Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

С праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Всех православных, как знакомых мне, так и не очень, как постоянных читателей моего журнала, так и тех, кто просто мимо проходил - с праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы! Да поможет вам Матерь Божия святыми своими мольбами, да защитит и да наставит на путь истины, дабы всем нам и впредь оставаться верными Святой нашей Соборной и Апостольской Церкви!









В особенности, конечно, хотелось бы сегодня поздравить тех, у кого есть дети, а прежде всего - тех, кто воспитывает дочерей. В моей семье долгое время бытовала традиция: 4 декабря - день девочки. В этот день мы окружали дочку особым вниманием и дарили ей подарки, чтобы таким образом приучить к радостному ожиданию церковного праздника. И это важно. Важно, чтобы наши дети воспринимали походы в Церковь не как тягостную обязанность, а с радостью и нетерпением, чтобы церковные торжества и для них были праздником. Да, праздник Введения во Храм Пречистой Девы учит нас внимательно относиться к духовной жизни наших детей, приобщать их к церковной жизни. Но только ли этому?

Давайте задумаемся, что же, собственно, произошло в Иерусалиме два тысячелетия тому назад? А произошло то, что святые праведные Иоаким и Анна долгое время оставались бездетными и лишь под старость своих лет сподобились обычного для людей семейного счастья. Бог даровал им дочь. Но когда девочке исполнилось три года, родители сами отвели её в Иерусалимский храм и оставили там, чтобы она жила при храме, трудами и молитвами служа Богу. Давайте задумаемся над тем, насколько трудным было для них это решение. Единственный и долгожданный ребёнок, которого они должны были, по обетованию, данному некогда Богу, отпустить от себя навсегда, проститься с надеждой мирной и благополучной старости, с надеждой, что эта долгожданная дочь скрасит дни их угасания своей любовью и заботой. Подумаем и о том, насколько страшно было им отдавать своё единственное дитя в руки чужих людей, пусть и облечённых высоким званием священников перед Богом. Как должно было разрываться сердце при мысли о том, что никто и никогда не сможет позаботиться о девочке лучше, чем сделали бы это родители. А ведь признаемся, у каждого из нас есть такая мысль. Праведные Иоаким и Анна могли бы дать волю своему родительскому эгоизму. Вряд ли кто-нибудь посмел бы их за это осудить... И тогда не было бы ничего. Ни Рождества, ни Пасхи. Ни Церкви. Ни спасения. Божественный замысел искупления человечества был бы отложен на несколько, возможно, столетий, а то и тысячелетий, ибо Бог не насилует свободную волю человека.

Но Иоаким и Анна верили Богу. Да, именно так: не просто верили в Бога, но верили Богу. И отпуская от себя свою дочь, они вверили заботу о ней не просто в руки первосвященника, но - на бесконечную милость Божию, в которой ни на минуту не усомнились. И потому эта девочка, трёх лет от роду вступившая под своды Иерусалимского Храма, чтобы остаться там, как все думали, навсегда, сподобилась величайшей святости и высочайшей чести - стать Матерью Божией и Царицей Небесной. А Иоаким и Анна, доверившие Господу самое дорогое, что у них было, прославляются за каждой Божественной Литургией.





А как часто мы не имеем такого же доверия ни к Богу, ни к собственным детям. Как часто мы (и сам я в этом, увы, многократно грешен) смотрим на детей как на свою собственность. Как часто мы, поддавшись естественным человеческим страхам, не желаем отпустить вовремя своих взрослых детей, как часто не хотим дать им возможность научиться жизни самим.

Ребёнок становится взрослым - это естественно. И когда наш малыш, которого мы ещё так, кажется, недавно держали на руках без особого усилия, вырастает, он начинает строить свою собственную жизнь. У него своё будущее, а скоро должна будет появиться и своя семья, и свои дети, за которых он или она уже будет нести свою ответственность. Другого способа выживания человеческого рода просто не существует. Не приобретя же опыта самостоятельной жизни, он не сможет ни нести эту ответственность как того требует от нас Господь, ни вырастить своих детей достойными людьми.

Поэтому мы все, родители, как ни больно нам это, должны научиться отпускать своих детей. Мы должны научиться, начиная с определённого момента, понять, что дальше мы вправе только молиться за наших детей, советовать им, подсказывать, предостерегать - но принятие решений мы должны будем возложить на них самих, а заботу об их будущем - на Господа Всеблагого и Всемогущего. Требовать от совершеннолетнего ребёнка всецелого и беспрекословного послушания, особенно там, где речь идёт о его или её личной жизни - не просто бесчеловечно (о чём немало написано в русской классической литературе), но и бесполезно. Ребёнок - не наш орган (как часто мы настаиваем на этом в своей борьбе против абортов!), он самостоятельная личность. И когда он осознает этот факт, он неизбежно захочет сам принимать решения, нравится нам это или нет. И благоразумный родитель с этим обстоятельством должен смириться. Просить подросшего ребёнка о помощи и заботе мы вправе. И вправе ждать этой заботы. Но и всё. Дальше - его свобода и его ответственность. А нам остаётся тосковать, переживать за сына или дочку, отправившихся в самостоятельное плавание, и молиться. А ещё - надеяться, ибо Бог не без милости. Да помогут нам на этом пути молитвы Божией Матери и святых праведных Иоакима и Анны.

Tags: Наши праздники, Православие
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments