Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Десять лет с Патриархом Кириллом

1 февраля 2009 года, то есть - ровно 10 лет тому назад произошло знаменательное событие в жизни Русской Православной Церкви. Именно в этот день в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация недавно избранного на Поместном Соборе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Десять лет - рубеж важный и уже достаточно большой, чтобы можно было подвести первые итоги.


Интронизация Святейшего Патриарха Кирилла

Я очень хорошо помню, как накануне избрания Святейшего Кирилла и в первые дни после его интронизации ползли шепотки - и по интернету, и по приходам, липкие, холодные, гадкие, словно щупальца мерзкого спрута: "По попущению Божию и по грехам нашим (подразумевалось не слишком активное противодействие священноначалию, "недостаточная" канонизация Царственных Страстотерпцев и принятие ИНН) у нас теперь Патриарх - масон". Говорили о том, что первыми же своими распоряжениями Патриарх Кирилл введёт во всех храмах богослужения на современном русском языке, а затем - объявит унию с католиками. Что мы видим теперь? Унии как не было, так и нет. И даже состоявшуюся встречу Патриарха с папой римским (а ведь тоже - сколько было истерик, пужалок и проклятий!) владыка Кирилл от начала и до конца провёл по своей "партитуре", ни единым пунктом не отступив от православной точки зрения. Напротив - по целому ряду вопросов именно Ватикан пошёл на уступки и согласился с православной позицией.

Антииерархические настроения, колыхавшие церковную жизнь в прошлом десятилетии, и едва не кончившиеся новой реформацией - на этот раз уже здесь, в России - никуда не делись. Но их лидеры и наиболее активные "говорящие головы" поприутихли. Патриарх Кирилл гласно и очевидно для всех продемонстрировал свою безукоризненно патриотическую позицию, свою способность слышать народное беспокойство и свою готовность отстаивать интересы Русской Православной Церкви перед лицом современных вызовов. Так было и во время Манежки 2011 года, и во время бирюлёвских погромов, и во время скандала с хамской выходкой печально известных "Пусси райот" в Храме Христа Спасителя. Столь же решительно Патриарх Кирилл противостал попыткам пересмотреть итоги Второй Мировой войны, объявить её подлинными героями, подлинными радетелями за русский народ и Православие гитлеровских пособников. Это привело к консолидации патриотической и консервативной общественности вокруг Святейшего (кульминацией чего стал Патриарший Молебен 22 апреля 2012 года), а те, кто казался в нулевые (а в определённом смысле - и действительно являлся) властителем дум, вдруг в одночасье обнаружили, что оказались маргиналами.



Патриарший молебен 22 апреля 2012-го года собрал к Храму Христа Спасителя более 60 тысяч человек.


При Патриархе Кирилле - и, смею заметить, благодаря ему - была преодолена сложившаяся ещё в советские годы тенденция "молчащей Церкви", поставившая церковную жизнь к 2006 - 2007 гг. фактически на грань даже не раскола, а развала. При Патриархе Кирилле и благодаря ему позиция священноначалия стала доходить до самых дальних приходов. Патриарх Кирилл не просто активно богословствовал - он активно писал книги и столь же энергично тиражировал их. В церковных лавках, где прежде запросто можно было встретить откровенно антицерковные, а то и попросту антихристианские издания со странным "грифом" "по старческому благословению во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (кто благословил? какие старцы? - так и осталось невыясненным), замелькали яркие обложки, с которых улыбался новоизбранный Патриарх, а под фотографией красовалось его имя - как автора. Именно при Патриархе Кирилле  очередной Собор Русской Православной Церкви принял своевременное решение о том, что только литература, получившая гриф Издательского Совета Московской Патриархии может продаваться в приходских магазинах. Мутный поток всевозможных псевдоправославных ересей удалось остановить - и сегодня эта канализация плещется только в интернете, да и то где-то на задворках его православного сектора.

А ещё Патриарх Кирилл стал инициатором весьма и весьма своевременного проекта. Я говорю о проекте "Храм в шаговой доступности". Благодаря ему по всей России выросли десятки новых храмов, в том числе и в тех местах, где никакой церковной жизни ранее не было - в советских новостройках. Например, у нас в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода раньше было только две действующие церкви - старая Карповская и воздвигнутая в 90-е маленькая Татьянинская. В последней, построенной среди высотных брежневско-андроповских новостроек, народу по воскресеньям набивалось столько, что ни перекреститься, ни поклониться, стояли впритык, как сельди в бочки - и даже при таком аномальном заполнении многие оставались на улице, довольствуясь случайно долетавшими до них из храма звуками богослужения. Сегодня рядом с Татьянинской церковью вознёсся огромный Никольский Собор, способный вместить более тысячи прихожан, кроме того, появились храмы в честь иконы Божией Матери "Прибавление Ума", в честь преподобномученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны, Троицкая церковь на Южном шоссе. Думаю, что есть и ещё - просто мы с дочерью их ещё не разведали.



Никольский Собор


Церковь Божией Матери во имя иконы её Прибавление Ума


Троицкая церковь на Южном шоссе




И пусть навальноиды и им подобная русофобствующая нелюдь скрипит зубами, пусть проводит свои митинги и пикеты, пусть строчит петиции одну за другой - храмы в соответствии с планом Святейшего строятся. И если так пойдёт дальше, если граждане нашей страны получат церкви действительно в шаговой доступности от своего дома, это будет означать простую вещь. Означать это будет не только то, что на богослужения больше не придётся таскаться через весь город, продираясь, ни свет, ни заря, сквозь пробки, но и то, что в наших городах возникнет целая сеть небольших приходов с очень доверительными и по-настоящему семейными отношениями между настоятелем и прихожанами. Настоятель будет каждого прихожанина знать в лицо, получит возможность не просто совершать Таинства и требы, но и интересоваться обстоятельствами личной жизни каждого (при наличии на приходе нескольких тысяч прихожан при одном или двух священниках такое в принципе исключено, ведь объём человеческой памяти не безграничен). Появится возможность периодически организовывать после службы эдакие посиделки за чаем, в ходе которых настоятель мог бы обсудить с прихожанами насущные церковные проблемы и нужды прихода (если возникнет такая необходимость). А прихожане - поделиться собственными заботами и страхами. И получить столь нужную им духовную поддержку и разумный священнический совет. В общем, главным результатом усилий Патриарха Кирилла на ниве храмоздательства должно стать оживление приходской жизни, её возврат к духу и традициям апостольской общины, что в лихие 90-е было принципиально невозможно. Не говоря уже обо всём прочем, церковных нестроений в таких условиях станет на порядок меньше.

Разумеется, всё выше сказанное не означает, что у Русской Православной Церкви нет никаких проблем. Проблемы есть. И некоторые из них весьма серьёзные. Но ведь никто не обещал нам на земле райской жизни, верно? Главное - что владыка Кирилл настроен эти проблемы решать. И что у него имеется команда верных соратников.


Tags: Патриарх Кирилл, Православие
Subscribe

Posts from This Journal “Православие” Tag

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Posts from This Journal “Православие” Tag