Согласно замыслу советского командования, предполагалось нанести сходящиеся удары под основания клина силами двух фронтов - 1-го Украинского (командующий - генерал Н.Ф. Ватутин) и 2-го Украинского (командующий - генерал, впоследствии маршал И.С. Конев). Войскам двух фронтов предстояло соединиться в районе городов Шпола и Звенигородка, завершив окружение упомянутых выше десяти дивизий, после чего, выстроив внешний и внутренний фронт, не спеша ликвидировать окружённую группировку. В распоряжении двух советских фронтов находилось 29 пехотных дивизий, один кавалерийский, один механизированный и четыре танковых корпуса. Если говорить о соотношении численности, то русские войска имели превосходство в личном составе в 1,7 раза, по артиллерии - в 2,4 раза (а по некоторым данным - более, чем в 5 раз), по танкам - в 2,6 раза. И надо сказать, что своё численное превосходство Коневу с Ватутиным удалось использовать по полной программе.
Маршал Иван Степанович Конев, командующий 2-м Украинским фронтом
в Корсунь-Шевенковской операции
Генерал Николай Фёдорович Ватутин, командующий 1-м Украинским фронтом
в Корсунь-Шевченковской операции
24 января войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление на участке 4-й гвардейской и 53-й армий, но в первый день прорвать оборону не получилось - лишь на 2 - 6 км смогли продвинуться наступающие советские войска. Однако на следующий день немецкий фронт был прорван, и в прорыв устремилась 5-я гвардейская танковая армия генерала Ротмистрова. 26 января перешли в наступление и войска Ватутина. Там в прорыв была введена не закончившая ещё своего формирования 6-я танковая армия, командовал которой герой Лютежского плацдарма генерал А.Г. Кравченко.
27 января немцы попытались нанести контрудар, чтобы остановить наступление Красной Армии и попытаться отрезать рвущиеся вперёд танковые корпуса. Примечательно, что удар Манштейн нанёс по войскам Ротмистрова, а не Кравченко, не смотря на то, что 6-я танковая армия ещё не успела завершить своё формирование. Манштейну не откажешь в оперативном искусстве: он вовремя заметил, что два передовых корпуса Ротмистрова - 20-й и 29-й танковые - оторвались от основных сил. Поначалу немцам сопутствовал тактический успех - им удалось отрезать эти два корпуса от основных русских сил. Командующий 20-м танковым корпусом, оказавшись под угрозой окружения, принял рискованное решение продолжать выполнение поставленной задачи. Сказалась безоговорочная вера коневцев в своего командующего: Лазарев не сомневался, что Иван Степанович своих не бросит, выручит.
Генерал Иван Гаврилович Лазарев сыграл одну из ключевых ролей
на раннем этапе Корсунь-Шевченковской операции
К исходу дня 27 января танкисты Лазарева поставленную перед ними задачу выполнили, освободив от гитлеровских оккупантов город Шпола. А навстречу им, понимая всю серьёзность обстановки, Ватутин бросил подвижную ударную группу генерала М.И. Савельева в составе 233-й танковой бригады, 1228-го полка САУ, мотострелкового батальона и противотанковой батареи. Прорвав оборону фашистов у Лисянки, Савельев двинулся в тыл врага и 28 января 1944 года соединился с Лазаревым в Звенигородке. По идее, это означало завершение операции на окружение противника, однако не забудем про немецкий контрудар, отрезавший два танковых корпуса 2-го Украинского фронта от его основных сил. 29 января после упорных боёв Коневу удалось, введя в прорыв второй эшелон армии Ротмистрова и 5-й Гвардейский Донской казачий корпус генерала А.Г. Селиванова, прорвать новый фронт обороны Манштейна и соединиться с корпусом Лазарева. Теперь враг точно оказался в мышеловке.
Одновременно советское командование принимало энергичные меры по скорейшему выстраиванию внешнего фронта окружения, чтобы не дать немцам деблокировать "котёл". Для этих целей пришлось использовать передовые объединения - то есть, танковые армии, поставив перед ними несвойственную для танкистов оборонительную задачу. Для того, чтобы оборона получилась крепче, танковые армии Конев и Ватутин усилили противотанковой артиллерией, стрелковыми и сапёрными частями. А менее подвижные общевойсковые армии обоих фронтов тем временем формировали внутренний фронт "котла". Большую помощь наступающим советским войскам оказала авиация, совершившая за период с 29 января по 3 февраля 2800 боевых вылетов. К 3-му февраля между авиационными объединениями на Корсунь-Шевченковском направлении установилось своеобразное разделение труда: 2-я воздушная армия совместно с 10-м истребительным авиакорпусом ПВО осуществляла воздушную блокаду окружённой немецкой группировки, а 5-я воздушная армия поддерживала советские сухопутные войска на внешнем фронте окружения.
У немцев в котле оказалось по разным данным 6 или 7 дивизий. Это, конечно, было меньше, чем можно было бы окружить, попадись в котёл вся Корсунь-Шевченковская группировка врага, но это был крупный результат. Теперь задачей советских войск становилось любой ценой не выпустить врага, а для немцев - столь же любой ценой прорваться. Манштейн, находившийся за пределами "котла", также прилагал усилия для деблокады своих окружённых войск, общее начало над которыми принял эсэсовский генерал Штеммерман. Однако Конев с Ватутиным удачно рассчитали время операции, завершив окружение врага до весенней распутицы. Теперь же сильная оттепель и приближающаяся весна делали дороги практически непроходимыми. Манштейну только и оставалось, что сетовать на капризы русской погоды.
Начиная с 3 февраля немцы предпринимают отчаянные попытки прорвать кольцо окружения. Для этого Манштейн сосредоточил две ударные группы, состоящие из танковых войск. Одна должна была наносить удар из района Умани - туда стягивался 48-й танковый корпус генерала Ворманна. Вторая - в районе Лисянки, где сосредоточивался 3-й танковый корпус Брейта. К счастью, из-за оттепели дороги совершенно раскисли, что мешало быстрому сосредоточению немецких войск. Манштейн много писал об этом в послевоенные годы - напрочь игнорируя тот факт, что и Коневу с Ватутиным приходилось действовать в условиях такой же распутицы.
Продолжение следует.
_____________________________________
Материалы к статье
1) Статья на сайте "Помни войну"
2) Статья Е.Н. Кулькова на сайте "Энциклопедия всемирной истории"
3) Глава из книги С. Михеенко "Солдатский маршал"
Journal information