
Епифан в своём самоослеплении даже не понимает, насколько жалко и противоестественно смотрится его фигура
на троне митрополитов Киевских.
Впрочем, торжество христофобов было слегка омрачено тем, что никто из представителей мирового Православия так и не прибыл на церемонию, за исключением делегации Фанара, который, естественно, не мог не почтить своим присутствием своё блудно зачатое чадо. С Божией милостью есть надежда, что эта линия на непризнание самозванцев Церквами сохранится, и Фанар со своим вероотступным проектом, затеянным, по имеющимся данным, под сильным давлением Вашингтона, останется в гордом одиночестве. Надежду на непризнание самозванной структуры даёт и тот факт, что на "интронизации" лжемитрополита присутствовали униаты (включая официального главу УГКЦ Святослава Шевчука) и представители протестантских сект, причём униаты были допущены в алтарь, а Святослав Шевчук громогласно выразил надежду, что новообразованная "церковь" в ближайшее время воссоединится с УГКЦ. Мечты Шевчука в свете содержания фанарского томоса, конечно, обречены остаться лишь мечтами, но популярности, как сами понимаете, они фанарской "дочке" в православных кругах уж точно не прибавят.
Стоит сказать и ещё об одном обстоятельстве. На торжества по случаю "интронизации" самозванца Епифана в составе официальной фанарской делегации прибыли старцы двух афонских монастырей - Ефрем (Куцу) из монастыря Ватопед и Алексий (Мандзирис) из монастыря Ксенофонт. За архимандрита Ефрема было особенно обидно. Во-первых, монастырь Ватопед наиболее твёрдо и последовательно выступил против легализации самозванной псевдоцерковной структуры, во-вторых, сам о. архимандрит неоднократно и публично выступал в поддержку как Русской Православной Церкви, так и канонического украинского священноначалия. Украинский "Союз Православных Журналистов" цитирует собственные слова архимандрита Ефрема: «Обращаюсь к украинскому народу и прошу, чтобы они держались канонической Православной Церкви, которую возглавляет Блаженнейший Митрополит Онуфрий. И я с любовью вас прошу, чтобы мы стали членами канонической Церкви. И вся Святая Гора принимает и признает только каноническую украинскую Церковь во главе с Митрополитом Онуфрием», - и напоминает, что сей благочестивый в прошлом пастырь неоднократно именовал украинских раскольников-неонацистов "врагами Церкви". «Вся Святая Гора, - заявлял в январе сего года отец Ефрем, - принимает и признает только каноническую Украинскую Церковь во главе с Митрополитом Онуфрием». И вот этот человек, на которого, в общем-то, православные надеялись, с лёгкостью неимоверной взял и предал. Предал на смерть и пытки тех, кто неоднократно паломничал в его монастырь, принося ему нехилый доход, кто с жадностью ловил каждое его слово.
Архимандрит Ефрем Куцу.
И даже появившиеся в интернете объяснения, будто о. Ефрем сделал это "за послушание" или даже "из смирения, дабы его не называли святым, а поносили", а также будто фанарский первокаиафа грозил запретить его в служении, ожога совершенно не смягчают. Тут вопрос вероисповедный, вопрос фактически о признании православными архиереями не просто нехристиан, но сознательных гонителей Православной Церкви. Вы можете себе представить, чтобы кто-нибудь из святых древности "из смирения, чтобы его не называли святым, а поносили" принёс бы притворную жертву языческим идолам? Такое даже в наркотическом бреду не привидится! Реально никакие гонения отцу Ефрему абсолютно не грозили. Ну, нет у лжепатриарха Варфоломея никаких рычагов светской власти. За отказ ехать на сборище нечестивых никто отца Ефрема не расстрелял бы, не повесил и даже не посадил. Ну, запретил бы его Варфоломей в служении, и что? Отец Ефрем запросто мог бы исповедать Варфоломея христопродавцем, престол Константинопольских Патриархов - вакантным впредь до смерти ныне занимающего его персонажа, и продолжить служить. Никаких - подчёркиваю: никаких - рычагов у Варфоломея, чтобы привести Ватопед в повиновение, нет и не предвидится. Но Ефрем струсил даже от столь призрачной угрозы и помчался на идольское жертвоприношение, быстро забыв все свои прежние слова поддержки митрополиту Онуфрию, которому теперь грозит суд Линча, в том числе и с его, Ефрема, санкции.
А вот дальше случилось нечто абсолютно непонятное, но в то же время ощутимо носящее на себе признаки прямого Божия вмешательства. Накануне скандальной "интронизации", 2 февраля, архимандрит Ефрем был госпитализирован в одну из киевских больниц с тяжёлым сердечным приступом. В церемонии он участия не принимал - в то самое время, когда слабый хор немногочисленных вероотступников возвещал Епифану: "Аксиос!" - самолёт увозил ватопедского настоятеля в Женеву на лечение. И в кощунственной акции он участия не принимал.
Мне трудно судить, в чём был замысел Божий в этой истории. Ясно, что Господь прямым Своим вмешательством удержал ватопедского архимандрита от окончательного падения. Возможно, у Бога есть Свои виды на о. Ефрема, прежде ведшего подвижнический образ жизни. И потому Господь не попустил его отпадения от Церкви. Если это так - следует ожидать от о. Ефрема внятного покаяния за свою поездку в Киев. Возможно, о. Ефрему заранее было возвещено о предстоящей болезни - он и прежде неоднократно жаловался на сердце. И о. Ефрем дал согласие прибыть в Киев, не желая становиться причиной церковного раскола в Константинопольской Церкви, будучи заранее уверенным, что в вероотступных действиях Варфоломея участвовать ему не придётся. Правда, в этом случае от действий о. Ефрема веет каким-то уж совсем беспросветным лицемерием. Возможно, сам о. Ефрем, не имея мужества открыто противостать Фанару (а восстать против собственного священноначалия для настоящего христианина всегда очень трудно), молил о том, чтобы Господь избавил его от сослужения с Епифаном и его сектой, и Вседержитель пошёл навстречу молитвам Своего священника. В любом случае, личным (и очень ярким, и очень громким) примером о. Ефрема Господь внятно даёт нам понять: нет Его благословения ни Епифану, ни его самозванной "поместной церкви Украины", ни всем тем безобразиям, которые неизбежно воспоследуют после провозглашения СЦУ.
Нам же из всей этой истории, пожалуй, самый главный урок - в том, что пора, наконец, изживать в себе геронтопапистские наклонности, пора переставать при любых разногласиях использовать в качестве ultima ratio истеричный крик: "Старцы говорят!" (как правило, этим "аргументом" обосновывают своё право на непослушание Патриарху и Архиерейским Соборам). Пора понять, что, во-первых, позиция старцев не есть нечто монолитное (что говорил по поводу украинской автокефалии старец Иона Одесский, надеюсь, все помнят?), а, во-вторых, как это ни прискорбно, и старцам Господь порой попускает ошибаться. И погрешать. И согрешать. В том числе - и столь оглушительно, как отцу Ефрему. Так что "не надейтеся на князи, на сыны человеческие, в них же несть спасения"! Только сама Православная Церковь в своей соборной полноте обладает на Земле статусом непогрешимости, имея обетование Христа: "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её!"
________________________________________
Неплохая аналитика по событиям вокруг "интронизации" Епифана имеется здесь и здесь.
Journal information