Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Вот и снова - Рождество Христово!

Всех православных, как тех, кто давно меня знает и помнит, так и тех, кто случайно увидит этот текст - со светлым праздником Рождества Христова! Вот и снова дождалась наша Святая Православная Церковь очередной годовщины с того дня, когда "Дева Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог".









В этот светлый день обычно желают друг другу весёлых святок. И в очередной раз напоминают о недавнем наступлении нового года, желая счастливо его провести. А мне почему-то в который раз хочется пожелать всем читателям моего журнала в этот день надежды. Ведь что такое Рождество, если вдуматься? Это не только детский праздник, хотя и такая трактовка (предельно традиционная, замечу) логична: Христос ведь воплотился не в могущественного императора - а в немощного Младенца. Рождество - это в буквальном смысле слова праздник надежды.

Главное Рождественское Богослужение традиционно совершается ночью. И в этом есть глубокий символический смысл. Не только потому, что Спаситель и впрямь, согласно Евангельскому повествованию, пришёл в наш мир в ночной час, хотя и поэтому тоже. Вдумаемся: в наш мир пришёл Спаситель. Пришёл Творец Вселенной и Царь Царей, Который Сам по Себе несоизмеримо больше и выше не только Вифлеема, но и всего мироздания. Пришёл не для того, чтобы судить и карать, хотя имел на это все права, а для того, чтобы помочь и спасти, чтобы сломать царство смерти, покорившее мир после грехопадения Адама, и открыть адамовым потомкам путь в Царство Небесное. А мир... мир этого даже не заметил. "Пришёл к своим, и свои Его не приняли", - горестно замечает св. Апостол Иоанн Богослов. В данном случае пришёл к своим в самом буквальном смысле. Спаситель родился в Вифлееме, в городе, из которого происходил святой пророк царь Давид, к роду которого принадлежали как Пречистая Дева, так и её праведный обручник, святой Иосиф. То есть, Христу властью римского кесаря было предначертано родиться среди родных Ему по крови людей. Царь Царей, естественно, мог бы и не послушаться воли языческого правителя - но проявил смирение. И дальше мы видим удивительную вещь: в том самом городе, где было полно, повторяю, родных по крови Спасителю людей, для Него Самого не нашлось места в гостинице. Даже они, ближайшие родственники, не узнали и не поняли, Кто же пришёл к ним. Мир не заметил пришествия Спасителя - только пастухи, которым Ангелы возвестили о совершившемся чуде, поспешили поклониться Своему Господу в обличии Младенца. И волхвы с востока, которым Бог также открыл тайну Своего Замысла, прибыли издалека, ведомые Вифлеемской звездой. Остальные продолжали жить и заниматься своими повседневными делами. Радоваться, есть, пить... умирать, горевать... Предвозвещая скорую Голгофскую Трагедию, властолюбивый Ирод, испугавшийся Богомладенца, отдал бесчеловечный приказ вырезать всех младенцев от двух лет и младше в окрестностях Вифлеема, среди которых, по его трусливой мыслишке, непременно должен был находиться Родившийся Царь, дабы никто и никогда не посмел посягнуть на его власть... довольно призрачную, кстати, ибо она целиком зависела от милости покоривших Палестину оккупантов-латинян. Говорят, самый тёмный час ночи - перед рассветом. Тьма продолжала висеть над миром, тьма настолько густая, что многие не узнали Спасителя даже после того, как Он в открытую вышел на проповедь. А не увидев в Нём чаемого революционного вождя - и вовсе предали Его на глумление и распятие - тем самым оккупантам, от которых рассчитывали с Его помощью освободиться.



Икона Рождества с клеймами, изображающими сопутствующие события.



А Спасение, между тем, уже пришло в мир. Солнце Правды, как называют Христа церковные песнопения, уже воссияло. Вспомним притчи Спасителя, вспомним, как Он сравнивает Царствие Божие с горчичным зерном, которое должно пасть в землю и медленно прорастать, пока не станет деревом, в ветвях которого могут укрываться птицы. Всего двенадцать учеников нашёл Он в начале Своей проповеди. Всего весемьдесят два ученика - к моменту Своего распятия. Но Церковь Христианская, основанная на Земле Спасителем, продолжала расти, проповедовать, обращать души людей к Богу и Спасению - и преображать мир, преображать постепенно, но неотвратимо. Четыре века протекли с Рождества Христова прежде, чем исполнилось обетование Нагорной Проповеди: "Блажени кротции, яко тии наследят землю". Но это обетование исполнилось.

И сегодня давайте не будем унывать в тяжёлых жизненных обстоятельствах, давайте помнить о том, что намерения Божии не всегда открыты для нас (как не было открыто о Рождестве подавляющему большинству человечества). Иногда нам кажется, что Бог от нас отвернулся, иногда нам начинает казаться, что Его и вовсе нет - ибо тьма вокруг нас кажется беспросветной, а торжество зла - неотвратимым. Но кто знает, какие нити в эту самую минуту сплетаются в Божественном Сознании, что готовит нам Промысл Божий в тот самый миг, когда мы уже готовы отчаяться. Давайте просто вверим себя заботам Того, Кто Всемогущ и несомненно Благ, Кто нас ради человек и нашего ради спасения не погнушался воплотиться в семье явно небогатого плотника-вдовца от никому не известной Девушки, родиться в пещере для скота, ибо Ему, Царю Царей, не нашлось места в гостинице, кто смиренно и с пониманием претерпел, когда Его Пречистое Тело спеленали и положили в кормушку для животных - ибо колыбельки для Него тоже не нашлось. Тот, кто со смирением принял всё это (а потом - и куда более тяжкие унижения), наверняка понимает, каково человеку, которому плохо. И в бесконечной Своей Премудрости лучше нас знает, как помочь нам в наших житейских обстоятельствах. Будем же ждать этой помощи, чтобы в один прекрасный день, узрев её, возгласить в изумлении: "Чудны дела Твои, Господи!" С праздником, православные!

Tags: Наши праздники, Православие, Рождество
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments