Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Вероника Канюта. Счастье и беда Леонида Беды

Оригинал здесь. Публикуется в сокращении ввиду большого объема статьи.

Родившись в Казахстане, украинец по национальности Леонид Игнатьевич Беда почти всю свою жизнь прожил в Беларуси. Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза установлен на центральной площади города Кустаная. На доме, где жил знаменитый летчик в белорусской столице, в его честь открыта мемориальная доска. Его именем названы школа в Харькове, улицы в Кустанае, Минске и Лиде.




Леонид Беда. Фото времён Великой Отечественной войны



Будущий дважды Герой Советского Союза появился на свет 16 августа 1920 года в селе Новопокровка Урицкого района Кустанайской области. Он был старшим сыном в семье крестьян, которые еще во времена столыпинской аграрной реформы переехали из Украины в Казахстан для освоения новых земель. В 1936 году Леонид Беда окончил семилетку, в 1940 году — Уральский учительский институт.

После окончания института Леонид Беда приступил к преподавательской деятельности. Но освоить профессию не успел. Так как он учился в аэроклубе и показывал неплохие результаты, по путевке комсомола его направили в 1-ю Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов.

О том, что гитлеровская Германия напала на Советский Союз, Леонид Беда узнал, когда стоял часовым на одном из постов училищного аэродрома. Самолеты устаревших типов «Р-5» и «СБ», на которых в то время летал он и его товарищи по училищу, были к моменту их выпуска уничтожены в боях 1941-го. Пришлось юным летчикам переучиваться на самолет «Ил-2».

Когда прибыли на фронт, слава о советском штурмовике «Ил-2» уже гремела. Наши пехотинцы называли бронированный штурмовик «летающим танком», гитлеровцы же — «черной смертью». Осваивать новую технику на практике пришлось в самом аду — под Сталинградом. Именно здесь в составе 505-го штурмового авиационного полка Леонид Беда получил свое первое боевое крещение.

Фронтовая жизнь нисколько не пугала молодого летчика. А когда ему сообщили, что предстоит первый боевой вылет, он даже обрадовался. На рассвете его самолет вместе с другими поднялся с аэродрома. Стрелял и бомбил летчик по команде ведущего, выдерживая свое место в боевом порядке. Задание было успешно выполнено.

Вскоре — новый вылет. Но он не был таким успешным. Эскадрилья атаковала эшелоны противника в районе железнодорожного узла. Когда в первом заходе на цель нужно было сбросить бомбы, Леонид Беда ошибочно выпустил неуправляемые реактивные снаряды. А когда в следующем все работали ракетами, он отстрелялся из пушки. В результате, когда группа, выполнив задание, начала отход от цели, пилот с ужасом обнаружил, что не сбросил бомбы и они находятся на борту самолета.

— В то время нельзя было возвращаться с боекомплектом: это было подсудное дело, — объясняет Леонид Беда-младший, сын героя. — Поэтому, когда вся эскадрилья после атаки цели пошла на свой аэродром, отец развернулся и решил сбросить оставшиеся бомбы. В первый заход немецкие зенитчики по нему не стреляли: думали, что это свой самолет. Бомбы отец не сбросил, посчитав, что недостаточно точно прицелился. Немцы только на выводе самолета из пикирования, увидев звезды на крыльях, опешили от такой наглости. Затем отец развернулся, решив точнее прицелиться и осуществить вторую атаку. По нему открыли огонь всеми зенитными средствами, но он все-таки сбросил бомбы и развернулся для ухода на свою территорию. Не успел опомниться, как возле его самолета появились четыре «Мессер-шмитта». Ведущий немецкой группы подошел поближе, показал большой палец вниз: мол, давай садись у нас. А он им в ответ — кукиш.

Самолет Леонида Беды немецкие истребители били, поочередно заходя сзади (тогда еще «Ил-2» был без воздушного стрелка) и стреляя в упор до окончания боекомплекта. Тогда на смену пришел очередной «мессер». Летчик был ранен в голову, не видел один глаз, почти не двигалась простреленная рука. Было перебито управление самолетом, работал один элерон, триммер руля высоты и руль направления. Несмотря на это, штурмовик слабо, но маневрировал, подчиняясь воле летчика, и не давал возможности противнику добить обоих. А тем временем, над линией фронта, наши зенитчики отсекли немецких истребителей от штурмовика, и Беде все-таки удалось долететь до своего аэродрома.

В госпитале Леонид Игнатьевич познакомился с другими летчиками, некоторые из которых воевали с начала войны. Они и поделились с ним боевым опытом, научили тому, чего не рассказывали в училище, что не успели объяснить боевые товарищи. Когда выписался, узнал, что его полку было присвоено гвардейское звание, а сам он получил свою первую награду — орден Красной Звезды.

Отважный летчик сражался на Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах. Прошел боевой путь от летчика до помощника командира полка. Леонид Беда — участник сражений на Кубани, Миус-фронте, Никопольском плацдарме. Освобождал Крым, Украину, Беларусь, Литву, участвовал в наступательных операциях в Польше и Восточной Пруссии.

Всего за годы войны Леонид Беда на штурмовике «Ил-2» совершил 214 боевых вылетов. Первый был под Сталинградом, последний — под Кенигсбергом. Известно, что легендарный летчик сам разрабатывал и эффективно применял на практике тактические приемы поиска наземных целей и нанесения по ним ударов.

При освобождении Севастополя он с Анатолием Брандысом в севастопольской бухте уничтожил немецкий корабль, который должен был увезти из Крыма в Германию различные военные и государственные ценности. Нужно было остановить его любым путем. С этой задачей не смогла справиться бомбардировочная авиация — слишком плотно прикрывали транспорт зенитки и истребители. Задачу решили два штурмовика. Перед этим отец с Брандысом потренировали маневр, который они придумали. Чтобы немцы их не обнаружили, они заходили со стороны солнца, наводили тень самолета на цель и пикировали по солнечному лучу. Их обнаружили только на выходе из пикирования. Корабль никуда не ушел.

За это летчики были награждены орденами Боевого Красного Знамени. А за успешное выполнение заданий авиационной эскадрильей и ведомыми группами при нанесении ударов по противнику на Миус-фронте, Никопольском плацдарме, в бассейне Азовского моря, а также при освобождении Крыма и Севастополя Беде присвоили орден Александра Невского. В октябре 1944 года в газете «Правда» был напечатан Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении старшему лейтенанту Леониду Беде звания Героя Советского Союза. Вторая золотая звездочка на его гимнастерке появилась 29 июня 1945 года — Беда стал дважды Героем Советского Союза. Среди многочисленных наград знаменитого летчика также орден Ленина, четыре ордена Боевого Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени.




Два украинца - два аса: Леонид Беда и Иван Кожедуб



То, что необычная фамилия их семье только благоволила, жизнь подтверждала не раз. «Мои коллеги часто шутят: если с утра поздоровался с Бедой, весь день — в удаче», — отмечает тезка своего знаменитого отца Леонид Беда и добавляет: «Авиация без юмора невозможна». Леонид Леонидович также летчик. «Если уж идти по стопам отца, то идти до конца», — считает он.

После войны Леонид Беда был направлен в Военно-воздушную академию, которую окончил в 1950 году с золотой медалью.

— После войны фронтовики разделились на две части: одни ушли в гражданскую жизнь, другие остались военными, — рассказывает его сын. — И тех, кого оставили служить дальше, по крайней мере летный состав, отправили учиться в академии. Послевоенный набор Военно-воздушной академии имени Гагарина, как она потом именовалась, даже называли «золотым», «геройским», а еще «золотой ордой», потому что набор летчиков полностью состоял из Героев и дважды Героев Советского Союза. И все, кто вместе воевал, теперь вместе учились и, конечно, дружили.

Во время учебы в академии Леонид Игнатьевич встретил свою будущую супругу. Поженившись, они поехали мирными офицерскими дорогами. В 1963 году Беда был переведен в город Лида, в 1-ю гвардейскую Сталинградскую 5-орденоносную штурмовую авиационную дивизию, в составе которой воевал. До 1966 года был командиром этой дивизии. Затем Леонид Беда — заместитель командующего, позже командующий 26-й воздушной армией, командующий авиацией Краснознаменного Белорусского военного округа.




Леонид Беда в послевоенные годы



Пройдя путь от курсанта до генерал-лейтенанта авиации, он отдал армейской службе больше 36 лет. В 1971 году ему присвоили звание заслуженного военного летчика СССР....

— Отец был легендарным летчиком и командиром, его знали многие и многие стремились воевать, а потом служить под его командованием, — говорит Беда-младший. — Почему? Его группы всегда успешно выполняли пос-тавленные задачи при минимуме потерь со своей стороны, да и все летчики эскадрильи под его командованием закончили войну в звании Героев Советского Союза. Причина такого успеха, по-моему, в том, что отец, от природы склонный к математике и анализу, получив педагогическое образование, был настоящим учителем на фронте для своих летчиков. Хоть возраст у него и был чуть за 20, он был учителем для них не только по служебному положению и диплому, а и по характеру, как у нас говорят, «по жизни».

— Вне работы отец был азартным охотником, чуть меньше — рыбаком, грибником и автомобилистом, — вспоминает Леонид Беда. — Очень любили вместе собирать грибы. В отпуск мы ездили только на своей машине: у отца была «Волга». В Кустанае мы с ним были два раза. Это редкие случаи, когда мы куда-то выбирались. Свободного времени у него практически не было. В тот период у командующих выходных не было. Однажды решили съездить семьей в выходные посмотреть открывшийся мемориал «Брестская крепость». Выезжали 3 раза. Так ни разу и не доехали: по дороге встречали офицеры с машинами ВАИ — приходилось срочно возвращаться в Минск.




Сыновья генерала Леонида Беды



26 декабря 1976 года в автомобильной катастрофе на трассе Брест — Москва погибли сразу два видных деятеля: командующий авиацией Белорусского военного округа Леонид Беда и заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Председатель Президиума Верховного Совета БССР Федор Сурганов. Они ехали в одном автомобиле. Неслучайно две минские улицы, которые носят их фамилии, находятся рядом, как в то холодное воскресное утро были рядом Сурганов и Беда.

— Еще в девять утра я с ним разговаривал по телефону из ростовского аэропорта, — вспоминает сын Леонида Игнатьевича. — Как раз ехал на новогодние каникулы, куда меня отпустили из училища. Отец сказал, что погоды нет, аэропорт закрыт, сказал брать билеты и лететь в Москву. Рассматривался вопрос, что их должны там собрать на совещание, поэтому планировали даже вернуться в Минск вместе. Через полтора часа его не стало...

Этой громкой автокатастрофе предшествовали не менее известные события. В декабре 1976 года в Беловежской пуще с женой и детьми отдыхал Рауль Кастро, младший брат и соратник Фиделя Кастро. На встречу с ними прилетели Машеров, Киселев, Сурганов. Так как аэродром был военный, на нем был и Леонид Беда. После отлета Кастро провожающие отправились в Минск на автотранспорте: погода была нелетной. Колонну сопровождали машины ГАИ. В развернутый на полдороги автобус и влетела машина Сурганова, в которую на заправке он пригласил пересесть Леонида Беду....

Он совершил 214 боевых вылетов и выжил. В день своей гибели он должен был лететь домой на самолете, который уже стоял в готовности. Даже погода улучшалась. Лёту — всего час. Нужно было только подождать. Может быть, и в этот раз небо уберегло бы Леонида Беду от беды...
Tags: Браття-українці, Великая Отечественная война, История Отечества, История Украины, Крым, Неизвестных героев не бывает, Сталинград
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments