Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Ника Паздрий. День памяти настоящего мужчины.

Статья Ники Паздрий (nikotorix) повествует об обстоятельствах жизни и подвига св. мученика Вонифатия, память которого Православная Церковь отмечает 1 января, аккурат в Новый Год. Оригинал здесь.





Первого января по новому стилю Церковь поминает святого мученика Вонифатия. Это, на мой взгляд, очень особенный святой. Как и все подвижники, которых Бог, что называется, вытащил из дерьма: благочестивый разбойник на кресте, преподобная Мария Египетская, преподобный Моисей Мурин... Список достаточно долгий.

Почему "из дерьма"? Святой мученик Вонифатий из тех, кому знатоки правды жизни всех времен и народов говорят: "Сам, дурак, виноват". Ведь он не пленник, ставшим рабом после какой-либо захватнической войны. Как сказано в житии: "В городе они встретили брата местного палача, который рассказал им, что накануне там был казнен некий римлянин, по описанию похожий на их товарища. Хотя они не могли себе представить, чтобы этим мучеником был весельчак Вонифатий, они все же поспешили в амфитеатр". Итак, Вонифатий был римлянин, латинянин по крови.

Каждый, мало-мальски знакомый с античностью, помнит, насколько высоко ценилось римское гражданство. Сам апостол Павел в Деяниях говорит о своем римском гражданстве более чем уважительно. Хотя он в принципе равнодушен к мирским почестям.



"любой римский гражданин, даже самый последний нищий, не мог попасть в зависимость от другого лица, подвергнуться телесным наказаниям (порке и пытке), быть приговорённым к смертной казни или изгнанию, без согласия на то народного собрания". Слово "раб" в Риме было практически синонимом слова "чужестранец". На порабощенного римлянина по национальности смотрели как на последнего отброса. Совершенно не умеющую жить бестолочь.Тем более, пристрастие к алкоголю и тусовкам красноречиво намекает на то, как у будущего святого образовались долги. Скорее всего, и ставшие причиной его продажи в рабство.

Вонифатий "был человеком от природы добрым и щедрым, с радостью оказывал гостеприимство странникам и любил раздавать милостыню неимущим". Такие неравнодушные люди часто страдают от общественных плевков. Даже если они демонстративно веселые по жизни, внутри нередко плачут. Потому что душа чистая и открытая - сознательно добрые не посылают нафиг даже заслуженно. А плевков и осуждения личностям из категории "самдураквиноват" хватает в любую эпоху.

Не потому ли Вонифатий так старался сделать хоть что-то хорошее для окружающих, что нуждался в мало-мальски человечном отношении? Как я поняла из контекста агиографии, во время сожительства с Аглаидой он еще не был глубоко, искренне верующим. Чтобы сознательно благотворить Христа ради. Так, может, милосердием изо всех сил искупал свою "второсортность", пытался найти свое место в обществе? Нормальное, человеческое желание. Но, увы, даже для своей любимой он был всего лишь собственностью.

Когда я перечитывала житие (а делала я это довольно много раз), меня всегда интересовали его отношения с Аглаидой. Хотя мало какие выводы можно сделать из краткого описания, но... Мне кажется, Вонифатий был обделен ее любовью до своего подвига. Сексом не обделен, благочестивым обхождением тоже, а вот любовью - да.

Можно себе представить, что он чувствовал, когда женшина вставала из его постели с одним сожалением о грехе на лице. Если не с брезгливостью даже, невольно давая понять, who is who. Ведь она - знатная уважаемая римлянка, а он - раб, алкаш, ничтожество.... По большому счету, проститутка, которую приобрели и пользуют в одно лицо. Не муж, стоящий ее восхищения. И даже не равный.

Когда такая, уничижающая, жизнь конкретно стала комом в горле, Вонифатий вспомнил, что делает мужчину мужчиной. Во-первых, Вера. Если подвиг и совершается, то обычно ради нее. Во-вторых, выбор и поступки. И он совершает один-единственный Поступок Своей Жизни. Тот, которым можно заслужить Уважение Самого Бога. А потом уж и людей, и ее - в первую очередь...

Так бывший раб Вонифатий стал не только почитаемым христианским святым и покровителем всех зависимых, но и образцом Настоящего Мужчины. И показал, что при желании и усилиях это возможно каждому. В каких бы обстоятельствах он ни находился.



[Некоторые дополнения от Дмитрия Филина]Об обстоятельствах мученической кончины св. Вонифатия мы находим информацию у Дмитрия Николаевича Филина (filin_dimitry):

"Приехав в Киликию, в город Тарс, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: «Я христианин», — а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим.

Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из ран истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа".

Кстати, на вопрос о том, откуда раб мог иметь столько денег и иного имущества, чтобы активно благотворительствовать, Дмитрий Николаевич высказал предположение, что Аглаида щедро снабжала его всем необходимым для этого: "
Но одно надо понимать хорошо - раб тогда вовсе не обязательно должен был быть бедным. Некоторые рабы за свою работу получали жалование, а некоторые вовсе были домоуправителями и были просто напросто богаты. Так что ничего из ряда вон выходящего в том, что раб мог быть благотворителем нет".
Tags: Наши святые, Ника с Украины, Православие
Subscribe

  • Суд народов идёт по кровавым следам преступлений

    1 октября сего года исполнилось 75 лет со дня окончания Нюрнбергского трибунала, вынесшего приговор главным нацистским военным преступникам. На…

  • В.А. Потто - о гибели отряда Рукина

    Степь, составлявшая когда-то пограничные владения России, с перенесением наших границ больше чем на тысячу верст в глубь Азии и в особенности с…

  • И снова печальные вести

    Один давний друг по турбазе "Умзово" попросил найти ему в Нижнем Новгороде хорошего священника. Первое имя, которое пришло мне на ум, - это…

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments