакие репрессивные меры, принимаемые властями против радикалов, не приводили к сокращению их численности, тем более, что суды присяжных сплошь и рядом становилсь на сторону революционеров (чего стоит одно только оправдание Веры Засулич, стрелявшей в градоначальника Трепова!), руководствуясь не столько буквой закона, сколько эмоциями.
Стоит добавить ещё и тот факт, что началу активной террористической борьбы против императора предшествовало так называемое "хождение в народ". Молодые социалисты покидали крупные города и уходили в деревни в качестве провинциальных учителей, юристов, земских врачей, писарей, адвокатов или агрономов, поселялись рядом с крестьянами и ... разворачивали среди них свою пропаганду. Крестьяне, однако, в отличие от разночинной интеллигенции, сохраняли традиционное религиозное мировоззрение (в основной своей массе - православное, хотя в Белоруссии было много католиков, а в Поволжье - мусульман), которому революционные идеи решительно противоречили. Вдобавок, не слишком-то удачное время выбрали "народники" для своей пропаганды: освобождённое от крепостной зависимости, получившее серьёзную материальную помощь от государства и избирательные права в земские органы, крестьяне в кои-то веки почувствовали себя людьми, полноправными гражданами своей страны - и испытывали к государю самую горячую благодарность. Вспомним: кощунственную руку дворянина-сатаниста Каракозова остановил крестьянин Комиссаров. Агитаторов же, "ходивших в народ", нередко сами крестьяне вязали и сдавали в полицию, оскорблённые в лучших своих чувствах. Не удивительно, что в головах революционеров в конце концов родилась нехитрая мысль: раз народ настолько крепко держится за этого царя, значит, царя необходимо устранить. А вот когда всенародно любимого Освободителя сменит деятель, подобный Николаю Первому, авось, и проще будет возобновить свою агитацию.
Картина Ильи Репина "Арест пропагандиста".
На картине хорошо заметно, что крестьяне сами помогают полицейским задержать
молодого радикала. И что толпящиеся в дальнем углу картины мужики держатся
максимально отчуждённо от главного героя картины
Реформа, которой, с подачи М.Т. Лорис-Меликова, Александр Освободитель планировал завершить своё царствование, как я уже сказал, запускала в обществе мощный социальный лифт, открыв путь прямого, бесцензурного диалога народных низов с императором. Государство получало приток свежих кадров, народ же - возможность, наконец, реализовать свои действительно насущные интересы. Казалось бы, аллилуйя! Но в этой схеме будущего государственного устройства не оставалось места недобросовестному посреднику в лице оппозиционной интеллигенции (ничего не напоминает?). Власть смыкалась с народом и опиралась непосредственно на народ, народ же получал исполнение своих заветных чаяний не в виде завоевания, не в виде "добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой", а в виде дара от монарха, да ещё и с благословения Церкви. А что же оставалось мамкиным робеспьерам и наполеонам? Никакой тебе рыбки в мутной воде "великих потрясений", никакого тебе "белого коня" с триумфальным въездом в столицу. Бороться за право быть избранными в Госсовет и земства? Но не их ли будущие избиратели с горячим энтузиазмом сдавали их в полицию? Оставалось задвинуть собственные властолюбивые амбиции в самый дальний угол - и всерьёз работать учителями, врачами и адвокатами. На что, естественно, наши "радетели за народ" согласиться никак не могли.
Именно в последний период царствования Александра Освободителя, в период подготовки им самой важной своей реформы, призванной навсегда положить конец "средостению" между царём и народом и окончательно превратить Россию в народную монархию, "народовольцы" активизируют свою террористическую деятельность. Именно в последние два года правления Александра Освободителя покушения на его жизнь следуют наиболее часто. Радикалы торопятся устранить любимого народом царя до того, как он успеет завершить свои преобразования - и идут к своей цели по грудам трупов того самого народа, "волю" которого они, якобы, вершат. На самом деле чем ближе был царь к народу - тем более он становился ненавистен радикальной интеллигенции. С конца 1879 года идеология, по сути, отброшена - террористов ведёт голое властолюбие. Увы, своей цели они, в конце концов, добились.
Journal information