3 августа 1943 года, 75 лет тому назад, одновременно с началом операции "Полководец Румянцев", советские партизаны в Белоруссии и Восточной Украине начали свою операцию. Она получила название "Рельсовая война". Основной целью этой масшьабной диверсионной акции стала помощь советским войскам, перешедшим на Курской Дуге в решительное наступление.
В постановлении ЦК КП Белоруссии по этому поводу говорилось: "Железные дороги, проходящие через Белоруссию, на всем их протяжении находятся под непрерывным воздействием партизанских отрядов и диверсионных групп,, что имеет громадное значение в срыве оперативных и стратегических замыслов противника. Вместе с этим ЦК КП(б) Белоруссии считает, что боевая работа белорусских партизан по разрушению путей подвоза противника может и должна быть усилена, к этому имеются все предпосылки и возможности. Важнейшими из этих условий являются: повсеместное быстрое развитие самого партизанского движения, принимающего характер всенародного движения против оккупантов, наличие широкой сети связи, аэродромов и посадочных площадок для самолетов, управляемость всеми партизанскими отрядами и бригадами в оккупированных областях и районах Белоруссии, наличие работающих на месте областных и районных подпольных комитетов КП(б) Белоруссии.
Все эти благоприятные условия и громадная сила самого движения делают возможным в настоящий момент поставить перед партизанским движением в Белоруссии задачу нанесения массированных ударов по железнодорожным коммуникациям противника в целях коренной дезорганизации всей железнодорожной сети, проходящей по территории Белоруссии.
Эта задача может быть успешно решена белорусскими партизанами не только организацией крушения воинских поездов, взрывов мостов, железнодорожных станций, выводом из строя паровозов, вагонов, но и другими путями. Внесенные по этому вопросу в ЦК КП(б) Белоруссии предложения, основанные на изучении двухлетнего опыта партизанской войны в тылу противника, показывают, что коренная дезорганизация железнодорожных коммуникаций врага может быть достигнута массовыми разрушениями рельсов железнодорожных путей.
Методом «рельсовой войны» разрушения коммуникаций можно довести до степени катастрофической для немецко-фашистских войск. При массовом применении этого способа борьбы противник принужден будет проводить огромные работы трудоемкого характера по замене взорванных рельсов для восстановления путей. Потребуется доставлять колоссальное количество стали, проката, что для него будет почти неразрешимой задачей".
Всего по данным "Википедии", к реализации этой операции было привлечено 167 партизанских отрядов и бригад.
В ходе операции было подорвано около 215 тысяч рельсов. Значительное количество эшелонов с живой силой и техникой врага оказались уничтожены (только белорусскими партизанами — 836 эшелонов и 3 бронепоезда) и на фронт так и не попали. Враг лишился свежих сил и оказался вынужден отступать под ударами Конева и Ватутина. Для дополнительного затруднения передвижения транспорта партизаны взрывали мосты и станционные сооружения. Наиболее серьёзные разрушения были произведены на участках Полоцк — Молодечно, Минск — Бобруйск, Лунинец — Калинковичи и Могилёв — Жлобин. К осени оперативные перевозки противника сократились на 40 процентов. На некоторых железных дорогах движение было задержано на 3—15 суток, а магистрали Могилёв — Кричев, Полоцк — Двинск, Могилёв — Жлобин не работали весь август. (см. здесь).
Все эти благоприятные условия и громадная сила самого движения делают возможным в настоящий момент поставить перед партизанским движением в Белоруссии задачу нанесения массированных ударов по железнодорожным коммуникациям противника в целях коренной дезорганизации всей железнодорожной сети, проходящей по территории Белоруссии.
Эта задача может быть успешно решена белорусскими партизанами не только организацией крушения воинских поездов, взрывов мостов, железнодорожных станций, выводом из строя паровозов, вагонов, но и другими путями. Внесенные по этому вопросу в ЦК КП(б) Белоруссии предложения, основанные на изучении двухлетнего опыта партизанской войны в тылу противника, показывают, что коренная дезорганизация железнодорожных коммуникаций врага может быть достигнута массовыми разрушениями рельсов железнодорожных путей.
Методом «рельсовой войны» разрушения коммуникаций можно довести до степени катастрофической для немецко-фашистских войск. При массовом применении этого способа борьбы противник принужден будет проводить огромные работы трудоемкого характера по замене взорванных рельсов для восстановления путей. Потребуется доставлять колоссальное количество стали, проката, что для него будет почти неразрешимой задачей".
Всего по данным "Википедии", к реализации этой операции было привлечено 167 партизанских отрядов и бригад.
В ходе операции было подорвано около 215 тысяч рельсов. Значительное количество эшелонов с живой силой и техникой врага оказались уничтожены (только белорусскими партизанами — 836 эшелонов и 3 бронепоезда) и на фронт так и не попали. Враг лишился свежих сил и оказался вынужден отступать под ударами Конева и Ватутина. Для дополнительного затруднения передвижения транспорта партизаны взрывали мосты и станционные сооружения. Наиболее серьёзные разрушения были произведены на участках Полоцк — Молодечно, Минск — Бобруйск, Лунинец — Калинковичи и Могилёв — Жлобин. К осени оперативные перевозки противника сократились на 40 процентов. На некоторых железных дорогах движение было задержано на 3—15 суток, а магистрали Могилёв — Кричев, Полоцк — Двинск, Могилёв — Жлобин не работали весь август. (см. здесь).
Партизаны минируют железную дорогу
Операция не только парализовала возможность переброски немцами войск и резервов, не только нанесла захватчикам ущерб в живой силе и технике, но и работала на подрыв немецкой экономики: немцам пришлось активизировать работу сталепрокатных предприятий и заняться доставкой рельсов из Польши и Германии, что ещё больше затруднило перевозки: уцелевшие линии железных дорог оказались забиты составами с рельсами, а железнодорожному начальству пришлось ломать голову, какие им поезда пропускать в первую очереьдь - с войсками для фронта или с рельсами для ремонта путей. Попытки карателей предотвратить партизанские диверсии успеха не имели.
Свидетельством эффективности ударов партизан может служить тот факт, что когда фашисты предприняли попытку парировать удар Красной Армии на могилевском направлении (а было это 12 декабря 1943 года, уже после того, как операция "Рельсовая война" завершилась) и из района Быхова направил в район Паричей 292-ю пехотную дивизию, то она смогла прибыть к месту назначения только 30 декабря, когда организовывать контрудар было уже поздно.
Эффективность действий партизан в юго-восточных районах Белоруссии подтверждается и немецкими источниками. Генерал Курт фон Типпельскирх, в то время командир 12-го армейского корпуса группы армий «Центр», свидетельствовал: «2-я немецкая армия, начиная с 27 сентября, безуспешно пыталась подтянуть достаточное количество сил с целью ударом в южном направлении, восстановить связь с группой армий «Юг» между Припятью и Днепром. Не густая и поэтому до предела перегруженная железнодорожная сеть, пропускная способность которой, и без того незначительная в районе припятских болот, еще больше снижалась в результате ожесточенной деятельности партизан, вряд ли могла обеспечить подвоз всего необходимого для этой армии. Переброска выделенных сил осуществлялась черепашьими темпами, что все время напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления, хотя проведение последнего с каждым днем становилось все затруднительным».
Подорванный партизанами немецкий эшелон
У операции "Рельсовая война" был и ещё один немаловажный аспект. Уничтожение партизанами железнодорожных путей и мостов парализовывало движение поездов в обе стороны. Следовательно, не только немецкие резервы не могли быть оперативно переброшены в помощь своим войскам, терпящим поражение на Курской Дуге и на Днепре, но и отступающие под ударами Красной Армии фашисты не могли ни планомерно организовать свой отход, ни вывезти на запад награбленное добро.
Journal information