Фоторепортаж из сгоревшей церкви.
Мы ещё не до конца осознали весь масштаб трагедии. Сгорел храм - дом молитвы. Уничтожен уникальный памятник деревянного русского зодчества. Тот, чья кощунственная рука подожгла храм, прекрасно осознавал, что делает. Эта рука целилась в самое сердце России.

Восстановить утраченный храм, памятник культуры мирового значения, невозможно. Можно сделать копию - но она не будет иметь той ценности, которой имел уничтоженный храм, как репродукции шедевров Леонардо да Винчи или Рафаэля Санти не равны по своей ценности подлинникам. Храм воссоздать можно, и в нём, я надеюсь, ещё будут возноситься молитвы о нашей грешной стране, забывшей свои корни и истоки. Но как воссоздать памятник?!!! Я уж не говорю, что строительные технологии, которыми владели зодчие XVII - XVIII веков, сегодня в значительной степени утрачены. Да и росписи храма вряд ли можно будет восстановить в первозданном виде.
К счастью, от храма остались не только обмеры. Этот храм любили и посещали русские люди. Остались сделанные ими фотографии. А значит, есть надежда, что хотя бы внешний облик утраченного шедевра удастся восстановить. Один из таких подробных фоторепортажей о храме в Кондопоге сделала Марина Шандарова (marina_shandar). Предлагаю ознакомиться с её фотографиями. В том далёком 2014-м Марина, вероятно, и не предполагала, что её фото - это, возможно, всё, что останется от храма. Оригинал здесь.

Летом нынешнего года я проехалась по районам Тверской области, заселенным карелами. О чем можно прочитать в восьми постах о Тверской Карелии.
И не могла предположить, что пройдет немногим больше месяца и я окажусь в Карелии самой настоящей - в Республике Карелия.
Теперь я хочу рассказать об этой поездке, которая также оставила много впечатлений самого разного рода.
Наметила написать шесть постов. И надо спешить, потому что потом я поеду в Белоруссию, и новые впечатления перебьют предыдущие.
В Карелию я отправилась с целью участия в мероприятии под названием блогомитинг или blogomeeting, то есть встреча блогеров. Блогеров приехало очень много. Человек сорок или даже пятьдесят. К сожалению. Потому что в большой толпе виднее самые шумные и яркие, а не умные. Что такие среди нас есть, я поняла только к концу нашего митинга. И очень огорчилась.
Второго такого шанса уже не будет. Как жаль!
Сначала я расскажу об Успенской церкви в городе Кондопоге.
Мои друзья, конечно, знают, что я не религиозна. Но пройти мимо красоты - природной или рукотворной - я равнодушно не могу.
Кондопожская церковь - настоящая жемчужина русского Севера. Искренне! А ведь мы могли ее не увидеть. Посещение храма не значилось в программе митинга. И если бы мой тверской коллега Павел Иванов не написал, что храм must see (надо видеть), если бы плановая встреча не закончилась раньше времени, если бы мы не нашли водителя нашего автобуса, если бы директор гостиницы не дал нам гида и т.д.
В общем, мы сели и поехали.
Недалеко - на окраину Кондопоги. Удаление надо ставить на первый слог. Так принято у карелов. Храм стоит на берегу Онежского озера, точнее, Кондопожской губы, на мысу, вдающемся в Чупа-губу.
Смотреть его надо со стороны озера, что нам сделать не удалось.
Смотреть удалось на Онежское озеро.
Церковь открывалась нам постепенно, в раме из еще зеленых берез.
Известен год ее постройки - 1774. То есть сооружению 240 лет.
Гид рассказала нам, что это как минимум четвертая постройка. Наши предки поступали просто: обветшавшее здание сносили и строили новое, не особенно заботясь охраной памятников.
В 1770-х годах уже стоял каменный Санкт-Петербург, а в глуши карельских лесов неизвестные нам мастера одними топорами рубили деревянный храм. Один из последних на Руси.
Последнюю постройку возводили по строгим правилам древнего зодчества, больше похожие на ритуалы: деревья подбирали по множеству примет, срубали в строго определенное время, везли их на челнах издалека.
Этим бревнам, возможно, по 400-500 лет! 240 лет постройке + возраст дерева.
Как будто смотрят!
Вот и сама церковь
Отсюда выглядит небольшой. Но в реальности она довольно крупная для деревянного строения. А высота - 42 метра - превышает высоту знаменитого храма Преображения Господня в Кижах.
Не буду пересказывать историю Кондопожской церкви. Прочитайте из первых уст:
На этой фотографии начала ХХ века видна деревянная колокольня, которой жить осталось до 1930 года. 
Каменную церковь Рождества Богородицы разберут в 1960-м году. Местные жители должны помнить, как это происходило.
Еще одна печальная бумажка и переходим к красивым картинкам.
Вход. Здесь мы внесли в кассу по 150 рублей. 100 - за вход, 50 - за право фотосъемки.
Простите за банальность, это дорога к храму

У церкви два крыльца
Мы поднимались по-другому крыльцу.
С которого открывался роскошный вид на озеро
Коридор и дальше трапезная. Справа и слева - такие необычные столбы.
Мне понравилось, что в церкви нет никаких следов коммерции, ничего не продают. Как нет и старушек, указывающих кому и как себя следует вести. Никому не было дела до того, что большинство женщин в нашей группе пришли в джинсах и без платков. Нам не навязывали нелепые тряпки, как например, делают на Валааме. Как будто Богу есть какое то дело до формы нашей одежды!
В церкви много деревянной резьбы


Снаружи тоже.
Не знаю как комментировать такую красоту...



Гид рассказала нам, что маленькие окошки служат не только для проветривания деревянного помещения и предохранения его от сырости. Мастера 18-го века сделали невозможное и даже непостижимое: солнечный свет, проникая сквозь оконца, освещал те или иные иконы алтарной части.
Причем, очередность освещения была тщательно продумана для разных времен года.


Алтарь выполнен в стиле барокко. О нем, значит, знали мастера деревянного зодчества?

Самое потрясающее, что есть в Кондопожской церкви - это потолок в виде неба!
Гид рассказала нам, что росписи потолочной части предназначались для неумеющих читать. Херувимы, серафимы, ангелы... все вместе - композиция Божественной литургии.
Много ли росписи говорят нынешнему человеку, пусть и умеющему читать? 
Прочность, забытая в наше время. Надежность. Красота... Редкое сочетание.
Пришло время уходить

Кто-то из моих товарищей блогеров поместил в свой пост сюжет. Его авторы бьют в набат о плачевном состоянии памятника зодчества, допрашивают сотрудницу правительства. Та рассказывает об усилиях, предпринятых правительством по сохранению ценного объекта. Работа идет. Изыскиваются средства.
Я верю, что памятник будет спасен.
Церковь реставрировали при советской власти дважды - в 1927-м годы, 1950-х. Затем в 1999-м.
Я узнала, что в 1990 году храм был возвращен РПЦ. При этом он является музеем.
