Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Героиня собственной сказки


Наталья Меклин-Кравцова, Герой Советского Союза




Так получилось, что эту очаровательную украинку с фотографии я помню с самого раннего детства, с дошкольного возраста. Хотя в топ-10 наиболее известных героев Великой Отечественной войны её имя и не входит. История послевоенной советской литературы знает её как Наталью Кравцову, автора многочисленных повестей и рассказов о войне, о своих боевых подругах-лётчицах из 46-го Таманского гвардейского женского авиаполка ночных бомбардировщиков. Но наградные документы военных лет помнят её под девичьей фамилией, столь непривычной для великорусского уха - Наталья Меклин.

Наталья Меклин родилась 8 сентября 1922 года в Полтавской области Украины, в городе Лубны. Примечательно, что по документам она значилась русской, несмотря на фамилию - видимо, в семье никогда не отделяли Украину от России, и детей растили в русской идентичности, да и не мудрено - места эти с давних лет овеяны русской военной славой. Детство будущей лётчицы прошло в Смеле (Черкасская область), Харькове и Киеве, где Наташа окончила среднюю школу. Подчёркиваю - среднюю школу, все 10 классов, большая редкость для предвоенных лет. В детстве девочка интенсивно занималась спортивной гимнастикой, брала призовые места на чемпионатах. А в старших классах увлеклась планерным спортом. И с тех пор её жизнь надолго оказалась связана с авиацией.

Подростковое увлечение привело к тому, что Наташа поступила в Киевский аэроклуб. Ездить приходилось почти через весь город, вставать очень рано, чтобы успевать на полёты. А потом - обычные занятия в средней школе. Учить уроки и готовиться к экзаменам приходилось по дороге из аэроклуба - в трамвае.



Наталья Меклин в детстве




Когда Наташа окончила школу, шёл 1940 год. Одновременно со школой девушка окончила и Киевский аэроклуб, после которого решила поступать в Московский авиационный институт. И несмотря на огромный конкурс - профессия лётчика в предвоенные годы была крайне популярной - поступила. Отучиться ей довелось только один курс. А потом грянула война.

В июле - августе 1941 года Наташа участвовала в строительстве оборонительных сооружений под Брянском. А потом до неё дошли сведения, что знаменитая лётчица-путешественница Марина Раскова набирает девушек в женский бомбардировочный авиационный полк. Полк предлагалось оснастить лёгкими деревянными самолётами По-2 (в 1941 году он считался учебным самолётом и назывался У-2 - "Учебный-2"). Этот самолёт имел низкую скорость, зато мог летать на очень низких высотах. Эти две особенности позволяли успешно рсуществлять с него прицельное бомбометание. А чтобы бомбардировщик не стал лёгкой добычей для вражеских истребителей и зенитной артиллерии, летать на нём предполагалось ночью. Идея эта показалась Наташе продуктивной - и она отправляется в Энгельс, где Раскова собирала доброволиц.

Но прежде отправки на фронт Наташе предстояло окончить Энгельсскую военную авиационную школу. Зачислили её на курсы штурманов, хотя Наталье Федоровне (с этой минуты мы имеем право именовать её только так), помнившей свой опыт планерного спорта, больше хотелось бы быть пилотом. Но приказы командования не обсуждают: в пилоты старались брать девушек, имевших довоенный лётный опыт в гражданской авиации. Да и должность штурмана требовала какой-никакой, а теоретической подготовки, у Меклин же за плечами был курс авиационного института. Параллельно с учёбой в лётной школе на курсах штурманов, Наталья Фёдоровна исполняла должность начальника связи эскадрильи в 587-м бомбардировочном авиаполку. В феврале 1942 года лётная школа была успешно закончена, и Наталью Меклин зачислили штурманом экипажа в женском полку ночных бомбардировщиков - тогда ещё не Таманском и не гвардейском, а просто 588-м бомбардировочном. Пилотом в её экипаже числилась Ирина Себрова.



Ирина Себрова и Наталья Меклин. Фото 1942 года.




В мае 1942 года полк, наконец, попал на фронт. Первым местом дислокации будущих "ночных ведьм" стал посёлок Труд Горняка под Краснодоном. Оттуда девушки летали бомбить немецкие части, рвавшиеся к Дону. Когда в середине лета немцы прорвали советский фронт и устремились к Сталинграду, пришлось отступать. Ночью девушки бомбили врага, а днём перебазировались на новый аэродром, восточнее. Случалось, что вражеские танки прорывались прямо к аэродрому - и тогда приходилось бросать боевые задания и спешно передислоцироваться ночью. В конце концов полк оказался на Кавказе.

Со временем Наталье Меклин удалось осуществить свою мечту - её перевели из штурманов в пилоты. В феврале 1943 года 588-й женский бомбардировочный полк получил гвардейское звание и стал называться 46-м гвардейским. Наталья Меклин к этому времени успела стать опытным бойцом и находилась на хорошем счету у командования. Принять на торжественном построении гвардейское  знамя и в первый раз пронести его перед строем девушек-лётчиц было доверено именно ей.



Церемония вручения гвардейского знамени 46-му гвардейскому женскому
авиаполку ночных бомбардировщиков. Со знаменем в руках - Наталья Меклин.





Вот только один  боевеой эпизод из фронтовой биографии Натальи Меклин - как раз относящийся ко времени Битвы за Кавказ. В ночь на 5 ноября 1942 года экипаж Меклин и Себровой получил приказ бомбить скопление вражеских войск в районе пункта Дигора. Точными бомбовыми ударами (а бомбить на По-2 - это как раз обязанность штурмана) девушкам удалось вызвать очаг пожара, зафиксированный следующим экипажем полка - экипажем старшего лейтенанта Поповой.

После окончания Битвы за Кавказ Наталья Меклин принимала участие в освобождении Кубани, в Керченско-Эльтигенской, Крымской, Могилёвской, Белостокской, Осовецкой, Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. Со своими напарницами-штурманами (одной из которых была Герой Советского Союза Руфина Гашева) Наталья Фёдоровна громила с воздуха вражеские переправы, штабы, железнодорожные станции, эшелоны, аэродромы, укреплённые районы, скопления войск. Точность бомбометания была такова, что вызывала у врага суеверный ужас - недаром за девушками из 46-го Таманского гвардейского закрепилось прозвище "ночных ведьм". Ведьмы - ведьмами, но и полк нёс потери - тихоходному фанерному По-2 трудно было уйти от вражеского истребителя, а уж отбиться, имея единственный пулемёт - и подавно. При том, что летали без парашютов - с одной стороны, надеялись на низкую высоту, с другой - рассчитывали взять большую бомбовую нагрузку, экономя место на парашютах.

Позднее, уже после войны, Наталья Фёдоровна часто вспоминала о своих боевых буднях. Вспоминала очень по-человечески, без глянца, без идеализации. Например, вот такой её рассказ об одном из эпизодов Керченской операции: "«Задание — бомбить Багерово, железнодорожную станцию западнее Керчи. Сюда приходят немецкие эшелоны, подвозят к фронту оружие, снаряды, подкрепления.

…Некоторое время самолёт летел выше облаков. «Пора снижаться,» — сказала мой штурман Нина Реуцкая. Мы вышли из облаков на высоте 500 метров. Перед нами, как на ладони, лежала станция, наш По-2 тоже был отлично виден с земли. Я знала, что нам будет жарко: на высотках здесь стоят прожекторы, зенитки. Сейчас они затаились и молчат, выжидают… Это действует на нервы. Пора. Ещё секунда… Нет, две… Что же они медлят?




По-2 из 46-го Таманского гвардейского женского авиаполка


В таких случаях у меня в желудке появляется ощущение холода, как будто я проглотила лягушку. Лягушка — это страх. Обыкновенный противный страх, который нужно преодолеть: всё равно я пройду через всё то, что меня ждёт.

Включились 4 прожектора. Рявкнула первая зенитка. Вторая… Яркие вспышки приблизились к самолёту. Я выдерживаю курс: Нина бомбит по эшелону. Вокруг самолёта раскатисто, с сухим треском рвутся снаряды. Пахнет порохом, гарью. Бросая самолёт то в сторону, то вниз, стараюсь угадать, где разорвётся следующий снаряд…

Мы уходили на север, в море. Прожекторы не отпускали нас, пока мы не оказались низко над водой. Лучи совсем легли на землю. Наконец, погасли. Нина сказала: «Наташа, посмотри на плоскости». Я увидела 2 большие дыры в нижнем крыле, насквозь просвечивало верхнее, лонжерон перебит, болтались как флаг куски перкали. Но самолёт летел, и все страхи были позади
» (конец цитаты).



Наталья Меклин у своего самолёта




В ночь на 10 февраля 1943 года точным бомбовым ударом Наталья Меклин со своим штурманом уничтожила немецкую машину с боеприпасами в районе населённого пункта Поповическая. 10 марта 1943 года на железнодорожной станции Крымская, где скопилось большое количество техники и войск противника, Наталья Меклин точным бомбовым ударом вызвала очаг пожара, который полыхал несколько часов. В ночь на 22 января 1943 года Наталье Меклин пришлось совершить целых семь боевых вылетов. Умело маневрируя под сильным зенитным огнём фашистов, уворачиваясь от прожекторов, она наводила самолёт на цели - и бомбы летели на головы кровожадных палачей русского народа с беспощадной точностью. В ночь на 11 мая 1944 года, под занавес Крымской наступательной операции, Наталья Меклин нанесла удар по скоплению отступающих фашистских войск. И снова ураганный огонь зениток, снова слепящие прожектора, снова приходится ловко маневрировать, чтобы не подставлять свой По-2 под удар - иначе от первого же попадания фанерный самолётик вспыхнет и сгорит как свечка вместе с экипажем, как не раз уже случалось за время войны. Точным бомбовым ударом экипаж Наталья Фёдоровны уничтожил немецкие склады с боеприпасами.

И такими случаями буквально пестрит её фронтовая биография. Меняются точки на карте, названия населённых пунктов и страны. Неизменными остаются ловкость и уверенность манёвра и точность бомбового удара. Всего же за время войны Наталья Фёдоровна совершила 982 боевых вылета. Её экипажем было уничтожено три переправы, две артиллерийские батареи, три пулемётные точки, прожектор, свыше батальона живой силы оккупантов, вызвано 178 сильных взрывов и 162 очага пожара, в которых исчезали тонны боеприпасов и горючего. 23 февраля 1945 года, в День Красной Армии,по совокупности боевых заслуг, за неоднократное образцовое выполнение заданий командования Наталье Фёдоровне Меклин было присвоено почётное звание Героя Советского Союза.





Наталья Меклин (справа) и её штурман Руфина Гашева
вскоре после присвоения звания Героя Советского Союза





В первые послевоенные годы Наталья Меклин осталась в рядах вооружённых сил. Служила командиром звена в родном 46-м гвардейском Таманском авиаполку во время его нахождения в Польше (до октября 1945 года). В октябре - ноябре 1947-го - офицер отдела перелётов Главного Управления ВВС. Тогда же, во второй половине 1940-х годов  у Натальи Фёдоровны стал проявляться интерес к языкознанию. Она отучилась два года на филологическом факультете МГУ, а в 1953 году окончила Военный институт иностранных языков. После этого бывшая гвардейская лётчица продолжила службу в качестве референта-переводчика в 6-м управлении министерства обороны, занимавшемся ядерным оружием. В январе 1956 года Наталья Меклин вышла замуж и сменила фамилию на Кравцова. В сентябре 1957 года прославленная лётчица вышла в отставку.

В годы войны в минуты откровенности Наталья Меклин, бывало, говаривала боевым подругам полушутливым тоном: "Вот кончится война - напишу сказку для детей про нас про всех. И начну её так: "Далеко-далеко на юге, у самого Чёрного моря, жил-был гвардейский женский полк..." Теперь, на заслуженном отдыхе, Наталья Фёдоровна смогла вернуться к этой своей идее более осмысленно.Одна за другой из-под её пера выходят книги "На горящем самолёте", "От заката до рассвета", "Вернись из полёта!", "В ночном небе", "Из-за парты - на войну"... Нашлось у неё время и для детской литературы: в 1979 году из-под её пера выходит сборник рассказов "В ночном полёте", посвящённый подвигам девушек из полка "ночных ведьм". Когда-то в детсадовском возрасте эта книга была у меня одной из любимых. А потом на ней росла моя дочь.




Наталья Кравцова с сыном.
Хочется верить, что этот мальчик - при такой-то маме - вырос достойным человеком.
Увы, мне не удалось найти в сети никаких сведений о его судьбе.





Наталья Фёдоровна Меклин-Кравцова трагически погибла 5 июня 2005 года, вскоре после 60-летия Великой Победы. А нам остались её замечательные книги. Осталась благодарная память о ней. И её светлый образ, запечатлённый на множестве фотографий. На могиле Натальи Фёдоровны на Троекуровском кладбище в Москве стоит православный крест. Хочется верить, что Всемилостивый Господь принял её душу в Свои Вечные Обители.

______________________________________________
Использованные источники:
1) Материал о Наталье Меклин-Кравцовой на сайте "Герои страны";
2) Материал о Наталье Меклин-Кравцовой на сайте "Нашей Родины красные соколы"
3) А вот здесь - очень много фотографий Натальи Фёдоровны и полный текст приказа о присвоении ей звания Героя Советского Союза.

Tags: В небе "Ночные ведьмы", Великая Отечественная война, Жизнь замечательных женщин, История Отечества
Subscribe

Posts from This Journal “В небе "Ночные ведьмы"” Tag

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment