Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Преображение Господне восславим

... да и сами преобразимся.

Всех православных читателей моего журнала - с праздником Преображения Господня!






В народе праздник Преображения нередко называют ещё "Яблочным Спасом". "Яблочный" - это, естественно, от народного сельскохозяйственного календаря, столь важного для жителей дореволюционной России: в нашей средней полосе как раз к 19 августа обычно поспевают яблоки. Это к нашему спасению, как и вообще к Православию, отношение имеет очень опосредованное (о суевериях, связанных с праздником Преображения, есть очень хороший материал у отца Александра Авдюгина - rebrik). А вот вторая часть этого фольклорного названия - "Спас" - заставляет уже задуматься о том, как сегодняшний праздник связан с тайной нашего спасения, то есть - о самой сути православного вероучения.
Конечно, праздник посвящён в первую очередь Самому Спасителю. И было бы странно думать, что для христианина в центре его жизни может находиться что-то, кроме Личности Христа. И всё-таки, Христа мы называем именно Спасителем, подразумевая, что, в полном соответствии с Символом Веры, Господь пришёл на землю "нас ради человек и нашего ради спасения".

Какое же место занимает в тайне нашего Спасения Преображение на Фаворской горе? Во-первых, в день Преображения Господь явно, видимым образом, открывает перед Апостолами Свою Божественную сущность. Не случайно Евангелие подчёркивает, что одежды Христа стали не просто белы, но белы так, как никакой белильщик на земле не способен выбелить. Христос преобразился таким образом, чтобы Его неземная природа ни у кого из очевидцев не вызывала бы сомнений. Для чего? Ни для чего иного, чтобы удостоверить нас, чтобы Апостолы помнили об этой Его Божественной славе в те роковые минуты, когда беснующаяся иерусалимская толпа будет требовать Его казни, когда нечестивые оккупанты-язычники будут решать участь Господа и никто не вступится, никто не помешает им. И так легко было бы поверить, что Этот оплёванный Узник, обречённый на смерть единым словом римского наместника (словом, кстати, сказанным не по своей воле, а под давлением толпы), и впрямь был "ненастоящим", как до сих пор с пеной у рта твердят иудеи, заботливо вытягивая из своих ветхозаветных писаний всё новые и новые "доказательства". Но было Преображение на горе Фавор. Было! И Апостолы видели неземную славу своего Учителя. Они уже не могли отречься от того, во что не просто верили, но что знали наверняка. Христианская вера, которая могла заглохнуть, даже не появившись, в основании своём имела непоколебимый камень Преображения Господня, засвидетельствованного Петром, Иаковом и Иоанном, а согласно ветхозаветному Писанию "при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол". Потому христианская вера не погибла, а после Чудесного Воскресения Спасителя - утвердилась и начала распространяться, неся спасение человечеству.

Далее. На горе Фавор рядом со Спасителем Апостолы видят святых Моисея и Илию. Эти два ветхозаветных праведника, чья земная жизнь прошла за многие столетия до Рождества Христова, были удостоены чести видеть Славу Господню задолго до вознесения Спасителя на Небеса. И не просто видеть, но Бог удостоил их беседы, как Своих верных и близких друзей. Это значит, что Бог не чужд нам, людям, что Ему не безразлична наша судьба, что Он готов выслушать нас. И если Он удостаивает людей беседы здесь, на Земле (а Апостолы, разумеется, общались со Своим Учителем регулярно), кольми паче удостоит там, в Вечности, куда Он и призывает всех нас следом за Собой. Апостолам дано было увидеть отблеск Небесной Славы Божией - и слава эта не в последнюю очередь состояла, как выяснилось - в том, что рядом с Богом будут находиться Его верные последователи. То есть, видением святых Моисея и Илии Апостолам явно была указана конечная цель их земного бытия. И эта цель (состоящая в общении с Господом во Славе Его) показалась им настолько привлекательной, что они напрочь забыли о себе. Помните, что говорит Апостол Пётр Спасителю: "Сотворим три сени - Тебе едину, едину Моисеови и едину Илии", - даже не упоминая о себе. Они тянутся к славе Господней и к славе, которая осеняет Илию и Моисея, настолько, что готовы просто находиться рядом с ними вечно, прямо под открытым небом. Их собственная жизнь с её удобствами утрачивает в их глазах всякое значение.

Да, эти мечты Апостолов, не осознанные до конца, были жёстко пресечены Отцом Небесным. Пресечены потому, что мало видеть цель в жизни, надо ещё видеть к этой цели путь. А путь состоял в том, чтобы ... сойти с Фавора, выйти из "зоны комфорта", пойти туда, где их уже ждал отец бесноватого отрока, остро нуждавшийся в помощи. И дальше - до Голгофы и за Голгофу, на проповедь, на исповедничество, на мученичество - следом за Христом до конца. "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Того послушайте". И видеть путь к цели - этого тоже недостаточно, по пути надо идти, ибо дорогу осилит идущий. Но свет Фавора, явленный Апостолам, теперь светил им, не угасая. И вёл, как маяк.

А теперь от времён Апостольских перенесёмся к дням нынешним. Как часто новоначальные (по собственному личному примеру знаю) рвутся делиться только что постигнутой истиной со своими друзьями и родными, как горят их сердца желанием послужить спасению своего ближнего! И как часто сталкиваются они с непониманием, с нежеланием слушать, с недоверием, с осуждением. И как трудно порой принять слова, сказанные св. Серафимом Саровским: "Радость моя, стяжи дух мирен - и тысячи спасутся возле тебя" (о связи этих слов преподобного Серафима с праздником Преображения тоже есть материал у отца Александра Авдюгина). И вот тут видение святых Моисея и Илии нам будет очень полезным. Эти ветхозаветные святые, конечно, много потрудились на ниве проповеди слова Божия. Но в первую очередь они трудились над тем, чтобы самим быть угодными Богу. И именно их Господь удостаивает беседы на горе Фавор, ставя в пример Своим ученикам. Пример этот, как мы знаем, оказался настолько убедительным, что Апостолы готовы были вечно оставаться на Фаворе, живя под открытым небом и не думая о хлебе насущном. Что ж - значит и нам стоит озаботиться тем, чтобы лично быть угодными Богу. Тогда и на нас Господь явно призрит с Небес, и только тогда, только в этом случае проповедь из наших уст будет убедительна.

Да благословит Спаситель, преобразившийся на Фаворе, нас всех и да поможет нам быть угодными Ему во всех делах наших! С праздником!

_____________________________________
См. также здесь.

Tags: Наши праздники, Православие
Subscribe

promo mikhael_mark август 12, 21:50 Leave a comment
Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment