
Грех не вспомнить о сегодняшней годовщине: 21 октября 1805 года состоялась знаменитая Трафальгарская битва - одна из наиболее масштабных и эпичных морских баталий в истории. Как известно, это было последнее крупное морское сражение Франции и последняя морская битва между французами и англичанами, если не считать Мерс-эль-Кебир, более напоминавший избиение младенцев. И это сражение французы вместе со своими испанскими союзниками проиграли "всухую", с разгромным счетом.
Объединенный франко-испанский флоот под командованием адмирала Пьера де Вильнёва потерял 22 линкора, подавляющее большинство из которых сдались. Потери в личном составе оценивались в 3243 погибших, 2538 раненых и примерно 8000 пленных, из которых более трех тысяч утонули или пропали без вести на следующий день в разыгравшемся шторме. Англичане же не потеряли ни одного корабля, а их урон в экипажах составлял всего 458 убитых и 1208 раненых. При этом британцы начали бой в меньшинстве, имея 27 линкоров и четыре фрегата против 33 франко-испанских линкоров и пяти французских фрегатов.
Трафальгар поставил финальную точку в долгих попытках Франции стать ведущей морской державой, отвоевав этот титул у "владычицы морей" - Великобритании. Но, несмотря на отдельные эпизодичеаские успехи, из этого ничего не вышло. С начала XVIII века все более-менее крупные эскадренные морские сражения французы неизменно проигрывали англичанам. Все же, как ни крути, а рассуждения геополитиков о географическом детерминизме, теллурократиях и талассократиях не лишены оснований.
Далее - подборка картин и книжных иллюстраций, дающих наглядное представление как о самой Трафальгарской битве, так и о ее участниках.

Сцена прощания с адмиралом Нельсоном, отправляющимся бить французов. В центре - его любовница - леди Гамильтон, пожалуй, не менее популярная, чем он сам.

Британский 104-пушечный трехпалубный линкор "Виктори". К 1805 году это был уже очень старый корабль, он проплавал 40 лет, пережив множество бурь и сражений. Однако адмирал Нельсон, не сомневаясь в качестве работы английских судостроителей, сделал его своим флагманом в предстоящей битве. Надо сказать, что средний срок службы деревянного боевого корабля (а других в те годы не было) составлял всего 10-13 лет.
На строительство "Виктори" ушло 5400 дубов и более 600 деревьев других пород, что примерно эквивалентно 50 гектарам леса. Общая длина его такелажа - свыше 40 километров, общая площадь парусов - 6510 квадратных метров.

Испанский четырехпалубный 140-пушечный линкор "Нуэстра Сеньора де ла Сантиссима Тринидад" - крупнейший корабль, принимавший участие в Трафальгарской битве. Получив тяжелые повреждения, он в конце концов спустил флаг и был взят на буксир английским линкором "Принц". Но во время перехода в Англию разыгрался шторм, который разорвал буксирный канат. "Сантиссиму Тринидад" унесло в океан и больше ее никто не видел.

Трафальгарская битва на картине английского художника Уильяма Кларксона-Стэнфилда, нарисованной "по горячим следам" в 1806 году. Хорошо видно, на сколь коротких дистанциях проходило это сражение. Корабли стреляли почти в упор и порой буквально сталкивались бортами.

А это картина французсколго художника Луи-Филиппа Крепина с тем же сюжетом. Понятное дело, что в центре он изобразил французский корабль, отбивающийся от зажавших его с двух стоорон британских линкоров.

Кульминационный момент боя: "Виктори", ведя огонь с обоих бортов, прорывает кильватерную колонну французских линкоров и разрезает надвое вражеский строй.

Лорд Нельсон с адъютантами на палубе "Виктори" во время трафальгарского сражения. Картина Уильяма Оверенда.

Геройская гибель Нельсона от пули французского снайпера - едва ли не самый распространенный сюжет английских художников-маринистов XIX века. Я выбрал картину Дениса Диджтона, нарисованную в 1825 году.

Британские моряки времен Трафальгара. Слева на переднем плане - матрос, на заднем - сам сэр Горацио Нельсон и его адъютант.
Справа по порядку: офицер морской пехоты, лейтенант флота и двое веселых

Французские моряки того же периода: слева - морской пехотинец с мушкетом и корабельным фонарем, справа - матрос с абордажной пикой. В центре - инструменты для чистки, заряжания и разряжания орудий.

"Виктори", превращенный в корабль-музей.

Орудийная палуба "Виктори", которая одновременно являлась местом отдыха для матросов, ночевавших без особого комфорта в подвесных брезентовых гамаках вплотную друг к другу. Впрочем, французским матросам было еще более "уютно", поскольку вплоть до середины XIX века им приходилось спать в обнимку, по двое в одном гамаке. Неудивительно, что среди моряков других стран они имели стойкую репутацию лиц нетрадиционной сексуальной ориентации.

Чертеж "спальни" типового британского парусного линкора. Синим помечены гамаки матросов, а красным - морских пехотинцев.

Линкор "Виктори" в разрезе.

План-схема Трафальгарского сражения. Красный цвет - британские корабли, синий - французские, черный - испанские.
Journal information