Респект Никосу Зервасу
"Гарри опять спрятался за золотым фонтаном. Ответным заклятием Беллатриса снесла голову благородному чародею, и та откатилась футов на двадцать, оставив на паркете глубокие царапины.
— Ты никогда раньше не применял непростительных заклятий, правда, мальчик? — крикнула она уже нормальным голосом, без сюсюканья. — Ты должен по-настоящему хотеть, чтобы они подействовали, Поттер! Надо хотеть причинить боль и получать от этого удовольствие, а праведный гнев — это для меня пустяки! Я покажу тебе, как это делается, ладно? Я преподам тебе урок...
Гарри обогнул фонтан сзади, когда она взвизгнула «Круцио!», и ему пришлось снова быстро пригнуться; рука кентавра, сжимающая лук, с грохотом упала на пол неподалеку от золотой головы чародея.
— Тебе не победить меня, Поттер! — крикнула колдунья.
Он слышал, как она смещается вправо, чтобы поразить его заклятием, и попятился назад, прячась за ногами кентавра; его голова была на одном уровне с головой эльфа-домовика.
— Я была и остаюсь самой верной слугой Темного Лорда. Он обучал меня Темным искусствам, и мне ведомы заклятия такой мощи, что ты, жалкий мальчишка, никогда не сможешь со мной потягаться..."
Джоанн Роулинг. "Гарри Поттер и Орден Феникса"
С точки зрения Православия - очень точное наблюдение. Для того, чтобы преуспеть в магии, одного желания и даже одного отречения от Бога мало - нужно насквозь протравить свою душу злом, нужно служить злу и услаждаться им. Об этом же самом пишет и Никос Зервас в "Детях против волшебников". Непонятно только, почему в таком случае он избрал Гарри Поттера объектом своих нападок. Ведь ГП, по сути своей - о том же. Да, Гарри, конечно, трудно назвать христианином (каковым он и не является). Но он хранит (по крайней мере, старается хранить) свою душу в чистоте, и потому его волшебная сила не может сравниться с мощью настоящих колдунов - Вольдеморта и его "пожирателей смерти" (от них же первая есть Беллатриса). Но: замечательный поворот сюжета: Гарри раз за разом одерживает победы над пожирателями не благодаря своей "магии", а благодаря своей способности к жертвенной любви. Не ту мишень избрал для своих стрел греческий гость, ой, не ту...
Процитированный выше эпизод примечателен ещё и вот чем. Даже ослеплённый горем и охваченный жаждой мести (что, конечно же, грех, на в данном случае понятно и извинительно - на его глазах убили любимого крёстного) Гарри не в состоянии совершить убийство. Даже на такого заведомого врага, как Беллатриса, у него не поднимается рука. Мысль об убийстве для него непереносима. В фильме это показано ещё более ярко: Вольдеморт, прилетевший в Министерство, искушает Гарри, подталкивает его к убийству Беллатрисы: «Ну же! Ты же знаешь заклятие! Нужно быть увереннее!» Но так и не может дождаться от Поттера слов смертоносного проклятия. По условиям фантастического мира Зерваса, Гарри находится в таком духовном состоянии, что колдовать он вообще был бы не способен.
И ещё один важный момент в фильме "Гарри Поттер и Орден Феникса", имеющий прямое отношение к только что процитированому эпизоду. Вольдеморт, прониший в сознание Гарри, пулей вылетает оттуда после того, как Гарри произносит: «Ты никогда не узнаёшь ни любви, ни дружбы. И мне очень жаль тебя!» Перенести заповеданной Христом жалости к врагу искалеченная душа Вольдеморта не в силах. Так книга Роулинг и фильм Ейтса становятся наглядным пособием по православному нравственному богословию.


