Рассматривается очередная инновационная теория Льва Рудольфовича Прозорова о казаках- родноверах. А именно главный аргумент этой теории, изложенный в книжке "Язычники Крещённой Руси" - Степан Разин был славянином-язычником.Обзор составлен на основании документов той эпохи, исследований исторических и фольклорных. Рассмотрены все аргументы Льва Рудольфовича, приведённые в книге. При прочтении обзора также узнаем: к какой конфессии принадлежал очередной предполагаемый мученик РОДноверия, кем были некрещённые казаки, на основании чего придумана легендарная песня «Из-за острова на стержень», приоткроем завесу казачьего фольклора, легенд о Степане Разине и попытаемся начать понимать - чем же действительно жили двести – триста лет назад казаки.
«Явит нас Бог за наше смирение христианское львами
яростными перед вами, собаками.»
Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков, 1642 г.
Одним из пунктиков современных родноверов является существование казаков-язычников. Нет, не каких-нибудь там тунгусов, которых брали в Забайкальское казачье войско. А именно славян-язычников!!! Конечно, если вспомнить указанный в эпиграфе памятник литературы, написанный очевдцом того сидения, то можно как-то усомниться, тем более если…
Но кому до этого дело, до какой-то там национальной культуры и другого, если в них нет искомого?!
Не обошёл стороной эти модные инновация и историк-язычник(и вроде как знаток русской культуры), писатель и просто уважаемый родновер (правда не волхв, но из этой же касты) Лев Прозоров. Насколько известно (есть видео) он даже выдвинул целую гипотезу казачьего этногенеза от воинов-русов (на радость каким-нибудь реакционерам и сепаратистам) и возможно скоро это всё увидит свет в виде большой книги, если не увидело ещё. И конечно о большой роли язычников-славян в ней, при том подчёркиваю - именно язычников, а не двоеверов, которыми так любят спекулировать сторонники неоязычества.
Рассмотрим одно из положений этой «великой теории», которая изложена в книге «Язычники Крещённой Руси». Я бы сказал, даже одну из вершин доказательства этой теории, а также неимоверной крутости неоязычества! Так вот, оказывается Степан Разин был язычником!!!
Да, да! И воевали с ним, среди прочих отважные родноверы (очевидно под стягом Коловрата)! Не стоит удивляться дорогой читатель, всё хорошее в этой стране всегда делали неоязычники, а христиане им только мешали –так мыслит их большинство. А казаки, свободолюбивые и мужественные и связать их с христианами, человеку чей мозг загажен родноверческой пропагандой сложно. Вот например, волхв Доброслав, духовный отец Льва Рудольфовича, на старость лет объявил себя национал-анархистом и одним из его героев стал Батька Махно (скоро прилепят какую-нибудь теорию о махновцах –язычниках)!
А образ Степана Разина куда интересней – одним из первых фильмов в России сняли о нём, да и до сих пор выпускается различная продукции (в том числе, и в первую очередь ликёро-водочная) его имени, которое отражено во множестве топонимов, да и в фольклоре казаков он фигурирует.
А в СССР так тем более - сам Ленин хотел воздвигнуть памятник.
Герой, да и ещё и родновер (как нас уверяет Рудольфович), да ещё и бунтарь!! Модный и молодёжный!!! Вроде бы всё хорошо, но вот одно но, если мы посмотрим документы той эпохи то узнаем: Степан был хоть и так скажем «своебразным», но явно православным христианином. Одно из первых упоминаний о нём относится к 1652 году, когда он просил отпуск для поездки в Соловецкий монастырь для отпевания отца, более того у Степана был крёстный отец и в его походах был даже «духовный отец поневоле» поп Феодосий…
Разумеется, для настоящего родновера какие-то документальные свидетельства - не аргумент (как и многое другое), по отношению к слову «патриота» (пусть и частично удмурта) и «искателя правды» Озара Ворона. Поэтому рассмотрим аргументацию от Льва Прозорова и приоткроем завесы тайны, что скрывает от нас «официальная история», а заодно и выясним некие подробности из жизни казаков того времени:
«Но когда речь заходит о казаках, крещёные имена будто испаряются. Нагиба, Наметка, Неустройка, а прозвище Четыре Здоровья! Позднее, в конце XVII века, в документах по делу Степана Разина фигурируют любопытные словосочетания: Фёдор Шелудяк, крещёный казак. Очень любопытно! А кем же, в таком случае, были остальные казаки? Уж явно не мусульманами.»
Во-первых: имя Степан вполне «крещёное» (если правильно говорить, то данное после Крещения и носящая имя святого покровителя, а по происхождению оно греческое). Но тут как всегда действуют двойные стандарты родноверия. Во-вторых : прозвища существовали значительное время. Более того, они и существуют и сейчас (среди заключённых есть погоняла, среди хакеров никнеймы, у панков клички и так далее), и строить на этом доказательную базу как-то… В-третьих, что касается Фёдора Шелудяка, так он был крещённым……….Калмыком. Да не удивляйтесь, калмыки-буддисты приходили к казакам, и часто при определённых обстоятельствах становились православными. Сам Степан Разин хорошо знал калмыцкий язык. В-четвёртых: мусульмане среди донцов, не иначе, как назло Прозорову и его читателям, а также рьяным современным "православным" казакам были! Достаточно вспомнить станицу Татарская в произведении «Тихий Дон» Шолохова М.В. Думаю Лев Прозоров, как и все советские подростки, читал эту книгу, но вот поклонники его творчества вряд ли могут осилить. Иначе бы хотя бы задумались. Да и эта станица отнюдь не выдумка, хотя и автор и не уточнил, откуда взялось название, читаем :
«Первыми казаками-мусульманами на Дону были этнические ногайцы в количестве около 120 бойцов (с семьями), переселившиеся на Нижний Дон и в 1623 г. добровольно поступившие в казаки - под условие сохранения своей веры. Донцы называли их «донския татаровя», «наши татаровя»... Основной их службой была разведка - наблюдение за местными тюркоязычными кочевыми племенами. Со временем мусульманская община увеличивалась, и в 1687 г. близ Черкасска была основана станица Татарская. В 1802 г. в ней уже насчитывалось 117 домов и 1 мечеть. Более того: на 1859 год в Войске насчитывалось 120 татарских дворов: 65 — в станице Татарской, 55 — на хуторе Крепинском. Но к 1860 году 115 казачьих семейств переселились в Турцию.
Конечно, такие факты могут смутить определённых людей, но наша цель - это истина, а не накладывать один миф, вместо другого. Читаем дальше аргументы Льва Прозорова:
«Сам Степан Разин, согласно приговору, "на Дону церквей Божьих строить не велел, венчаться велел вокруг вербы"»
Во-первых. В приговоре также указано, что Степан Разин был богоотступником. Более того, Степан Разин был предан анафеме!!! «Стало быть он вернулся к родным богам», - закричит радостно читатель Льва Прозорова! Отнюдь, анафеме и отступниками от Бога называли многих людей, и в первую очередь противников царя, наместника Бога. Раскольников например, а среди донских казаков их было довольно много. Хотя слал Степан грамоты и к опальному патриарху Никону, но это уже другая история. Интересно, что в них даже призывал воевать за царя Алексея Михайловича(как и соответствовало тогдашним воззрениям) против неправильных бояр и воевод, которые по его мнению узурпировали власть, читаем «Прелестные грамоты»:
«Стоять бы вам черне, руские люди и татаровя и чювяша, за дом пресвятые богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича <...> (т), и за благоверных царевичев, и за веру православных християн. …..»
Во-вторых. Отметим следующие: в те времена для казаков была характерна минимальная сакрализация данного обряда, в котором православие явлено лишь обязательной перед любым делом молитвой. Конечно, в то время церквей на Дону было очень мало, а батюшка избирался самими казаками на Кругу из своих же собратьев на определенный срок, после которого он, так сказать, возвращался в строй (вспомним духовника Разина отца Феодосия).
Но есть ещё аргумент, поинтересней для нашего разбора. Слово Льву Рудольвофичу:
«А любопытнее всего для нашей темы подлинные обстоятельства истории с персидской княжной, широко известной благодаря песне "Из-за острова на стрежень".
На самом деле всё было не так — начиная от того, что всё происходило отнюдь не на Волге во время похода, а на Яике, на казачьем кругу. История эта дошла до нас в пересказе очевидца. Людвиг Фабрициус, голландец, служивший в царской артиллерии с 1660 года, был направлен в 1667 году, в составе войск князя Прозоровского, на войну с "воровскими казаками" Разина, на Астрахань.»
Во-первых: история утопления княжны больше мифическая, многие историки, изучавшие данный вопрос считают её легендой. Смотри, к примеру, работу «Утопил ли Стенька Разин княжну? (Из истории казачьих нравов и обычаев)» Но рассмотрим далее этот интересный аргумент, чтобы понять всю сущность Льва Прозорова…
Кадр из советского фильма "Степан Разин" -
та самая сцена.
Во-вторых: Имеются два сообщения на эту тему, оба описывающие одно и тоже событие. И оба мемуарного характера. Рассмотрим их по порядку.
Первое принадлежит Стрейсу (стихотворение Пушкина написано целиком, а стихотворение Садовникова в основном по данному сообщению). Ян Янсен Стрейс (1630-1694), голландец, в 1668 г. нанялся на русскую службу и состоял парусным мастером на первом русском корабле европейского типа «Орел», который предназначался для плавания в Каспийском море. Был очевидцем пребывания Разина в Астрахани в 1669 г., по возвращении атамана из Каспийского похода. В июне 1670 г., перед взятием этого города разинцами, после получения известия о переходе царского войска на сторону «мятежников» под Черным Яром, с группой голландских офицеров и матросов бежал на шлюпке в Дербент. В 1676 г. в Амстердаме опубликовал свою книгу «Три путешествия», где и содержится рассказ об утоплении княжны
Второе сообщение принадлежит Людвигу Фабрициусу (1648— 1729), тоже голландцу, служившему офицером в русской армии, с 1667 г. находившемуся в Астрахани и в 1670 г. попавшему в плен к разинцам под тем же Черным Яром, события у которого заставили бежать Стрейса. Осенью 1670 г. и Фабрициус бежал из разинской Астрахани в Персию. В 1672 г. возвратился в этот город, а в 1678 г. вышел в отставку подполковником, уехал из России в Швецию и стал впоследствии видным шведским дипломатом. Свои «Записки» написал до 1697 г., а может быть, и до 1693 г. [7].
Как мы видим Лев Рудольфович приводит нам сообщения Фабрициуса, да и то избирательно:
«Всё было, можно сказать, чинно — перед всей ватагой, на кругу, он вывел свою любовницу, наряженную в лучшие одежды, и заявил, что нынче ночью, во сне, он видел "водяного бога Гориновича (бог у Фабрициуса назван Иваном Гориновичем - прим. автора), которому подвластна река Яик" (в казачьих песнях Яик и впрямь именуется Горынычем (в фольклоре и другие реки, к примеру Терек именуют Горынычем, слушай фолк-ансамбль «Братина» например - прим автора).»
Далее Лев Рудольфович, пересказывая Фабрициуса, соглашается, что Разин утопил татарку в жертву водяному
Почему же все верят версии Стрейса, ведь сообщения Фабрициуса также известно? Ответ прост. К примеру, историк Соловьёв В.М. (сторонник реальности события легенды) замечает: «Рассказ Фабрициуса о прекрасной татарке и ее сыне не подтвержден никакими другими документальными свидетельствами и воспоминаниями очевидцев. По видимому, эта легенда – один из отголосков романтической истории, которую устное народное творчество связывало с так называемой персидской княжной... В песенном цикле о Разине, пусть не без красочных преувеличений и надуманных подробностей, в целом довольно точно рассказывается о короткой, бурной и столь роковым образом оборвавшейся любви грозного атамана и персиянки.»
«Озар Ворон лучше знает, там была татарка, а никакая не персиянка!!! И фольклор казачий лжёт, это попы всё придумали!!! Ведь Озар пытается найти правду, а остальные все дураки и лакеи церкви, подвергшиеся её влиянию, почему должны верить каким-то учёным, каким документальным свидетельствам и другим очевидцам, ведь Фабрициусу не зачем приукрашивать и уж тем более Озару Ворону не зачем врать!!!» - закричит в ответ истошно родновер.
Но, что же для самых маленьких и фанатичных разъясняем:
Во-первых: Хотя бы потому что, сообщения Фабрициуса написаны позже и автор не мог не знать о предыдущих записках Стрейса. Яик (сейчас река Урал) не играл такую большую роль в удачах Разина. Да и говоря о событии: согласно Стрейсу, дело было по окончании Каспийского похода разинцев, после прибытия их флотилии в Астрахань, а по Фабрициусу – еще во время этого похода, перед отправлением казаков из Яика в море. То есть свидетелем в принципе мог быть первый автор, а второй вряд ли, так как сам был в Астрахани, что географически дальше. И легенду записать мог разве что с чьих-то слов (как и Стрейс собственно говоря), а учитывая что они оба были наёмниками правительства…
Во-вторых: сообщения Фабрициуса имеют некую тенденциозность. С первых страниц определяется отношение к казакам: автор называет их «разбойниками», «канальями», подчеркивая «царство террора» Разина и его сподвижников, умалчивая при этом о жестокостях, которые обрушивали на головы народа воеводы и их подручные. А назвать язычником в те времена для христианина(и для голландцев и для наших русских) было равносильно, как сейчас назвать долбославом, чмом и так далее…Если не хуже. Даже Прозоров о чём-то таком в пишет обозримой книжке. И уж тем более жертвоприношения божеству, более чем хороший повод для «чёрной легенды» в глазах современников...
И легенды о кладе Рязанскоми, и о Разине, которого держали на освящённой цепи (по факту он в темнице был, да и вообще были ли такие легенды?) полностью подтверждают указанную мысль о роли правительственной «чёрной легенды», которую Озар Ворон (недобрая птица ворон была у русских, даже казачья песня «Чёрный ворон») раскручивает для пропаганды своих религиозных комплексов.
Но для читателей Прозорова, мнящих себя детьми и внуками (может ещё двоюрдными племяниками?) богов, да и до этого начитавшихся в указанной книге о 1/3 невинно убиенных жителей Руси и прочем бреде это сложно, ведь надо проанализировать, почитать отличное от неоязыческих агиток и им сочувствующего.
Да и более того, попытаться понять, как же жили наши предки в тоем же XVII веке! Но им это неведомо (да и зачем?!!!) - поэтому они со своим кумиром Озаром заключают: «Некрещёные казаки разинских времён исповедовали как раз славянское язычество»
Собственно, исходя из указанных выше фактов, уж что – что, а славянское язычество, о котором все благополучно забыли задолго до рождения Степана Разина… Атаман лично бы порубил за родноверие, хулящие славных предков из былин (типа князя Владимира) и веру в Иисуса Христа. Некрещённые казаки (беглецы с различных соседних краёв) могли исповедовать буддизм, ислам… Ещё любопытней, что они крестились, так как основная массы казаков считала себя православными христианами, со всеми вытекающими последствиями. Достаточно почитать сохранившуюся литературу и документы того времени, например ещё раз вспомнить «Повесть об Азовском сидении казаков» (она написано, когда Степану было 12 лет, поэтому и актуальна), где упоминаний о христианах более чем много, к примеру: “ Пришла победа над ними от Христа, сына божия, с небес, силою божией”.. Можно почитать о проникновении библейских сюжетов в казачий фольклор, вспомнить сиротские песни из того же фольклора (например «Зеленая дубровушка»):
«Он и там твой батенька
У Христа на небесах.»
Да и всем любопытствующим можно не только почитать, но и даже съездить в Ставропольский край (сейчас там есть музей) к казакам-некрасовцам. Эти раскольники, которые уехали в Турции и сохранили свой быт примерно с тех времён почти в первозданном виде, и свою веру в… Иисуса Христа среди мусульман в течении более 200 лет …
Такие примеры можно приводить ещё очень долго и до бесконечности.
А вот догадки родноверов, даже с историческим образованиям, основаны больше на предположениях, «чёрных легендах» и мыслях типа «разве могли славяне предать веру в родных богов» и не выдерживают никакой критики c фактами, так как являются просто мифами, основанными на предубеждённом отношение к христианству и истории нашей Родины.
Думаю ради казаков-родноверов Лев Рудольфович в своих агитках (в том числе «Язычники Крещённой Руси») не поленился под славянских язычников подогнать и восстания мордвы в Нижегородской губернии (там до сих пор живёт мордвинская диаспора) под руководством Несмеяна Кривого в правления Анны Иоанновны; придумать положении о борьбе Фёдора Иоанновича со славянскими язычниками (какой простор для воображения) и прочие фальсификации, которыми просто переполнена книга…
Жаль, что так мало осталось сейчас настоящих казаков, знающих (или хотя бы интересующихся по книжкам) своей историей, культурой и традицией. Поэтому ответ держать за такую клевету (выдумкам насчёт казаков-фаллосопоклонников) Лев Прозоров, равно как и родноверы (для которых источник только книги Озара Ворона, а то и вообще какие-нибудь выдумки из серии САВ) вряд ли смогут на казачьем кругу.
____________________________________
[ Библиография]Список использованных материалов:
1.Неоязыческая агитка : Прозоров Л.Р.. Язычники крещёной Руси (Повести чёрных лет). — 1-е изд. — М.: Эксмо-Яуза, 2006.
2.Лебедев В.И. Крестьянская война под предводительством С. Разина. 1667—1671.1954 г., стр.25; №1
3. Cтепанов И.В. Крестьянская война в России в 1670-1671 гг. Восстание Степана Разина Т.1.Л.1966. стр.177 №160
4. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сборник документов. М.. 1957. Т. II. Ч. 1. С. 65. 91, 252
5.Записки иностранцев о восстании Степана Разина. – Л., 1968.
6.Черницын С.В. Донские татары: Этнокультурный очерк. Дикаревские чтения. Краснодар, 2006
7.Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Степан Разин и его соратники. — М.: Мысль, 1988
8. Большое количество статей и книг. ..Елена ХАУЛА. Православная концепция царской власти. Журнал "Имперское возрождение" № 2/2008
9. Проценко Б.Н. Свадебный обряд донских казаков во времени и пространстве. Ростовский государственный университет. Историко-культурные и природные исследования на территории РЭМЗ. Сборник статей, выпуск 1, 2003 г
10. Королев В.Н.Утопил ли Стенька Разин княжну? (Из истории казачьих нравов и обычаев). Ростовский государственный университет Историко-культурные и природные исследования на территории РЭМЗ. Сборник статей, выпуск 2, 2004 г.
11. Соловьев В. Анатомия русского бунта. Степан Разин: мифы и реальность. – М., 1994г.
12. Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков // Хрестоматия по древней
русской литературе / сост. Н.К. Гудзий. 8-е изд. М.: Просвещение, 1973 г.
13.Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т. 5. М.: Музгиз, 1954 г. № 237
14. Сень Д. В.»Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г. — конец 1920-х гг.), Краснодар. Изд-во КубГУ., 2001.
Journal information