Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Памяти Белой Лилии

1 августа 1943 года - трагическая дата в истории отечественной авиации. В этот день, то есть - 75 лет тому назад, не вернулась с боевого задания Лидия Литвяк, самая результативная среди женщин-асов Второй Мировой войны.





Лидия Литвяк


Её называли "Белой Лилией Сталинграда". А ещё посмертно дважды повышали в звании - сперва до лейтенанта, а потом - и до старшего лейтенанта. Она дослужилась до командира звена в своём гвардейском Сталинградском истребительном авиаполку. А ведь этой хрупкой девочке не было ещё и 22-ух лет.
Лидия Владимировна Литвяк появилась на свет 18 августа 1921 года. Родилась она в Москве, в семье рабочего-железнодорожника, русского по национальности. Сумела в те непростые годы окончить среднюю школу (это не каждому удавалось ввиду тяжёлого материального положения - большинство граждан нашей страны в довоенные годы едва сводили концы с концами). Примечательно, что в комсомол эта Лида вступила лишь в 18-летнем возрасте. Вероятно, данное условие было необходимым для продолжение службы в авиации - а летать Лидия хотела. Возможно, не слишком-то она одобряла происходившее в стране в пору её детства и ранней юности. А возможно - просто сказалось чёрное пятно в её биографии: отец Лиды в 1937 году был расстрелян как "враг народа" (какого, интересно? Ведь он сам был плоть от плоти человек из народа, самого, что ни есть, пролетарского происхождения).

В 1935 году, будучи всего 14-ти лет от роду, Лидия Литвяк поступила в Кировский аэроклуб. Увлечение авиацией в 30-е годы было едва ли не повальным, с уст не сходили рассказы о спасении челюскинцев, о рекордных перелётах Чкалова, о Гризодубовой, Расковой и Осипенко. Не удивительно, что и Лиду не миновало подобное увлечение. Оказалось, что девочка выбрала себе судьбу на всю жизнь. В 15 лет - первый самостоятельный полёт. В конце 30-х годов Лидия Литвяк окончила Херсонскую авиационную школу лётчиков-инструкторов, после чего устроилась работать в Калинский аэроклуб. До начала Великой Отечественной войны она успела стать одним из лучших инструкторов и подготовить 45 пилотов.

А потом грянула Великая Отечественная война. Многие девушки, наравне с парнями, рвались на фронт - защищать Родину, мстить захватчикам, освобождать оккупированные нелюдями-"евроинтеграторами" русские земли. Не стала исключением и Лидия Литвяк. В её голову не закралось и мысли о сведении личных счётов за расстрелянного отца, когда смертельная угроза нависла над всем народом. В конце концов, она приписала себе лишние 100 часов налёта и в январе 1942 года была зачислена в 586-й истребительный авиаполк.



Портрет Лидии Литвяк в зимней полётной экипировке.
Судя по позе, девушка либо только что вернулась из боевого вылета,
либо отправляется в небо.



Полк нёс свою боевую службу в противовоздушной обороне Саратова. Под Саратовом Лидия совершила 55 боевых вылетов и записала на свой счёт первую воздушную победу - сбила в группе бомбардировщик "Юнкерс" Ju-88.

 Немного человеческих подробностей. Вот что вспоминает одна из сослуживиц Лиды: "В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: "Ночью..."Раскова сказала, что следующей ночью Лиля, вместо того чтобы спать, отпорет воротник и пришьёт мех обратно на унты. Её к тому же ещё и арестовали, посадив в отдельное помещение, и она действительно всю ночь занималась обратной перешивкой меха. Это был первый раз, когда другие женщины обратили внимание на Лилю, поскольку раньше никто даже не замечал эту невысокую, миниатюрную девушку. В свои 20 лет она была такая худенькая, симпатичная и очень похожая на популярную в те годы актрису Серову". Можно ли осуждать совсем ещё юную девушку за то, что ничто женское было ей не чуждо, что даже в нечеловеческих условиях войны ей хотелось выглядеть эффектно и нравиться? Полагаю, что ни в к4оей мере, тем более, что её боевые результаты от этого нисколько не страдали. Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.

В августе 1942 года Лидия Литвяк добилась перевода из сил ПВО в действующую армию и была направлена в 437-й истребительный авиаполк, воевавший на Юго-Восточном фронте. Это был один из самых драматичных периодов Великой Отечественной войны. В междуречье Волги и Дона разворачивалась грандиозная оборонительная операция, которую потом назовут Сталинградской битвой. Враг рвался к Сталинграду, стремясь отрезать сражающуюся Россию от богатых ресурсами южных областей, попутно ведя наступление и на Кавказ - чтобы самому завладеть этими ресурсами. В сентябре вражеские полчища вышли на непосредственные подступы к Сталинграду и повели наступление на этот город, где пересекались важные транспортные пути и где были сосредоточены несколько крупных оборонных предприятий.

Лидии Литвяк довелось непосредственно участвовать в обороне Сталинграда. Она освоила новый истребитель Ла-5 и уже 13 сентября 1942 года сбила в воздушном бою над Сталинградом бомбардировщик Ju-88 и истребитель "Мессершмитт" Me Bf-109. "109-й" считался среди истребителей крайне почётной добычей, ибо этот самолёт по своим техническим характеристикам по праву числится среди лучших истребителей всей Второй Мировой войны. 27 сентября Лида повторила этот результат, уничтожив с расстояния 30 метров ещё один "юнкерс" и сбив в паре с Р. Беляевой ещё один "мессер". По некоторым сведениям, у лётчицы Беляевой кончились патроны, и Литвяк пришла ей на выручку, подменив её в бою с вражеским истребителем. А пилотом "109-го" оказался знаменитый ас, кавалер рыцарского креста, имевший 30 воздушных побед.

Примерно в это же время на фюзеляже самолёта Лиды появилось изображение белой лилии - её позывным под Сталинградом было слово "Лилия". С тех пор за Лидой прочно закрепилось прозвище "Белая Лилия Сталинграда".




Раскрашенное фото 1943 года:
Лидия Литвяк стоит у кабины своего самолёта.


Две боевые подруги - Екатерина Буданова и Лидия Литвяк, героини Сталинградской битвы. Фото 1942 года.


Вскоре после этой победы Литвяк перевели сначала в отдельное женское звено при штабе авиадивизии, а затем - в 9-й гвардейский Одесский истребительный авиаполк, за которым тянулась слава "полка асов". Командовал полком опытный лётчик, ветеран Гражданской войны в Испании Лев Львович Шестаков, под чутким руководством которого боевое и лётное мастерство Лидии Литвяк заметно возросло. В конце декабря 1942 года Лидия Литвяк сбила неподалёку от своего аэродрома бомбардировщик Do-217, доведя таким образом счёт своих воздушных побед до 6-ти.

Новый 1943 год Лида встречала в составе 296 истребительного авиаполка. В начале нового военного года к ней нежданно пришло счастье - обычное женское счастье, о котором мечтают большинство девушек. Лида не была исключением: по свидетельству сослуживцев, она отличалась романтичным нравом, в кабине её самолёта всегда был букетик живых цветов. Она любила дополнять свою форму яркими шёлковыми шарфиками, которые сама делала из парашютного шёлка. Стоит ли удивляться, что, оказавшись в практически целиком мужском окружении, Лида влюбилась? Её избранником стал лётчик-ас Алексей Фролович Соломатин. В январе 1943 года они узаконили свои отношения.

Катилась к своему закономерному финало Сталинградская битва. 2 февраля 1943 года войска немецкого фельдмаршала Паулюса капитулировали. Однако война продолжалась. Освободившиеся из-под Сталинграда войска двинулись в наступление на запад. 11 февраля командир полка, в котором служила Литвяк, повёл в бой четвёрку истребителей. Среди них - и знакомый всем самолёт с белой лилией на фюзеляже. И снова в активе Белой Лилии оказались два вражеских самолёта - истребитель и бомбардировщик. На этот раз счёт девушки-аса пополнился сбитым в группе лучшим самолётом люфтваффе - "фокке-вульфом" FW-190. Спустя несколько дней новый воздушный бой едва не кончился для Лидии Литвяк трагично. Её Як-1 был подбит и совершил вынужденную посадку на захваченной врагом территории. Немцы заметили приземлившийся русский истребитель и с оружием наизготовку устремились к нему, надеясь взять в плен незадачливого лётчика. Лидия выскочила из кабины и, отстреливаясь, побежала в сторону линии фронта. Но надолго ли могло ей хватить патронов? Казалось, что плен или гибель в неравном бою неизбежны. Но помощь пришла, откуджа не ждали.  Появившийся в небе советский штурмовик открыл ураганный огонь по вражеским солдатам, заставив их залечь, а затем приземлился и принял Лидию Владимировну на борт. Героиня Сталинградской битвы была спасена.

23 февраля 1943 года Лидия Литвяк по совокупности боевых заслуг была награждена Орденом Красной Звезды - своей первой боевой наградой.




Живописный портрет Лидии Литвяк на фоне летящих самолётов
На груди у неё - одрен Красной Звезды.
Стало быть, портрет изображает её вскоре после чудесного спасения.




В марте 1943 года обострилась боевая обстановка в районе Ростова-на-Дону.. 22 марта Литвяк с группой истребителей вылетела на перехват немецких бомбардировщиков. В этом бою ей удалось сбить ещё один "юнкерс". Неожиданно из облаков вынырнула шестёрка "мессеров" и с ходу пошла в атаку на русские истребители. Первой на пути фашистских стервятников оказалась Лидия. Она одна приняла неравный бой, давая возможность своим товарищам выполнить приказ и разобраться с бомбардировщиками. Перестрелка продолжалась 15 минут. В результате отважная лётчица была тяжело ранена, а её самолёт получил значительные повреждения. С большим трудом Лиде удалось привести искорёженный самолёт на свой аэродром. Доложившись командованию, раненая девушка потеряла сознание. Очнулась уже в госпитале.

После лечения в госпитале Лида получила отпуск в Москву на месяц. Врачи взяли с неё расписку, что она не меньше месяца будет долечиваться дома. Лида провела в отпуске только неделю - и сбежала в родной полк. 5 мая 1943 года, сопровождая к цели советские бомбардировщики, Лидия Литвяк одержала свою очередную победу, сбив немецкий истребитель.

21 мая Лидию Владимировну постигло несчастье. В воздушном бою над селом Павловка был подбит самолёт её мужа, Героя Советского Союза Алексея Соломатина.Тяжело раненый Соломатин на расстрелянном самолёте с трудом дотянул до аэродрома, но там силы оставили лётчика. Посадить машину он уже не смог.




Алексей Фролович Соломатин, Герой Советского Союза, кавалер 2-х орденов Ленина.




Гибель мужа стала тяжёлым ударом для Лиды. Другие в таких ситуациях ломаются - Лидия Владимировна лишь воспылала ещё более горячей ненавистью к захватчикам, не только унизившим её страну, но и разрушившим её личное счастье. В конце мая 1943 года над расположением советских войск появился аэростат - корректировщик артиллерийского огня. Неоднократные попытки советских лётчиков сбить аппарат не увенчались успехом - аэростат надёжно прикрывали с земли зенитным огнём. 31 мая Лидия Литвяк пошла на хитрость. Она углубилась вглубь вражеской территории и зашла на аэростат со стороны солнца, чем лишила фашистских зенитчиков возможности прицелиться. Атака длилась менее одной минуты, но этого времени хватило, чтобы расстрелять аппарат. За эту победу Лидия Владимировна удостоилась Ордена Красного Знамени.

16 июля Лидия Литвяк с однополчанами вылетела на сопровождение штурмовиков. В районе линии фронта наша авиагруппа столкнулась с превосходящими силами врага - 30 бомбардировщиков, сопровождаемых 6-ю истребителями. Судя по всему, немцы готовили удар по нашим наземным войскам. Литвяк с однополчанами решительно атаковали вражеские бомбардировщики. Атака была сорвана, а "добычей" Лидии Литвяк стали ещё один "юнкерс" и ещё один "мессер".

Вскоре после этого командование допустило Лидию Литвяк на свободную охоту. На капоте своего Як-1 она, как и под Сталинградом, нарисовала заметную белую лилию. В одном из воздушных боёв Литвяк оказалась вынуждена отбиваться от 3-х вражеских истребителей. А на командира полка навалились четыре "мессера". Не переставая отстреливаться, Лида поспешила на ыручку командиру. Самолёт девушки был подбит, причём немцы преследовали его до самой земли. С большим трудом Лидии Владимировне удалось посадить повреждённую машину на фюзеляж. Пехотинцы прикрыли её посадку огнём с земли. Каково же было восхищение солдат, когда они увидели, что спасённый ими пилот - очаровательная девушка!




Лидия Литвяк в редкие минуты отдыха.

В роковой день 1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила 3 боевых вылета и одержала свою очередную воздушную победу, сбив "мессершмитт" Bf-109. Во время своего последнего вылета она в составе шестёрки истребителей вступила в бой с 30-ю бомбардировщиками и 12-ю истребителями врага. Неравный бой завершился победой советских лётчиков, немцы отступили. Но на пути домой шестёрка победителей была неожиданно атакована вынырнувшим из облаков "мессером". Настигнутый очередью из вражеского пулемёта, самолёт Лидии Литвяк рухнул  вниз. Но у земли Лида попыталась выровнять самолёт и приземлиться. Это породило надежду, что она жива.

Однополчане немедленно организовали поиски. Однако, никаких следов ни самолёта, ни лётчицы так и не удалось обнаружить. Единственным человеком, видевшим, куда падал самолёт Лиды, был её ведомый - сержант Александр  Евдокимов. После его гибели в бою. поиски были прекращены.

Командование полка возбудило вопрос о представлении Лидии Литвяк к званию Героя Советского Союза. К этому времени на счету девушки было 168 боевых вылетов, 89 воздушных боёв, 12 вражеских летательных аппаратов (самолётов и аэростатов), сбитых лично, и 4 в группе. Вполне достаточно для геройского звания. Но вмешались трагические обстоятельства. В расположение полка вернулся один из сбитых ранее лётчиков. Он рассказал, что слышал разговоры местных жителей, будто в районе села Мариновки приземлился советский истребитель. Лётчиком оказалась девушка, белокурая, невысокого роста. В описываемом районе боевых действий под это описание подходила только Литвяк. Согласно рассказам вернувшегося лётчика, К ней немедленно подъехала машина с немецкими офицерами, с которыми она и уехала. Трудно сказать, что заставило этого лётчика сочинить эту детективную историю. Возможно, зависть к коллеге, которая, несмотря на свой слабый пол, оказалась профессионально успешнее. Возможно, месть за отвергнутые чувства (а Лида нравилась мужчинам). А возможно, на данном участке фронта бежала к своим немецкая шпионка, угнав советский самолёт, о чём наше командование так и не узнало. В итоге представление на звание Героя Советского Союза Лидии Литвяк было отклонено, а сама она лофициально была объявлена пропавшей без вести. Слава Богу, по крайней мере, не объявили её предательницей, а наградили Орденом Отечественной войны 1-й степени.



Лидия Литвяк в лейтенантской парадной форме.
На самом деле такую форму она ни разу так и не надела -
в лейтенанты её произвели посмертно в 1943 году.


В порыве откровенности Лидия Литвяк как-то сказала незадолго до гибели: "Мне без вести пропадать нельзя". Дочь репрессированного "врага народа", она знала, что говорит. С её биографией пропавшая без вести, она автоматически превращалась в предательницу. К счастью, боевые заслуги и практически единодушное заступничество  сослуживцев спасли Лиду от этой участи. Командир 31-го гвардейского авиаполка Борис Николаевич Ерёмин писал о Лидии Владимировне: "Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух". До самого конца войны лётчики-однополчане не оставляли надежды найти следы Лиды и восстановить справедливость. После войны к их поискам подключились журналисты и красные следопыты. О том, как была восстановлена историческая справедливость, пишет сайт "Герои страны":

"Ещё летом 1946 года командир 73-го гвардейского истребительного авиаполка И. Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного «Яка» уже были уничтожены... В 1968 году газета «Комсомольская Правда» предприняла попытку восстановить честное имя лётчицы. В 1971 году в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч. Летом 1979 года их поиски увенчались успехом. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали, что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Она похоронена в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области в братской могиле. Это была Лидия Литвяк, что подтвердилось ходом дальнейших расследований.

В июле 1988 года в личном деле Литвяк запись «пропала без вести» была наконец заменена на «погибла, выполняя боевое задание». Ветераны полка, в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза.

Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии младшему лейтенанту Литвяк Лидие Владимировне
посмертно присвоено звание Героя Советского Союза" (конец цитаты).


Памятник Лидии Литвяк в г. Красный Луч (ЛНР),
поисковики из которого нашли место её захоронения.

Tags: Великая Отечественная война, Вечная память, Жизнь замечательных женщин, История Отечества, Сталинград
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments