Строго говоря, ополчение Минина и Пожарского 4 ноября не освободило Москву. Протодиакон Андрей Кураев пишет в книге "Церковь в мире людей": "В дневнике некоего польского офицера тех лет я встретил следующую запись: «4 ноября русские опять пошли на приступ к Китай-городу и благодаря Богу, были отбиты… 7 ноября русские вошли в крепость с великою радостию, а в нас это вызывало великую скорбь и сожаление»[1].
Таким образом, датой освобождения Москвы от захватчиков является ... день недоброй памяти Октябрьской революции. Однако, в праздновании именно 4 ноября есть свой глубокий смысл.
Присмотримся внимательней к составу этого ополчения. Его инициатором явился не претендент на престол, не знатный боярин, не князь, не воевода, не дворянин, даже не богач - купчик средней руки. "Нижегородским мясником" назвал Кузьму Минина С.М. Соловьёв. Идея национально-освободительного движения пришла таким образом снизу, из толщи народной. По себе знаю, как это страшно: самому, не имея за собой никакого серьёзного авторитета и никаких известных знакомых, выступать с инициативами: а вдруг не поймут? вдруг засмеют? да кто я такой, чтобы за мной пошли люди? Минин - решился. И народ пошёл за ним, никому не известным нижегородским купчиком, думаю, не в силу какой-то особой харизмы Минина и даже не в силу его безукоризненного благочестия (шли и за Прокопием Ляпуновым, человеком далеко не безупречным), а просто в силу того, что НУТРОМ почуяли его правоту. Прежде, чем собранное Мининым ополчение одолело Смуту физически, разгромив поляков и освободив Москву, Смута была побеждена нравственно - в сердцах людей. Святейший Патриарх Кирилл справедливо указывает: "Во времена Смуты, 400 лет назад, мы имели дело с вызовом религиозного характера, когда главной целью нанесенного по Руси удара была сама вера. Сохранить духовное первородство Православия и веру отцов, или дать ассимилировать Русскую Православную Церковь? Именно так стоял вопрос в 1612 году. Очевидно, что если бы тогда не устояла Россия, то прочие православные народы, находившиеся под османским гнетом, также потеряли бы надежду сохранить свою религиозную идентичность. По существу, Минин и Пожарский не просто освобождали Москву от интервентов — они защищали судьбу Вселенского Православия.". Это же самое поняли и те сотни и тысячи простых русских людей, слушавших речь Минина на площади, ныне получившей название Площади Народного Единства.
Но этой народной победы над смутой-в-себе было недостаточно. Победу над самим собой должен был одержать и Минин, как ни странно это звучит. Велик соблазн - освободить Россию не ради самой России и не ради Православия, а.. ради себя лично. Именно на этом соблазне "погорел" Прокопий Ляпунов. В сказке про Гарри Поттера есть замечательно трезвые и очень православные слова одного из положительных персонажей: "Для власти лучше всего приспособлены те, кто никогда к ней не стремился, принимающие руководство, потому что им его поручили, надевающие генеральский мундир по необходимости, а потом с удивлением обнаруживающие, что он сидит на них неплохо". Человеку, ставшему "властителем дум", очень важно осознавать пределы своей компетентности и не пытаться разыгрывать из себя того, кем не являешься. В том числе, если нужно - отказаться от первенства ради успеха дела. Минин этого искушения счастливо избежал. Понимая, что военных познаний у него никаких, он добровольно отказывается от начальства над собственным детищем, Нижегородским ополчением, вверяя его судьбу и освобождение России более грамотному человеку - воеводе Дмитрию Пожарскому[2].
.
Пожарский - блестящий аристократ, древнего княжеского рода. Князь Пожарский, если бы захотел, сам мог бы претендовать на Московский престол. Википедия сообщает, что Дмитрий Михайлович является прямым потомком самого Юрия Долгорукого, основателя Москвы: "Дмитрий Пожарский является потомком Василия Андреевича, первого из князей Пожарских, выходцев из Стародубских князей суздальской земли. Стародубские князья, в свою очередь, являются потомками великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, сына Юрия Долгорукого, основателя Москвы. Согласно распространённой легенде, центр его небольших владений — село Радогость — было опустошено пожаром, и после восстановления стало прозываться Погаром, откуда и произошло название удела. До Дмитрия Михайловича выдающихся военных и политических деятелей в роду Пожарских не было. Лишь его дед, Фёдор Иванович Пожарский, участвовал в качестве полкового воеводы при завоевании Казани царём Иваном Грозным. В результате учреждения Иваном Грозным опричнины поместные земли у многих княжеских семей в центральной части Руси были отобраны. Многие семьи попали в опалу и были сосланы. Такая участь постигла и семью князя Фёдора Ивановича Пожарского, которая в 1560-х годах века была сослана на «низ» (низовскими землями в то время считались земли Нижегородского уезда и соседствующих с ним иноверцев — мордвы, черемисов, а впоследствии и татар), где у Пожарских было старинное родовое имение в Жарской волости в селе Юрино." При желании он мог бы просто на порог не пустить Минина, тем более, что "Домострой" именно так и предписывал ему поступить. Но перед лицом общей опасности - не для себя лично, а для Отечества и Веры Православной - сословные и имущественные перегородки рушились.
Есть и ещё один важный момент в истории Нижегородского ополчения. Этот факт тщательно замалчивался в советские годы, не акцентируют на нём внимания и в наше противоречивое время, но ополчение Минина и Пожарского благословил заключённый в подземелье Чудова монастыря Патриарх Гермоген, будущий святой. Не случайно 4 ноября Православная Церковь отмечает день Казанской иконы Божией Матери [3]. Именно эту икону послал Патриарх-мученик Кузьме Минину в качестве напутствия. Об этом факте уверенно пишет нижегородский писатель и краевед Валерий Шамшурин. Таким образом, ополчение Минина и Пожарского стало не только образцом единения всех слоёв русского общества ради спасения Веры и Отечества, но и образцом послушания Святой Матери Церкви - чего нам так не хватает сегодня.
Вот икона священномученика Гермогена, Патриарха Московского и Всея Руси.
А вот Казанская икона Божией Матери, та самая, которая была в стане Минина и Пожарского.
Оригинал взят по адресу: http://lastochkinainna.livejournal.com/169888.html
Вдумаемся в эти факты. И придём к выводу, что народно-освободительное движение, вылившееся в создание ополчения Минина и Пожарского - это антипод революции. Нереализовавшаяся святая альтернатива социально-политического развития России. Революция предлагает разделение людей по имущественным и сословным признакам (с последующим уничтожением одних классов ради благополучия других). Ополчение Минина и Пожарского даёт нам образ единения всех общественных сил, всех сословных и классовых групп ради служения Идее. Революция беспощадно уничтожает идею всякого послушания, она норовит ниспрвергнуть Божественные Установления, церковную иерархию и освящённую ей светскую власть ради миража всеобщего равенства. Ополчение Минина и Пожарского являет собой идею послушания и добровольного самоограничения во всём её величии, прежде всего - беспрекословного послушания Церкви. Ополчение - это воплощение народной былины о трёх богатырях, зримо олицетворявших в народном сознании три основные общественные силы средневековой Руси - народ, аристократию и Церковь. В этом единстве - источник силы трёх богатырей. И в нём же - сила Нижегородского ополчения.
В свете всего этого - так ли уж важно, в какой именно день была освобождена Москва. Духовная победа куда труднее и куда важнее военной. И без первой не было бы и второй, чему лучшее доказательство - судьба Прокопия Ляпунова.
Дай Бог и нам, грешным, пройти в эти юбилейные дни по пути Минина и Пожарского не телесно, а духовно.
[1] Дневник событий относящихся к Смутному времени, известный под именем ложного Дмитрия // Русская Историческая библиотека. Т.1. СПб, 1872, стб. 351 и 353. (Комментарий отца Андрея)
[2] Впрочем, уже в ходе боевых действий против поляков Кузьма Минин обнаружил незаурядные полководческие способности. Самородок!
[3] Кстати, торжественное прославление этой иконы в годы правления Ивана Грозного совершил именно святитель Гермоген.
Journal information