
Уничтоженная церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге.
То, что пожар в Успенской Церкви - это теракт, лично для меня было очевидно с самого начала. Пожар начался с крыльца, в течение трёх секунд пламя охватило всю постройку, а спустя 20 минут тушить стало уже нечего. Для человека, регулярно следящего за событиями в Самой Небратской Республике, всё это до боли знакомо и до боли напоминает действие коктейля Молотова, брошенного на крыльцо храма или в его стенку. И поневоле возникает ощущение, что поджог - дело рук каких-нибудь "правосеков", "свободовцев" или "С14". Вот только храм подожгли на сей раз не на Украине (где православные церкви после 2014-го года жгут регулярно и с энтузиазмом), а за тысячи километров от неё.
Личность преступника по счастью удалось установить довольно быстро. Он, собственно, и не скрывался: сам вышел на патруль и дерзко признался в содеянном, после чего разразился торжествующим хохотом. Террористом - а я хочу подчеркнуть: именно террористом, и, на мой взгляд, русские люди сейчас должны сплотиться и не позволять переквалифицировать дело в "хулиганство" - оказался 15-летний подросток, увлекавшийся сатанинскими и магическими ритуалами, пытавшийся незадолго до теракта зарезать своего старшего брата и постивший на свой странице в соцсетях "милые" лозунги, вроде "Ave, сатана!" Имя ублюдка в СМИ изменено (вероятно, из опасения, что русские люди найдут его родственников и разберутся с ними по справедливости), так что обнародовать его у меня нет возможности. А жаль - страна должна знать своих "героев" в лицо, как знает теперь шалав из "Пусси райот" или печально известного "Колю с Уренгоя". Террорист приехал в Кондопогу к своей бабушке - якобы на каникулы. На самом деле к теракту он готовился заранее. Дружки охотно делятся сейчас воспоминаниями, как он постоянно говорил им о "горящих церквях", столь же охотно показывают оборудованное им на заброшенной птицефабрике сатанинское "святилище". Приказ уничтожить храм малолетний ублюдок гарантированно получил от взрослых - несколько дней до теракта он постоянно уходил из бабушкиного дома к дружкам, чтобы оттуда выходить в соцсети через планшет - ждал приказа. И дождался.

Разговоры о "горящих церквях" в подростковой компании обернулись бедствием
Вообще вопросов море. Вопрос первый и самый главный: насколько мы все сегодня - русские. Я напомню, что именно в Кондопоге во время оно произошёл печально знаменитый погром против кавказцев. Да, погром был спровоцирован хамским поведением самих кавказцев, да, безнаказанность этнопреступных группировок довела русских людей до отчаяния (что и выплеснулось в итоге в неконтролируемую агрессию против всех "лиц кавказской национальности" подряд), но как это обычно бывает, любая попытка утвердить принцип коллективной ответственности выливается в то, что страдают прежде всего ни в чём не повинные люди, а истинные преступники либо отделываются лёгким испугом, либо вообще избегают наказания, по ходу дела превращаясь в "жертв". Но я не об этом. У меня вопрос к так называемым "русским националистам", к тем, кто до сих пор после погрома именует Кондопогу "городом-героем" (всё же разборки на кулаках между гражданами одной страны не могут вставать в один ряд с отпором внешней агрессии, не находите?). Почему городские власти четыре года (!!!) держали архитектурный памятник всемирного значения в очереди на реставрацию, а вы их с этой раставрацией не поторопили? Где были митинги в защиту уникального храма, зримого символа русского присутствия в Карелии? Где были петиции с требованиями ускорить реставрационные работы? Бить морды "хачам" важнее для защиты национальной идентичности?
У меня простые, но увы, безответные вопросы и к городским властям Кондопоги: почему уникальный памятник архитектуры, который вы, в соответствии с действующим законодательством, обязаны были охранять, не был оборудован не только системой автоматического пожаротушения, но даже системой пожарной сигнализации? И почему реставрация этого уникального храма-памятника так надолго откладывалась, что Церковь была вынуждена даже прекратить в храме богослужения из-за его аварийного состояния? Если уж это действительно памятник архитектуры мирового значения (не так уж и много в вашей Кондопоге памятников архитектуры!), то именно его восстановление и поддержание в порядке должно было бы стать приоритетным. Приоритетным, а не по принципу "если найдём денег"! При таком подходе вы этих денег не найдёте просто никогда.
И да, не надо мне говорить, что храм находился в собственности Церкви, а значит, именно Церковь и ответственна за его состояние. Немного было у этого храма прихожан. А бедный приход есть бедный приход. И средств у него не может быть по определению. Неужели слова: "Памятник архитектуры. Охраняется государством", - это пустая декларация? Не удивлюсь, если из-за злосчастного пожара в Кондопоге будет дан задний ход планам по передаче Церкви Исаакиевского собора в Петербурге. Очень уж удачно для наших "музейщиков" с большой дороги загорелось на берегу Онежского озера...

Уникальная потолочная роспись Успенской церкви в Кондопоге - "Небесная Литургия".
Теперь она тоже утрачена. Увы, навсегда. Даже если её внешний вид удастся воссоздать -
это всё равно будет жалкая копия, а не подлинный шедевр.
И какой же урок для себя извлекло высокое городское начальство из трагедии 10 августа? А никакого - "мальчик был явно психически неадекватен". Всё. Храм, разумеется, отстроют заново - "если будут деньги" (всё то же пресловутое "если будут"). Искать куратора, приказавшего поджечь храм, судя по всему, никто не собирается, подонка тихо признают невменяемым и тихо отпустят... Если, конечно, мы все не вспомним, что мы - русские и не сделаем всего, от нас зависящего, чтобы террорист таки получил по заслугам. В конце концов, права на митинги и уличные шествия, гарантированного конституцией, у нас никто не отменял. За отмену пенсионной реформы - можно митинговать. А в защиту уникального храма, да что там храма - в защиту русского присутствия в Карелии, зримым свидетельством которого был уничтоженный храм, можно выступить? Митинги и пикеты, если они будут действительно массовыми, способны хорошо остудить головы судейским чиновникам, которым уже сейчас, задолго до судмедэкспертизы, "всё ясно" с малолетним террористом.
И да не дерзнёт никто попрекнуть родителей, брата или бабушку ублюдка. Как да не дерзнёт никто попрекать и всё поколение, к которому урод имел несчастье принадлежать. Среди подростков люди бывают разные. Есть те, кто создаёт великолепные граффити ко Дню Победы и Дню Космонавтики, прославляющие достижения русского народа. Есть те, кто ездит в поисковые экспедиции, предавая земле с надлежащими почестями солдат Великой Отечественной, многие из которых до сих пор числятся пропавшими без вести. Есть те, кто тратит время своих летних каникул на то, чтобы трудиться в запущенных некогда монастырях, которые сейчас милостью Божией возвращаются к жизни. И есть те, кто просто ни за что не одобрил бы свершившегося злодеяния просто потому, что у него (или у неё) до сих пор не атрофировалось ни нравственное, ни эстетическое чувство. Я верю в здравомыслие русского народа. И потому убеждён - "эксцессов на почве мести" не будет. Но требование к властям - довести дело до обвинительного приговора, примерно наказать всех причастных к злодеянию - должно быть гласно и громко озвучено.
И вот тут мы подходим к самой серьёзно и страшной проблеме, ибо теракт в Кондопоге - только вершина айсберга. Теракт в Кондопоге - только случайный выплеск той энергии, которая копилась и копится годами. Можно вынести обвинительный приговор, можно хоть расстрелять щенка-поджигателя (это было бы справедливо, но увы - из области малонаучной фантастики). Но завтра пожар, аналогичный кондопогскому, вспыхнет на другом конце страны.
Современная российская школа просто не имеет противоядия против тех сил, которые, собственно, и породили теракт в Кондопоге. Разговоры 15-летнего подростка про "горящие храмы" не за пять минут до теракта начались, они больше года продолжались. Но никто даже не попытался их пресечь, как никто не попытался пресечь и деятельность тайного сатанинского капища на заброшенной птицеферме. А сегодня ушлые одноклассники террориста уже готовы превратить это капище в место массового паломничества и торговать артефактами, связанными с их арестованным дружком. Если их не остановить вовремя - так оно и будет. И кондопогский теракт непременно породит множество желающих "повторить подвиг" - не мне вам говорить, как усиленно наша навально-болотная "оппозиция" нагнетает среди молодёжи антиправославные настроения. Но беда в том, что останавливать никто и не будет. Наши учителя и наши чиновники от образования буквально загипнотизированы идеей всеобщей толерантности и политкорректности. "Мы должны с уважением относиться к выбору ученика, - говорят они. Каким бы ни был этот выбор. И научить детей с таким же уважением относиться к выбору и мнению других". Так, хорошо, а что делать, если этот выбор состоит... Ну, скажем в желании "резать ватников" (варианты: "жидов", "хачей", "хрюсов")? Нет-нет, сам подросток ещё никого не режет, он даже храмы не поджигает. Он просто... постит соответствующие призывы на своей странице в соцсетях. И умиляется теми историческими деятелями, которые в прошлом и поджигали, и резали. Современная школа, увы, не станет его останавливать - потому что лично он никаких преступления пока не совершает. А когда совершит - ведь поздно будет! Но как вдолбить в головы наших педобразов, что подростковую преступность гораздо проще (и безопаснее для общества!) предотвращать?!!! Как объяснить, что толерантность к чужим убеждениям имеет свои, вполне понятные границы, не распространяясь на то, что безнравственно? Как объяснить, что нормальное патриотическое воспитание в школах не только не противоречит демократии, но, напротив, именно и только оно и может эту самую демократию гарантировать?
И последнее. Как поётся в одной известной песне группы "Алиса", "надеюсь, это горе нас соберёт в кулак". Надеюсь, что пожар Кондопоги сподвигнет моих соотечественников на то, чтобы пересилить себя и всё-таки начать ходить в храмы, а тех, кто туда уже ходит - активизировать миссионерскую деятельность. Ведь чем больше у Церкви будет прихожан, тем меньше она в своих финансовых возможностях будет зависеть от государства и его подачек, тем больше у неё будет возможностей для того, чтобы и охрану храмов обеспечить должным образом, и реставрацию их своевременно, а не когда господа чиновники "найдут деньги" (каковые они и не искали, и не собираются искать). Задолго до того, как Успенской церкви коснулась кощунственная рука террориста, этот храм был забыт и заброшен людьми, никакого одобрения этому террористу не высказывавшими. В Успенской церкви Кондопоги было мало прихожан. И потому священство не имело возможности там регулярно служить - не хватало денег. А отсутствие регулярных богослужений делало финансовые возможности прихода ещё более скудными. Отсюда и аварийность храма, и отсутствие противопожарной сигнализации. Плачевный итог мы сегодня наблюдаем.
Люди, состояние наших храмов - это и наша личная ответственность!
Journal information