Что известно о генерале Александре Павловиче Кутепове? Известно, что в Первую Мировую войну он служил в Лейб-Гвардии Преображенском полку. Что был одним из немногих белогвардейцев, кто пытался - и не на словах, а реально, вооружённым путём - противостоять февральскому госперевороту в 1917 году, но не преуспел в этом. Что присоединился к Добровольческой Армии Корнилова практически с первых дней её существования. Что был убеждённым монархистом, каковым остался до последних дней. Что успел за время Гражданской войны покомандовать всеми именными частями Добровольческой Армии, самой этой Армией, потом - 1-м армейским корпусом (в который, опять-таки вошли всё те же именные полки и дивизии). Что в Галлиполи армия сохранилась от распыления не в последнюю очередь благодаря ему, жёсткими мерами поддерживавшему дисциплину. Что в эмиграции Кутепов возглавил тайную боевую организацию из бывших белогвардейцев, занимавшуюся диверсиями на территории СССР. Наконец, известно, что Кутепов был похищен советскими спецслужбами, тайно вывезен в СССР и дальнейшие его следы теряются. По наиболее распространённой версии - генерал скончался в заточении от сердечного приступа. Однако, некоторые исследователи утверждают, что он был убит - либо непосредственно при похищении, либо на советском торговом судне, куда его доставили.
Александр Павлович Кутепов в форме марковца
А ещё - то, что Кутепов был одним из самых противоречивых деятелей Белого Движения на Юге России, сочетавшим идейную твёрдость и безграничную личную отвагу с посредственными полководческими дарованиями, благодаря чему войска под его командованием часто несли неоправданные потери.
Тем удивительнее было прочитать в книге "Марков и марковцы" весьма любопытные размышления Александра Павловича, позволяющие по-новому взглянуть не только на него самого и его роль в Белом Движении, но и на перспективы современной России.
Вот эти слова, поразившие меня своей глубиной.
"Бисмарк сказал, что Германию создал учитель... Бисмарк дал хороший урок... Мы ясно должны представлять себе роль офицера и учителя, они должны воспитывать народ в духе патриотизма, в духе любви к родине... Тогда не будет и большевизма. У нас - кто в этом виноват, судить не берусь, но на это не следует закрывать глаза - учитель был всегда протестант и революционер. Влача полуголодную, беспросветную, ничего не обещающую в будущем жизнь, он только озлоблялся. Мог ли он, полуинтеллигент, сознавать свою высокую роль в воспитании молодого поколения в духе патриотизма? Кому следует, тот должен это иметь в виду в будущем... Высокого качества офицер и учитель будут только способствовать строительству новой России".
А Кутепов-то, оказывается, судил о причинах революции очень глубоко. Этот человек, которого многие современные беллетристы походя объявляют "тупым солдафоном", чётко понимал, что правильное патриотическое воспитание подрастающего поколения - главный залог стабильности государства. И что такое воспитание невозможно без квалифицированных, по-настоящему интеллигентных и по-настоящему патриотичных учителей. Понимал он, оказывается, и причины, толкавшие дореволюционных "народных учителей" в объятия всевозможных революционных проповедников, понимал - и не спешил обвинять во всех бедах Отечества "гнилую интеллигенцию". Учитель, материально не обеспеченный и недостаточно образованный, во-первых, сам не считает себя полноправным членом общества, что порождает в нём глухую обиду, а во-вторых, просто не способен осознать свою подлинную роль в государстве (ибо в реальности видит только собственное униженное положение). Отсюда - его тяга к революционным теориям, и отсюда же - отсутствие патриотизма в народе, воспитанном такими учителями.
В качестве противовеса Кутепов видит поднятие общественной роли учителя, достойная подготовка педагогических кадров и не менее достойное вознаграждение учительского труда. Только учитель, уверенный в своём завтрашнем дне и уважаемый окружающими, окажется способен дать своим ученикам подлинное воспитание, которое бы исключило попадание этих учеников под влияние экстремистских группировок и иностранных агентов влияния.
Примечательно, что в один ряд с учителями Кутепов ставит офицеров. Офицер - это человек, которому предстоит работать с теми, кого воспитал учитель, продолжать дело учителя. В эпоху массовых армий солдаты - это по сути вооружённый народ, и все болезни общества автоматически становятся болезнями армии. Кутепов видит офицера воспитателем своих солдат, а солдат - будущими членами гражданского общества, которым предстоит после демобилизации обустраивать страну. И потому ошибки офицера могут оказаться столь же трагичны по своим последствиям, как и ошибки учителя. Кроме того, офицер имеет дело с уже повзрослевшими людьми, имеющими сформировавшийся навык критического мышления, а раз так - то и такта в обращении ему необходимо больше.
А.П. Кутепов с боевыми соратниками в Галлиполи.
К слову, важно понимать, что быт офицера Кутепов знал не понаслышке. Он на своей шкуре испытал, что такое жить на офицерское жалование, которого зачастую не хватало даже на обмундирование.
Приведённые слова Кутепова сказаны Александром Павловичем ещё в начале 1920-х годов, вскоре после того, как Белая Армия покинула Галлиполи и рассредоточилась по Европе. А как будто про современную Россию сказаны. До сих пор у нас учителя финансируются по остаточному принципу, до сих пор их зарплаты смехотворны. И до сих пор такое ненормальное положение порождает в учителях апатию в важнейшем деле - патриотическом воспитании своих учеников.
Дай Бог, чтобы хоть когда-нибудь наши власть предержащие расслышали мудрое предостережение белого генерала. И дай Бог, чтобы это случилось не слишком поздно!
Journal information